ЫЗЫХ ТÖС’Ы - ‘СВЯЩЕННЫЕ ФЕТИШИ’ В КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКЕ ХАКАСОВ (КОНЕЦ XIX - СЕРЕДИНА XX В.)

В.А. БУРНАКОВ

Аннотация


На основе архивных и литературных этнографических сведений рассматривается такой мировоззренческий феномен, как фетишизм или культ тöс’ов у хакасов. Предметом изучения стали Ызых тöс’ы. В статье на основе внешних характеристик представлена их классификация по типам. Выявлены вариации их символического оформления. Проанализированы сакральные функции и способы обрядового взаимодействия с этими священными изделиями. В традиционном мышлении народа тöс’ы наделялись охранительными, покровительствующими, лечебными и иными свойствами. Среди верующих бытовала убежденность, что во многом от их благосклонности зависит сохранность здоровья людей, благополучие их жизни и успех в хозяйственной деятельности. Отводимая им особая сакральная роль в духовной жизни хакасов способствовала формированию определенной системы обрядности. Она включала в себя как индивидуальные акты поклонения, так и коллективные, с ее регламентированными нормами жертвоприношения и посвящением животных.

Ключевые слова


ХАКАСЫ; ТРАДИЦИЯ; МИРОВОЗЗРЕНИЕ; ШАМАНИЗМ; КУЛЬТ; ФЕТИШ; ЫЗЫХ ТöС'Ы; ОБРЯДЫ

Полный текст:

PDF

Литература


Архив музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета (далее -АМАЭС ТГУ). №680-1 «Этнографическая экспедиция ТГУ в Хакасию. Лето 1974. Сагайцы». 33 л.

АМАЭС ТГУ, №680-3 «Этнографическая экспедиция ТГУ 1974 г. Сагайцы». 46 л.

АМАЭС ТГУ. №680-4 «Этнографическая экспедиция ТГУ 1974 г. Сагайцы». 40 л.

АМАЭС ТГУ. № 681-5 «Этнографическая экспедиция ТГУ. Хакасия. Лето (август) 1975 г.». 35 л.

Адрианов А.В. Очерки Минусинского края. Томск, 1904. 62 с.

Контекст: ...Они обоготворяют силы природы, отдельные предметы - горы, реки, камни, обоготворяют символические изображения в честь того или другого духа, от которого зависит личное благополучие» (Адрианов А.В., 1904, с. 36); «Собирание этих предметов [тoс'ов] представляет большие затруднения: мало того, что их в большинстве трудно заметить, качинцы с большой неохотой позволяют рассматривать эти предметы и никоим образом не уступают» (Островских П.Е., 1895, с. 338).

Андреев А.И. Труды и материалы В.О. Татищева о Сибири//Советская этнография, 1936. №6. С. 93-103.

Контекст: ...К первому типу ‘священных фетишей' можно отнести те, которые состояли из натуральных тел определенных зоологических объектов и их компонентов - высушенных тушек птиц, например, ласточки, филина и орла, а также тетеревиных крыльев или хвостов, пучков птичьих перьев и пр. (Суховской В., 1901, с. 6; Андреев А.И., 1936, с. 100; Патачаков К.М., 1961, с. 47-48; Иванов С.В., 1979, с. 125-134; АМАЭС ТГУ. №680-1.

Бурнаков В.А. Традиционные представления хакасов об ызыхах//Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. №2 (42). С. 111-121.

Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

Бутанаев В.Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан, 1999. 240 с.

Контекст: ...В хакасской речи лексема ызых чаще употребляется в двух основных смыслах: 1) место, защищенное от ветра; подветренная сторона; 2) сакральный, священный, святой (Бутанаев В.Я., 1999, с. 229-230; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 1037).

Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. 260 с.

Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

Гладышевский А.Н. Шаманизм Хакасии и его реакционная сущность: дис. … канд. ист. наук. М., 1954. 250 с.

Контекст: ...Повидимому, тёс висел уже десятки лет и пришел в крайне ветхое состояние» (Гладышевский А.Н., 1954, с. 105-106); «В Аскизском районе, в улусе Верх-Аскиз, у 80-летней женщины в юрте мы видели фетиш, называемый ызых тёс.

Древнетюркский словарь. М., 1969. 676 с.

Контекст: ...Сам термин историческими корнями восходит к древнетюркскому Idug - священный, святой (Древнетюркский словарь, 1969, с. 217).

Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. М., 1936. 436 с.

Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII -первая четверть XX в.). Л., 1979. 195 с.

Контекст: ...х тушек птиц, например, ласточки, филина и орла, а также тетеревиных крыльев или хвостов, пучков птичьих перьев и пр. (Суховской В., 1901, с. 6; Андреев А.И., 1936, с. 100; Патачаков К.М., 1961, с. 47-48; Иванов С.В., 1979, с. 125-134; АМАЭС ТГУ. №680-1.

Катанов Н.Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань, 1897. 104 с.

Контекст: ...Из них выделялись те, которым ритуально посвящались специальные животные - ызых'и (кони/лошади, коровы, бараны) (Катанов Н.Ф., 1897, с. 24; Зеленин Д.К., 1936, с. 317; Бутанаев В.Я., 2003, с. 136; Бурнаков В.А., 2010, с. 111- 121).

Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.

Контекст: ...Н.Ф. Катанов (1907, с. 576) в своем исследовании описал схожую разновидность рассматриваемого ритуального предмета.

Клеменц Д.А. Заметка о тюсях//Известия Восточно-сибирского отдела ИРГО, 1892. Т. XXIII. №4-5. С. 23-35.

Контекст: ...По материалам Д.А. Клеменца (1892, с. 33) и Е.К. Яковлева (1900, с. 63), он состоял из палочки с прикрепленными к ней лоскутками ткани синего и белого цветов.

Островских П.Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края//Живая старина, 1895. Вып. III-IV. С. 297-348.

Контекст: ...А.В., 1904, с. 36); «Собирание этих предметов [тoс'ов] представляет большие затруднения: мало того, что их в большинстве трудно заметить, качинцы с большой неохотой позволяют рассматривать эти предметы и никоим образом не уступают» (Островских П.Е., 1895, с. 338).

Патачаков К.М. Религиозно-бытовые пережитки у хакасов и пути их преодоления//Тридцатилетие Хакасской автономной области: из материалов научной конференции. Абакан, 1961. С. 46-56.

Контекст: ...Таких фетишей (тёсов) можно найти почти в каждом улусе, где живут люди старшего поколения, детство которых проходило в дореволюционное время» (Патачаков К.М., 1961, с. 47-48).

Сагалаев А.М. О символике хакасских тёсей//Евразия сквозь века: сб. науч. тр., посвящ. 60-летию со дня рождения Д.Г. Савинова. СПб., 2001. С. 216-217.

Контекст: ...На данную культурную особенность, проявляемую в переосмыслении символики и фольклор- ной «биографии» некоторых хакасских тoс'ов, в свое время обращал внимание и А.М. Сагалаев (2001, с. 217).

Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974.768 с.

Контекст: ...Во многих тюркских языках данное слово в соответствующем и иных значениях представлено в форме ыйык (Севортян Э.В., 1974, с. 649).

Суховской В. О шаманстве в Минусинском крае//Отдельный оттиск. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XVII, 1901. 9 с.

Контекст: ...К первому типу ‘священных фетишей' можно отнести те, которые состояли из натуральных тел определенных зоологических объектов и их компонентов - высушенных тушек птиц, например, ласточки, филина и орла, а также тетеревиных крыльев или хвостов, пучков птичьих перьев и пр. (Суховской В., 1901, с. 6; Андреев А.И., 1936, с. 100; Патачаков К.М., 1961, с. 47-48; Иванов С.В., 1979, с. 125-134; АМАЭС ТГУ. №680-1.

Хакасско-русский словарь. Новосибирск, 2006. 1114 с.

Контекст: ...В хакасской речи лексема ызых чаще употребляется в двух основных смыслах: 1) место, защищенное от ветра; подветренная сторона; 2) сакральный, священный, святой (Бутанаев В.Я., 1999, с. 229-230; Хакасско-русский словарь, 2006, с. 1037).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342