ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРКМЕНСКОЙ ОХОТЫ

С.Д. АТДАЕВ

Аннотация


Заботливое отношение человека к природе можно увидеть во многих аспектах хозяйственной деятельности, и в частности, в таком промысловом занятии, как охота. Изучение охотничьего дела и его истории позволяет выявить определенные правила и нормы, ограничивающие безмерное истребление животных. Каноны правильной охоты соблюдались в строгом порядке и передавались из поколения в поколение. Имеющий активное хождение у охотников свод письменных правил ведения охоты - «рисале», запрещал отстрел животных в период вынашивания потомства, а также имеющих малых детенышей. Существовало такое понятие, как «Пыгамбер авы» (охота Пророка), которое позволяло убить только такое количество добычи, которую охотник смог бы унести с собою. Существовала охота, называемая справедливой «Армансыз ав», когда охотник избегал такие приемы, как скрытность и неожиданность. Часто использовались бескровные способы охоты. В одном случае животное долго гнали, доводя его до обессиленного состояния. В другом - широко использовали каменные капканы и плетеные сети. Запрещалась охота в окрестностях «святых» мест. Эти правила вырабатывали у охотников чувство меры и ответственность за окружающую их природу.

Ключевые слова


ОХОТА; ПРАВИЛА; ЗАПРЕТ; ДОБЫЧА; ИСТРЕБЛЕНИЕ; ПРОМЫСЕЛ; СЕЗОН; РЕГУЛИРОВАНИЕ; НАКАЗАНИЕ; ПРЕСЛЕДОВАНИЕ; СЕТИ; КАМЕННЫЕ ЛОВУШКИ; ТРАВЛЯ; ЛЕГЕНДЫ

Полный текст:

PDF

Литература


Атаев К. Охота у туркмен Ахала в конце XIX -начале XX в.//Известия АН ССР. СОН. 1965. №5. С. 8-13.

Контекст: ...Охота на более семи животных за один день считалась греховной (Атаев К., 1965, с. 10).

Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение «тэнгрианство». Казань, 2006. 177 с.

Контекст: ...Шаболио усмотрел в этом дурное предзнамено- вание, сильно заболел и через месяц умер (Безертинов Р.Н., 2006, с. 77).

Гельдыханов М. Туркменские традиционные обычаи по охране окружающей среды//Памятники Туркменистана. 1984. №2. С. 9.

Контекст: ...Если же охотник находил животное мертвым, то ни в коем случае не оставлял его брошен- ным и немедленно закапывал его (Гельдыханов М., 1984, с. 14).

Карутц Р. Среди киргизов и туркменов на Мангышлаке/пер. Е. Петри. СПб., 1910.

Контекст: ...Побывавший в начале прошлого столетия на полуострове Мангышлак российский исследователь Р. Карутц (1910, с. 41) по этому поводу писал, что местные жители называли загнанного зайца «сильным ртом».

Оразов А. Народные традиции охраны природы у туркмен//Верования, обряды и обычаи туркмен: (историко-этнографические исследования). Ашхабад, 1992. С. 10-15.

Контекст: ...Данный обычай является одной из форм ограничительных мер напрасного уничтожения промысловых животных (Оразов А., 1992, с. 13).

Роузен С. Уважение к жизни в мировых религиях//Вегетарианство в мировых религиях. М., 2004. С. 47-145.

Atdaýew S. Zamahşarynyň döredijiliginde tebigat temasy//Mahmyt Zamahşary we gundogaryň ylmy-edebi galkynyşy. Aşgabat, 2007. S. 204-205 (на туркм. яз.).

Hommaýew Toýly. Guş awuna çyksaň, öýdäki towugy unutma//Mugallymlar gazeti. 2014. 9 Iýun (на туркм. яз.).

Nakyllar we atalar sözi. Aşgabat, 1961. 126 с. (на туркм. яз.).

Контекст: ...По этому поводу существует пословица: авын муне йетсе, омпа щтурар («если убитое охотником число животных превысит тысячу, то жертва падает на задние ноги») (Nakyllar, 1961, с. 126).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342