ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В АСПЕКТЕ ОБЫДЕННОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ

  • Л. Х. Сарамотина Кемеровский государственный университет
Ключевые слова: ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ, ОБЫДЕННАЯ СЕМАНТИЗАЦИЯ, СВОЙСТВА ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ, СТРАТЕГИИ ОСОЗНАНИЯ СЛОВА, САМОРЕФЛЕКСИИ

Аннотация

В статье представлена попытка создания типологии языковой личности студента юридического факультета по материалам лингвистического эксперимента, включающего обыденную семантизацию незнакомых сложных слов. В результате выделены четыре типа языковой личности в этом аспекте: логический, эмоциональный, играющий, копирующий.

Литература

1. Голев, Н. Д. Лингвоперсонологические основания личностно-ориентированного поведения/Н. Д. Голев//Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку.-Кемерово, 2009. -С. 8-17.
Контекст: ...А «разнообразие стилей…есть фундаментальная лингводидактическая ценность» [Голев, 2009, 12], которая должна лежать в основании развития языковой личности.

2. Голев, Н. Д. Общий очерк концепции «словаря обыденных толкований русских слов»/Н. Д. Голев//Обыденное метаязыковое сознание. Ч.3.: коллективная монография/отв. ред. Н. Д. Голев. -Кемерово; 2010. -С. 205-219.
Контекст: ...Под обыденной семантизацией понимается «форма метаязыковой деятельности рядового носителя языка, направленная на экспликацию мыслительного содержания, репрезентируемого словом в его (носителя) языковом сознании» [Голев, 2010, 205]. «Семантизация» - наделение слова смыслом с опорой на знакомые элементы, термин «обыденный» подразумевает характерные для обыденного сознания свойства, обнаруживаемые в процессе семантизации.

3. Гридина, Т. А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры)/Т. А. Гридина//автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. -М., 1996.
Контекст: ...III тип: человек «играющий»: респонденты этой группы пользуются «свободой действия в пределах правил» [Гридина, 1996, 12] в большей мере, чем представители других групп, включая при семантизации слов разнообразные знания, суждения, мнения, широкий жизненный контекст, свой личный опыт.

4. Караулов, Ю. Н. Языковая личность (словарная статья)/Ю. Н. Караулов//Русский язык. Энциклопедия; гл. ред. Ю. Н. Караулов. -М: Дрофа, 1997. -С. 671-672.
Контекст: ...и психологическими предпочтениями и установками; представитель данной языковой общности; и представитель рода человеческого, неотъемлемым свойством которого является использование естественного языка» [Караулов, 1997, 671].

5. Ростова, А. Н. Обыденная семантизация слов/А. Н. Ростова//Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Ч.1.: коллективная монография/отв. ред. Н. Д. Голев. -Кемерово; Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2009. -С. 182-202.
Контекст: ...Вместе с тем семантизация является актом осознания значения слова, интерпретационным актом, «основывающимся преимущественно на рационально-логических, но не лишенным и иных (иррациональных, сублогических) способов познания, воплощенных в креативных формах» [Ростова, 2009, 184].
Как цитировать
Сарамотина, Л. (1). ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В АСПЕКТЕ ОБЫДЕННОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ. Юрислингвистика, (3), 25-30. извлечено от http://journal.asu.ru/urisl/article/view/2675
Раздел
Статьи ЮЛ 3-14