Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика

  • А. Розвадовский Институт восточных исследований, Университет в Познани Email: rozw@amu.edu.pl
Ключевые слова: шаманизм, наскальное искусство, Центральная Азия, интерпретация, эпоха бронзы, символика

Аннотация

В статье представлен опыт изучения проблем интерпретации памятников наскального искусства с точки зрения влияния шаманизма. Вопросы, рассматриваемые в публикации, определили необходимость обращения к общей историографии шаманизма, а также отдельным аспектам исследования особенностей проявления этой традиции в петроглифах различных хронологических периодов. Анализ имеющихся материалов, полученных в ходе работ на территории Центральной Азии, позволил выявить отдельные изображения и сюжеты, которые могут демонстрировать влияние шаманизма на наскальное искусство древнего населения региона. Наиболее показательные в этом отношении памятники относятся главным образом к эпохе бронзы. Это подтверждают и результаты раскопок немногочисленных погребальных комплексов того времени. В заключение статьи рассмотрены этические вопросы интерпретации археологических материалов, в том числе памятников наскального искусства, в контексте влияния на их черты традиций шаманизма. Предложено различать шаманизм как религиозную систему населения Сибири и Центральной Азии и шаманизм, проявления которого фиксируются в наскальном искусстве древних народов этих регионов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Басилов В.Н. Избранники духов. М. : Политиздат, 1984. 208 с.

Басилов В.Н. Шаманство у народов Срезней Азии и Казахстана. М. : Наука, 1992. 324 с.

Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М. : Наука, 1980. 272 с.

Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря. М. : Памятники исторической мысли, 1998. 288 с.

Дьяконова В.П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1981. Т. 37. С. 138–152.

Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX – начала ХХ в. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1954. 840 с.

Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск : Наука, 1988. 173 с.

Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М. : Наука, 1980. 176 с.

Леонтьев Н.В., Капелько В.Ф., Есин Ю.Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2006. 236 с.

Окладникова Е.А. Граффити Кара-Оюка, Восточный Алтай // Материальная и духовная культура народов Сибири (Сборник МАЭ. Т. XLII). Л. : Наука, 1988. С. 140–158.

Потапов Л.П. Обряд оживления шаманского бубна у тюркоязычных племен Алтая // Труды Института этнографии. М. ; Л. : Наука, 1947. Т. 1. С. 159–182.

Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск : Наука, 1978. С. 18–19.

Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. Новосибирск : Наука, 1984. 120 с.

Окуневский сборник: Культура. Искусства. Антропология. СПб. : Петро-РИФ. 1997. 358 с.

Семенов В.А., Килуновская М.Е., Красниенко С.В., Субботин А.В. Петроглифы Каратага и горы Кедровой (Шарыповский район Красноярского края). СПб. : Б.и., 2000. 66 с.

Франкфор А.-П., Якобсон Э. Подходы к изучению петроглифов Северной, Центральной Средней Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. №2 (18). С. 53–78.

Argent G. The horse in shamanic paraphernalia and ritual in Southern Siberia-Eastern Central Asia: Historical ethnography and Iron Age archaeology // Paper presented at the European Society for Central Asian Studies, Ninth Conference on Central Asia: The Local, the Regional and the Global, 12–4 September 2005, Krakó, Poland.

Bahn P.G. Save the last trance for me: An assessment of the misuse of shamanism in rock art studies // The concept of shamanism: uses and abuses. Budapest : Akadéiai Kiadó 2001. Р. 51–94.

Chippindale C., Taçn P.S.C. (eds). The Archaeology of Rock-Art. Cambridge : Cambridge University Press, 1998.

Clottes J., Lewis-Williams J.D. The shamans of prehistory: Trance and magic in the painted caves. New York : Harry N. Abrams, 1998.

DemattèP. Beyond shamanism: Landscape and self-expression in the petroglyphs of Inner Mongolia and Ningxia (China) // Cambridge Archaeological Journal. 2004. №14 (1). Р. 5–23.

Devlet E. Rock art and the material culture of Siberian and Central Asian shamanism // The archaeology of shamanism. London : Routledge, 2001. Р. 43–55.

Eliade M. Shamanism, archaic techniques of ecstasy. New Jersey : Princeton University Press, 1972.

Francfort H.-P. Art, archaeology and the prehistories of shamanism in Inner Asia // The concept of shamanism: uses and abuses. Budapest : Akadémia Kiadó, 2001. Р. 243–276.

Halemba A. Świadomość narodowa współczesnych Ałajczyków // Wielka Syberia małych narodów. Kraków : NOMOS, 2000. Р. 99–116.

Halemba A. Contemporary religious life in the Republic of Altai: the interaction of Buddhism and Shamanism // Sibirica. 2003. №3 (2). Р. 165–182.

Hamayon R.N. Are «trance», «tecstasy» and similar concepts appropriate in the study of shamanism? // Shamanism: critical concept in sociology. London & New York : RoutledgeCurzon, 2004a. Vol. III. Р. 243–260.

Hamayon R.N. Shamanism in Siberia: from partnership in supernature to counter-power in society // Shamanism: critical concept in sociology. London & New York : RoutledgeCurzon, 2004b. Vol. I. Р. 165–176.

Hoppál M. On the origins of shamanism and the Siberian rock art // Studies on shamanism. Budapest : Akadémiai Kiadó, 1992. Р. 132–149.

Humphrey C. Theories of North Asian shamanism // Soviet and Western anthropology. London : Duckworth, 1980. Р. 243–254.

Kehoe A.B. Shamans and religion: An anthropological exploration in critical thinking. Prospect Heights, Illinois : Waveland Press, 2000.

Kubarev V.D. Traces of shamanic motives in the petroglyphs and burial paintings of the Gorno-Altai // Spirits and Stones: shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznań : Instytut Wschodni UAM, 2002. Р. 99–119.

Lewis-Williams J.D. Agency, art, and altered consciousness: A motif in French (Quercy) Upper Palaeolithic Parietal art // Antiquity. 1997a. №71 (274). Р. 810–830.

Lewis-Williams J.D. Harnessing the brain: Vision and shamanism in Upper Palaeolithic Western Europe // Beyond art: Pleistocene image and symbol. Berkeley : University of California Press, 1997b. Р. 321–342.

Lewis-Williams J.D. A cosmos in stone: Interpreting religion and society trough rock art. Walnut Creek : AltaMira Press, 2002a.

Lewis-Williams J.D. The mind in the cave. London : Thames & Hudson, 2002b.

Lewis-Williams J.D. & Dowson T.A. The signs of all times. Entoptic phenomena in Upper Paleolithic art // Current Anthropology. 1988. №29 (2). Р. 201–245.

Lymer K. Styl zwierzęcy, totemy i wizje w petroglifach Azji Środkowej // Sztuka naskalna i szamanizm Azji Środkowej. Warszawa : Dialog, 1999. Р. 135–159.

Lymer K. The deer petroglyphs of Arpauzen, South Kazakhstan // Spirits and Stones: shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznań : Instytut Wschodni UAM, 2002. Р. 80–98.

Martynov A.I. The ancient art of Northern Asia. Urbana-Chicago: University of Illinois Press, 1991.

Martynov A. Rock drawings on the Bichitku-Bom hill // International Newspaper on Rock Art. 1993. №4. Р. 20–24.

Nowik E. Szamanizm syberyjski. Kraków : NOMOS, 1993.

Pavlinskaya L.R. The shaman costume: image and myth // Ancient traditions: shamanism in Central Asia and the Americas. Colorado : University Press of Colorado, 1994. Р. 257–264.

Pentikäinen J. Shamanism and culture. Helsinki : Etnika CO, 1998.

Rozwadowski A. From semiotics to phenomenology: Central Asian petroglyphs and the Indo-Iranian mythology // Theoretical perspectives in rock art research. Oslo : Novus Press, 2001a. Р. 155–174.

Rozwadowski A. Sun gods or shamans? Interpreting the ‘solar-headed’ petroglyphs of Central Asia // The archaeology of shamanism. London ; New York : Routledge, 2001b. Р. 65–86.

Rozwadowski A. The antiquity and dynamics of Central Asian shamanism and rock art // The Turks. Istanbul: Yeni Türkiye Research and Publication Center, 2002a. Vol. 1. Р. 967–980.

Rozwadowski A. Crossing the crack: flying to the cloud. Indo-Iranians, shamanism and Central Asian rock art // Bolletino del Centro Camuno di Studi Preistorici. 2002b. №33. Р. 97–105.

Rozwadowski A. Disappearing in the cliffs: shamanistic aspects of Indo-Iranian mythology as a context for interpreting Central Asian petroglyphs // Spirits and Stones: Shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznań : Instytut Wschodni UAM, 2002c. Р. 49–79.

Rozwadowski A. Indoirańczycy – sztuka i mitologia. Petroglify Azji Środkowej. Poznań : Wydawnictwo Naukowe UAM, 2003.

Rozwadowski A. Symbols through time: interpreting the rock art of Central Asia. Poznań : Institute of Eastern Studies, Adam Mickiewicz University, 2004.

Rozwadowski A. & Knurenko P. Reconsidering the rock paintings at Sinsk Village, Middle Lena River (Yakutia) // Spirits and Stones: Shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznań: Instytut Wschodni UAM, 2002. Р. 163–172.

Rozwadowski A. & Kośko M.M. (eds). Spirits and stones: Shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznań : Instytut Wschodni UAM (Eastern Studies Institute, University of Adam Mickiewicz), 2002.

Rozwadowski A., Kośko M. & Dowson T. (eds). Sztuka naskalna i szamanizm Azji Środkowej. Warszawa: Dialog, 1999.

Samashev Z. Petroglyphs of the East Kazakhstan as a historical sources. Almaty: Rakurs, 1993.

Sher J.A. Siberie du Sud 1: Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Serie: Repertoire des petroglyphes d’Asie Centrale, Fascicule 1. Paris : Diffusion de Boccard, 1994.

Smyrski Ł. Tuwa – w centrum kontynentu // Wielka Syberia małych narodów. Kraków : NOMOS, 2000. Р. 149–166.

Studzitskaya S.V., Kuzminykh S.V. The Galich treasure as a set of shaman articles // Fennoscandia Archaeologica. 2002. №19. Р. 13–35.

Vajnštejn S.I. The Tuvan (Soyot) shaman’s drum and the ceremony of its ‘enlivening’ // Folk beliefs and shamanistic traditions in Siberia. Budapest : Akadémiai Kiadó, 1996. Р. 127–134.

Tashbayeva K., Khujanazarov M., Ranov V. & Samashev Z. Petroglyphs of Central Asia. Bishkek: International Institute for Central Asian Studies, Samarkand, 2001.

Walter M.N. Introduction // Shamanism: An encyclopedia of world beliefs, practices, and culture. Santa Barbara : ABC Clio, 2004. Р. XV–XXVIII.

Walters P. Religion in Tuva: Restoration or Innovation? // Religion, State & Society. 2001. №29 (1). Р. 23–38.

Whitley D. Introduction to rock art research. Walnut Creek : Left Coast Press, 2005.

Wyszyński R. Poczucie więzi narodowej i panmongolizm we współczesnej Buriacji // Wielka Syberia małych narodów. Kraków : NOMOS, 2000. Р. 69–98.

Zhetybaev Z. Kazakh ethnographic engarvings and baksylyk // Spirits and Stones: Shamanism and rock art in Central Asia and Siberia. Poznań : Instytut Wschodni UAM, 2002. Р. 28–32.

Опубликован
2019-06-10
Как цитировать
Розвадовский А. Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика // Теория и практика археологических исследований, 2019. Т. 10, № 2. С. 57-71 DOI: 10.14258/tpai(2014)2(10).-04. URL: http://journal.asu.ru/tpai/article/view/%2810%29.-04.
Раздел
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ