«ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА» В СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ХАНСТВАХ ПО СВЕДЕНИЯМ РУССКИХ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XIX В

Р.Ю. ПОЧЕКАЕВ

Аннотация


Анализируется правовой статус «заповедных мест» (куруков) в ханствах Средней Азии XIX в. Куруки представляли собой древний тюрко-монгольский земельно-правовой институт, отражавший особый статус земельного владения, доступ в которое был ограничен всем, за исключением лиц, указанных создателем курука, - как правило, монархом. Несмотря на древнее происхождение, этот институт активно применялся в среднеазиатских государствах и в Новое время, однако исследователи не уделяли достаточного внимания его использованию и соотнесению с нормами мусульманского права, которое доминировало в правовой системе государств Средней Азии. В статье предпринимается попытка охарактеризовать практику использования куруков в среднеазиатских ханствах XIX в. (Бухарском, Хивинском, Кокандском) на основе сведений русских путешественников в Средней Азии, чья информация существенно дополняет сохранившиеся до нашего времени официальные документы среднеазиатских ханств и сообщения ханских придворных историков.

Ключевые слова


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ; БУХАРСКИЙ ЭМИРАТ; ХИВИНСКОЕ ХАНСТВО; КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО; ЗАПРЕТНЫЕ МЕСТА; ЗАПОВЕДНИКИ; ТЮРКО- МОНГОЛЬСКОЕ ПРАВО; МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Полный текст:

PDF

Литература


Абдураимов М.А. Очерк аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI -первой половине XIX в. Ташкент, 1970. Т. 2. 287 с.

Контекст: ...о ханы, как это было в прежние времена, но и члены ханского рода и влиятельные представители родоплеменной аристократии: имеются документы о продаже куруков ходжам Джуйбари представителями эмирских родов (Абдураимов М.А., 1970, с. 83, 86; Иванов П.П., 1954, с. 73, 75, 203, 323).

Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане. 1874-1889. СПб., 1889. 666 с.

Бартольд В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. IV. С. 377-396.

Контекст: ...В.В. Бартольд (1966, с. 383-384), считая, что термин «курук» имел уйгурское происхождение, включал в число таких куруков ханские кладбища, дворцы и гаремы.

Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. М.; Л., 1934. 223 с.

Контекст: ...Б.Я. Владимирцов (1934, с. 112) полагал, что любой аристократ-землевладелец мог внутри своих владений установить запретное место для семейного кладбища.

Дмитриев С.В. Среднеазиатские куруки в эпоху Шибанидов (по материалам XVI в.)//Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 143-158.

Дневные записки плавания А.И. Бутакова по Аральскому морю в 1848-1849 гг. Ташкент, 1953. 58 с.

Контекст: ...При этом паломники имели право посещать могилу только после того, как сдавали ханским чиновникам определенное количество ягод «джиды» (Дневные записки, 1953, с. 39).

Дробышев Ю.И. К типологии средневековых заповедников Центральной и Средней Азии//Тюркологический сборник. 2003/2004: Тюркские народы в древности и средневековье. М., 2005. С. 30-47.

Дробышев Ю.И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. -XVI в. н.э.). М., 2014. 608 с.

Контекст: ...ю власть не только над подданными, но и над природой, упорядочивая организацию не только социальной жизни, но и географического пространства в пределах своих владений (Дробышев Ю.И., 2005, с. 44; см. также: Дробышев Ю.И., 2014, с. 219).

Залесов Н. Письма из Хивы//Военный сборник. 1859. №1. С. 273-295.

Контекст: ...Своеобразной гарантией того, что ханские подданные не станут самовольно проникать в это «заповедное место», стало то, что, по сообщению Н. Залесова (1859, с. 275) (еще одного участника миссии полковника Игнатьева), все работники, обслуживавшие «сад» Гендумкан, являлись рабами-персами - таким образом, запрет хан- ским подданным (свободным) бывать в этом «заповедном месте» соблюдался буквально!

Залесов Н. Посольство в Хиву и Бухару полковника Игнатьева в 1858 г.//Русский вестник. 1871. Т. 92. С. 42-82.

Контекст: ...Важное значение «садов» нашло отражение и в том, что именно в таком «заповедном месте» была размещена и дипломатическая миссия полковника Игнатьева (Залесов Н., 1871, с. 64) - это прямо свидетельствует об использовании «садов» как мест для отдыха, что практиковалось еще со времен средневековья.

Записки о некоторых народах и землях средней части Азии Филиппа Назарова, Отдельного Сибирского Корпуса переводчика, посыланного в Коканд в 1813 и 1814 гог. СПб., 1821. 98 с.

Контекст: ...Так, Филипп Назаров, переводчик Сибирского корпуса, побывавший в Коканде в 1813-1814 гг., сообщает о том, что правивший тогда Омар-хан (ум. 1822) имел луга под Маргеланом, где развлекался охотой - в том числе тигровой и барсовой (Записки, 1821, с. 60).

Иванов П.П. «Удельные земли» Сейид-Мухаммед-хана хивинского (1856-1865)//Записки Института востоковедения АН СССР. 1937. Т. VI. С. 27-59.

Контекст: ...XIX в., не отличаются точностью в вопросе характеристики статуса земельных владений ханов, поэтому представляет большую сложность извлечь из них информацию именно о куру- ках - а не просто «удельных владениях», т.е. личном и семейном домене хивинских ханов (см.: Иванов П.П., 1937, с. 40).

Иванов П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. М.; Л., 1954. 400 с.

Контекст: ...е времена, но и члены ханского рода и влиятельные представители родоплеменной аристократии: имеются документы о продаже куруков ходжам Джуйбари представителями эмирских родов (Абдураимов М.А., 1970, с. 83, 86; Иванов П.П., 1954, с. 73, 75, 203, 323).

Килевейн Е.Б. Отрывок из путешествия в Хиву и некоторые подробности о ханстве во время правления Сеид-Мохаммед Хана, 1856-1860//Записки Императорского Русского географического общества. 1861. Кн. 1. Отд. II. С. 95-108.

Контекст: ...По его сведениям, ханские земли и сады сдаются частным лицам в аренду, за что те отдают хану треть своего урожая или иного дохода (Килевейн Е.Б., 1861, с. 108).

Кун А. Очерк Кокандского ханства. СПб., 1876. 12 с.

Контекст: ...А.А. Кун (1876, с. 6-7) еще более жестко оценивает налоговую политику хана Худояра, в том числе и налоги и сборы за пользование ханскими куруками: «Брали подать за хворост, камыш, колючку и т.п., которые бедные люди собирали с полей на продажу.

Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства (феодальное хозяйство Худояр-хана). Ташкент, 1973. 388 с.

Контекст: ...я учреждения «заповедного места» стало нахождение здесь могилы мусульманского святого! Гораздо больше сведений имеется о куруках в Кокандском ханстве, которым посвящены специальный раздел монографии Р.Н. Набиева (1973, с. 133-162) о феодальном хозяйстве хана Худояра и вышеупомянутая обширная статья А.Л. Троицкой.

Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886. 215 с. Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии//Записки Русского географического общества. 1849. Кн. III. С. 176-216.

Пантусов Н.Н. Сборы и пошлины в бывшем Кокандском ханстве//Туркестанские ведомости. 1876. №17. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 гг. гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. М., 1822. Ч. II. 144 с.

Контекст: ...Только за пользование куруками в округе одного лишь Коканда этот сбор составлял 4 000 тенге (Пантусов Н.Н., 1876). А.А. Кун (1876, с. 6-7) еще более жестко оценивает налоговую политику хана Худояра, в том числе и налоги и сборы за пользование ханскими куруками: «Брали подать за хворост, камыш, колючку и т.п., которые бедные люди собирали с полей на продажу.

Самаркандские документы XV-XVI вв. (О владениях Ходжи Ахрара в Средней Азии и Афганистане). М., 1974. 631 с.

Контекст: ...Впервые такая практика стала применяться еще при последних Тимуридах, - в частности, уже под 1490 г. упоминается о куруке, составлявшем часть вакуфных владения медресе Султан-Шахида (Самаркандские документы, 1974, с. 273).

Семенов А.А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства б. Бухарского ханства (Труды Средне-Азиатского государственного университета. Сер. II: Orientalia. Вып. 1). Ташкент, 1929. 54 с.

Контекст: ...Согласно шариату, контроль над этими землями осуществлял монарх, однако любое лицо имело право (с разрешения монарха) взяться за их обработку и, «оживив», имело право пробрести такие земли в собственность (Семенов А.А., 1929, с. 40-41).

Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв. М.; Л., 1966. 288 с.

Контекст: ...Юань уйгурскому идикуту первой половины XIV в., в котором хан предписывает своему вассалу охранять куруки - земельные угодья и водные источники - и не позволять местному населению пользоваться ими без разрешения (Тихонов Д., 1966, с. 128).

Троицкая А.Л. «Заповедники»-курук кокандского хана Худояра//Сборник Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1955. Т. III. С. 122-156.

Контекст: ...Более того, А.Л. Троицкая (1955) на основе анализа архивных материалов опубликовала обширную статью о куруках Худояра - предпоследнего правителя Кокандского ханства.

Троицкая А.Л. Материалы по истории Кокандского ханства XIX в. по документам архива кокандских ханов. М., 1969. 156 с.

Контекст: ...Его сведения совпадают и с сообщениями кокандского историка Ходжи Мухаммада Хаким-хана-торе, который также описывает охотничьи угодья Омар-хана вокруг озера с полями, поместьем, садом, цветни- ками и пр. (см.: Троицкая А.Л., 1969, с. 6).

Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Алматы, 2002. 604 с.

Контекст: ...Если же он вводил постоянные запреты на доступ к соответствующим территориям, то он, по мнению исследователя, злоупотреблял своими властными полномочиями (Хазанов А.М., 2002, с. 224-225).

Хорошхин А.П. Очерки Коканда//Хорошхин А.П. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. СПб., 1876. С. 39-52.

Контекст: ...Еще один российский военный чиновник А.П. Хорошхин (1876, с. 47), побывавший в Коканде под конец правления Худояра, даже приводит своеобразное «объяснение» причин такой деятельности хана: Худояр очень любил соколиную охоту и поэтому, совершая поездки по стране, п


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342