ПЕТРОГЛИФЫ ГОРЫ ЧУРТАГ И ЕЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ

Н.И. РЫБАКОВ

Аннотация


Петроглифы горы Чуртаг (Северная Хакасия) задокументированы авторoм в 2003 г. Они представляют культовую иконографию чужеродной религиозной традиции и являются сопутствующим камнеграфическим комплексом изображений персонажей в мантиях (Подкамень: экспедиция И.Р. Аспелина, 1887). Это символическое искусство характеризует религиозный синкретизм буддийско-манихейских сововлечений конца VIII - X в. в исторической среде государства древних кыргызов. Некоторая часть этой петрографики, по мнению автора, имеет подобия и тождество петроглифам на торговых путях Северного Ладакха.

Ключевые слова


СИНКРЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО; РАВНОКОНЕЧНЫЕ КРЕСТЫ; КОСМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ; БУДДИЗМ; МАНИХЕЙСТВО; ТОРГОВЫЕ ПУТИ; ЕНИСЕЙ; СЕВЕРНЫЙ ЛАДАКХ

Полный текст:

PDF

Литература


Дьяконов М.М. Росписи Пенджикента и живопись Средней Азии//Живопись Древнего Пенджикента. М., 1954. С. 139.

Контекст: ...- кыргызская богиня с солнцем и луной Kun-Aj- Tengry, Барстаг, окрестности горы Чуртаг, по: (Рыбаков Н.И., 2011, с. 125); 5 - Пенджикент (по: Маршак Б.И. и др., рис. 70); 6 - Хорезм, деталь серебряной чаши (по: Дьяконов М.М., 1954, рис. 11); 7 - «Хорез- мийская Анахита» (по: Дьяконов М.М., Смирнова О.И., 1967, рис. 4); 8 - четырехрукая богиня Уструшана (по: Негматов Н.Н., 1964, рис. 1, с. 148) Рис. 3. 1 - третий ярус горы Чуртаг, м

Дьяконов М.М., Смирнова О.И. Эпиграфика Востока. М., Л., 1967.

Контекст: ...Барстаг, окрестности горы Чуртаг, по: (Рыбаков Н.И., 2011, с. 125); 5 - Пенджикент (по: Маршак Б.И. и др., рис. 70); 6 - Хорезм, деталь серебряной чаши (по: Дьяконов М.М., 1954, рис. 11); 7 - «Хорез- мийская Анахита» (по: Дьяконов М.М., Смирнова О.И., 1967, рис. 4); 8 - четырехрукая богиня Уструшана (по: Негматов Н.Н., 1964, рис. 1, с. 148) Рис. 3. 1 - третий ярус горы Чуртаг, местонахождение космических знаков (материалы автора); 2-6 - петроэпиграфическая астральная группа знаков; 7 - сцена с луной из турфанской коллекции (Кочо:

Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. С. 248.

Контекст: ...Расхождение между четырехкратной (Зуев Ю.А., 2002, с. 248) и семикратной суточной молитвой (BeDuhn J.D., 2000, p. 149) указывает на практические нормы разных манихейских традиций.

Кызласов Л.Р. О датировке памятников енисейской письменности//СА. 1965. №3. С. 45.

Контекст: ...Крест с ромбовидной сердцевиной считается «тамгой древнетюрской знати» (Кызласов Л.Р., 1965, с. 45).

Маршак Б.И. Отчет о работах на объекте XII за 1955-1900 гг.//МИА. 1964. №124. С. 238-240.

Негматов Н.Н. Божественный и демонический пантеон Уструшаны и их индоиранские параллели//Древние культуры Средней Азии и Индии/под ред. Б.М. Массона. Л., 1984. С. 146-163.

Рыбаков Н.И. Изучение манихейской иконографии Июсских степей//Религия в истории народов России и Центральной Азии: мат. Всерос. с междунар. участием конф.; под ред. П.К. Дашковского. Барнаул, 2011. 257 с.

Контекст: ...Лунно-солнечное существо входит в группу женских божеств Центральной и Средней Азии, богинь на звере, держащих солнце и луну (рис. 2.-5-8) (Рыбаков Н.И. 2011, с. 125).

Рыбаков Н.И. Кыргызско-манихейский крест//Эпиграфика Востока. M., 2015. Вып. 31. 352 с.

Контекст: ...Крест является модифицированным символом кыргызско-манихейской составляющей в формате религиозно-исторических отношений центральноазиатских комплексов - уйгурского, согдийского, иранского и переднеазиатского (Рыбаков Н.И., 2015, с. 124).

Хуастуанифт/введение, текст, пер. Л.Н. Дмитриевой//Тюркологические исследования. М.; Л., 1963.

Benveniste E. Notes sogdiennes (IV)//BSOS, 9-3. 1938. P. 503-504.

Контекст: ...В конце XX в. развернулась полемика касательно петроглифов на периферии Тибета (Uraj G., 1983, p. 404; Klimkejt H.J., 1979a, p. 103; 1979b, p. 384; Franke A.H., 1925, p. 366-370, pl. 2; Benveniste E., 1938, p. 503-504; Dauvillier G., 1948, p. 143, 294).

Dauviller G. Les Provinces Chaldeennes “de I’ Exterier” au Moyen Age//Melanges offerts au R.P. Ferdinand Cavallera, a L’occasion de La guarantieme annee de son professorat a L’Institut Catholigue. Toulouse, 1948. P. 143, 294.

Taf. 8. Klimkejt H.J. Vairocana und das Lichtreus // Manichaische Elemente in der Kunst von Alchi (West-Tibet) // Zentrlasiatische Studien. V. 13. 1979b. P. 357-399.

Puech. H.-C. The Concept of Redemption in Manichaeism. In // The Mystic Vision // Еdited by v. Campbell. Princeton, 1968. P. 247-314.

Контекст: ...Энри Чарльс Пуеш представил образ перевернутого знака из состава турфанской коллекции на обсуждение - Париж (1953- 1954 гг.) (сообщение: BeDuhn D.J., 2000, p. 157) (Puech H.-C. 1968, p. 313-14).

Uray Geza Tibet's Connections with Nestorianism and Manicheism in the 8th-10th Centuries//Contributions on Tibetan Language, History and Cultury. Vol. 1. Wien, 1983.

Контекст: ...Рисунок 1.-6 - равно- конечный крест из тибетских материалов (Pelliot, Национальная библиотека Париж: Uray G., 1983, plate XVII).

Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaeler. Helsingfors, 1931.

Контекст: ...Klimkejt H.J., 1982, plate XXV, f.45); 8-11 - персонажи в мантиях с эмблемой на лбу «круг в круге» (Барстаг, Подкамень) (материалы автора); 11 - персонаж с солярно-лунарной эмблемой на лбу, Подкамень (по: Appelgren-Kivalo H., 1931, abb. 98, p. 19) Четыре космических символа показывают состояние временных фаз восхода и захода луны и солнца в течение суток.

BeDuhn J. D. The Manichaean Body. In Discipline and Ritual. The Johns Hopkins Press. Baltimore; London, 2000. Plate 1, MIK III 4974 recto.

Контекст: ...Расхождение между четырехкратной (Зуев Ю.А., 2002, с. 248) и семикратной суточной молитвой (BeDuhn J.D., 2000, p. 149) указывает на практические нормы разных манихейских традиций.

Francke A. H. Antiguities of Indian Tibet//Archaeological Survey of Indian, New Imperial Series. Vol. XXXVIII. Part I, RAM NAGAR-NEW DELHI. 1978. P. 105. Plate XLIVb.

Контекст: ...с изображениями буддийской ступы и фигур в мантиях, Подкамень (хранение, Эрмитаж) (по: Appelgren- Kivalo H., 1931, abb. 99, p. 20); 8 - изображения буддийских ступ, Северный Ладакх (Dongga, Chiglit) (по: Francke A.H., 1978, p. 105, pl.

Francke A.H. Felseninschriften in Ladakh//SPAW. 1925. P. 366-370. Pl. II.

Klimkejt H.J. Manichaean Art and Calligraphy. Lejden, 1982. 43f.

Контекст: ...Рис. 1. 1 - равноконечные кресты и астральные знаки горы Чуртаг, первый ярус, первая плоскость (материалы автора); 2 - «солнце-луна» и равноконечный крест, вторая плоскость; 3 - три равноконечных креста, третья плоскость; 4 - равноконечный крест из турфанской коллекции (Кочо, VIII-IX вв.) (по: Klimkejt H.J.,1982, abb. 6. p.37); 5 - петрографический равноконечный крест (Drangtse, Ladakh: Uray G., 1983, plate XVIIa); 6 - равноконечный крест в тибетском тексте, сборы Пеллиота (по: Uray G., 1983, plate XVIIb) Рисунок 2.-1-3 - петроглифы горы

Klimkejt H.J. Das Kreuzessymbol in der zentralasiatischen Religion-sbegegnung//Zeitschrift fur Religions und Geistesgeschichte. V. 31. 1979a. P. 103.

Контекст: ...В конце XX в. развернулась полемика касательно петроглифов на периферии Тибета (Uraj G., 1983, p. 404; Klimkejt H.J., 1979a, p. 103; 1979b, p. 384; Franke A.H., 1925, p. 366-370, pl. 2; Benveniste E., 1938, p. 503-504; Dauvillier G., 1948, p. 143, 294).

Gulacsi Z. Mediaeval Manichaean Book Art//A Codicological Study of Iranian and Turkic Illuminated Book Fragments from 8th-11th Century East Central Asia. Brill; Leiden; Boston, 2005.

Контекст: ...Культовый символ «солнце/луна» принадлежит согдийско-турфанской традиции, корни которой - Месопотамия (Gulacsi Z., 2005, р. 109).

Klimkeit H.J. Die Begegnung von Christen tum, Gnosis und Buddhismus an der Seidenstrabe. Herstellung, 1987. P. 36.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342