НОВЫЙ ЭТАП ИМПЕРСКОГО ПОЛИТОГЕНЕЗА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГО КРИЗИС (XIII-XVIII ВВ.)

Т.И. СУЛТАНОВ

Аннотация


Создание империи Чингиз-хана ознаменовало новый этап в политическом развитии центральноазиатского региона, сопровождавшийся ломкой прежде существовавших политических институтов, средств легитимации власти и системы управления. В статье дается характеристика основных изменений политического устройства Монгольской империи и государств Чингизидов, рассматриваются общие принципы прихода к власти монархов, особенности взаимоотношения их со своими подданными, прослеживается эволюция имперских политических институтов в условиях кризиса чингизидской системы управления в результате распада имперских государств и возникновения новых государственных образований в отдельных регионах некогда обширной империи. Также критически анализируются мнения различных исследователей о роли Чингиз-хана и Чигизидов в политогенезе Центральной Азии, о степени внесенных ими изменений в политическую и социально-экономическую жизнь покоренных стран и регионов. Автор приходит к выводу, что даже многие века спустя, несмотря на существенно изменившуюся политическую обстановку, некоторые традиции империи Чингизидов продолжали существовать в ряде государств Центральной Азии.

Ключевые слова


ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ; МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ; ЧИНГИЗХАН; ЧИНГИЗИДЫ; ТЮРКО-МОНГОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ; ПОЛИТОГЕНЕЗ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ; ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев А.К. Политическая история Тукай-Тимуридов: по материалам персидского исторического сочинения «Бахр ал-асрар». СПб., 2006. 229 с.

Контекст: ...Чингиз-хана, а новая династия получила название Джанидов (по имени первого избранного хана Джани-Мухаммада), или Аштарханидов (по месту происхождения их из Аштархана (Астрахани)) и правила в Мавераннахре до 1785 г. (Алексеев А.К., 2006).

Ахмедов Б.А. Улугбек и его исторический труд «Та’рих-е арба‘ улус»//Общественные науки в Узбекистане. 1994. №7. С. 10-15.

Контекст: ...Мусульманская книжная традиция приписывает авторство этого труда знаменитому внуку эмира Тимура Улугбеку (ум. в 1449 г.) (Бартольд В.В., 1963а, с. 141- 142; Ахмедов Б.А., 1994; Султанов Т.И., 2005, с. 64-65).

Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963. Т. I. С. 43-610.

Контекст: ...Следуя этому же принципу, Чингиз-хан еще при жизни назначил определенный удел каждому из своих сыновей, за исключением младшего сына от старшей жены Борте, Тулуя, который, по монгольскому обычаю, должен был наследовать «коренной юрт» (т.е. первоначальные владения) своего отца после его кончины (cм.: Бартольд В.В., 1963г, с. 447-453; Трепавлов В.В., 1993; Кычанов Е.И., 1997, с. 187-200; Сандаг, 1977, с. 33-38).

Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963а. Т. II, ч. 1. С. 167-433.

Контекст: ...Следуя этому же принципу, Чингиз-хан еще при жизни назначил определенный удел каждому из своих сыновей, за исключением младшего сына от старшей жены Борте, Тулуя, который, по монгольскому обычаю, должен был наследовать «коренной юрт» (т.е. первоначальные владения) своего отца после его кончины (cм.: Бартольд В.В., 1963г, с. 447-453; Трепавлов В.В., 1993; Кычанов Е.И., 1997, с. 187-200; Сандаг, 1977, с. 33-38).

Бартольд В.В. История Туркестана//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963а. Т. II, ч. 1. С. 107-166.

Контекст: ...Следуя этому же принципу, Чингиз-хан еще при жизни назначил определенный удел каждому из своих сыновей, за исключением младшего сына от старшей жены Борте, Тулуя, который, по монгольскому обычаю, должен был наследовать «коренной юрт» (т.е. первоначальные владения) своего отца после его кончины (cм.: Бартольд В.В., 1963г, с. 447-453; Трепавлов В.В., 1993; Кычанов Е.И., 1997, с. 187-200; Сандаг, 1977, с. 33-38).

Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963б. Т. II, ч. 1. С. 649-772.

Контекст: ...Следуя этому же принципу, Чингиз-хан еще при жизни назначил определенный удел каждому из своих сыновей, за исключением младшего сына от старшей жены Борте, Тулуя, который, по монгольскому обычаю, должен был наследовать «коренной юрт» (т.е. первоначальные владения) своего отца после его кончины (cм.: Бартольд В.В., 1963г, с. 447-453; Трепавлов В.В., 1993; Кычанов Е.И., 1997, с. 187-200; Сандаг, 1977, с. 33-38).

Бартольд В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966а. Т. IV. С. 377-396.

Контекст: ...Чингиз-хан внес в государственное устройство стройную, тщательно выработанную военную и административную организацию, оказавшуюся, по словам В.В. Бартольда (1966б, с. 312- 313), «долговечнее не только основанной им империи, но и государств, образовавшихся после ее распадения.

Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966б. Т. VI. С. 303-319.

Контекст: ...Чингиз-хан внес в государственное устройство стройную, тщательно выработанную военную и административную организацию, оказавшуюся, по словам В.В. Бартольда (1966б, с. 312- 313), «долговечнее не только основанной им империи, но и государств, образовавшихся после ее распадения.

Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии//Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. М., 1968а. С. 17-192.

Контекст: ...д властью одного народа и одной династии образовалась империя, объединившая не только все кочевые народы от Китая до Восточной Европы, но и все культурные государства Дальнего Востока и Передней Азии» (Бартольд В.В., 1968в, с. 435).

Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1968б. Т. V. С. 193-229.

Контекст: ...д властью одного народа и одной династии образовалась империя, объединившая не только все кочевые народы от Китая до Восточной Европы, но и все культурные государства Дальнего Востока и Передней Азии» (Бартольд В.В., 1968в, с. 435).

Бартольд В.В. Обзор истории тюркских народов//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1968в. Т. V. С. 425-437.

Контекст: ...д властью одного народа и одной династии образовалась империя, объединившая не только все кочевые народы от Китая до Восточной Европы, но и все культурные государства Дальнего Востока и Передней Азии» (Бартольд В.В., 1968в, с. 435).

Бартольд В.В. Рецензия на кн.: Б.Я. Владимирцов. Чингис-хан (1922)//Бартольд В.В. Сочинения. М., 1968г. Т. V. С. 446-453.

Контекст: ...д властью одного народа и одной династии образовалась империя, объединившая не только все кочевые народы от Китая до Восточной Европы, но и все культурные государства Дальнего Востока и Передней Азии» (Бартольд В.В., 1968в, с. 435).

Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. 223 с.

Контекст: ...Однако в действительности даже в самой Монголии на потомков Джочи-Касара смотрели косо, «как бы не совсем признавая, порой, их равноправными настоящими тайджи (царевичами)» (Владимирцов Б.Я., 1934, с. 146).

Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв. (чингизидские жалованные грамоты). Л., 1978. 136 с.

Контекст: ...Сохранилось довольно значительное число документов (грамоты, письма и пр.) уйгурского письма на монгольском и тюркском языках, составленных в Золотой Орде, Чагатайском улусе и в государстве Хулагуидов (см.: Григорьев А.П., 1978, с. 8-12).

Григорьев А.П., Телицын Н.Н., Фролова О.Б. Надпись Тимура 1391 г.//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. 2004. Вып. 21. С. 3-24.

Златкин И.Я. История Джунгарского ханства 1635-1758. М., 1983. 333 с. История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1979. Т. 2. 424 с.

Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб., 2006. 591 с.

Контекст: ...й безопасности; - китаецентристскую, означавшую «синьцзянизацию» всего Среднего жуза казахов; - российскую, связанную с формированием новой многонациональной и поликонфессиональной Российской империей (Кляшторный С.Г., 2006, с. 28-29). «Только последняя альтернатива, - продолжает далее С.Г. Кляшторный, - оказалась достаточно эффективной и действенной во всех упомянутых аспектах.

Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингисхана. М., 2006. 557 с. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.

Кюгельген А фон. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII -XIX вв.). Алматы, 2004. 516 с.

Контекст: ...Лишь со второй половины XVIII столетия в Средней Азии местные временщики (которые в Бухаре назывались аталык, т.е. «заступивший место отца», а в Хиве - инак, т.е. «доверенное лицо», «наперсник») начали присваивать себе права государей и титул хана (см.: Бартольд В.В., 1963а, с. 278-279; Кюгельген А. фон, 2004; Sela R., 2003).

Книга Марко Поло о разнообразии мира, записанная пизанцем Рустикано в 1298 г. от Р.Х. Алматы, 2004. 616 с.

Контекст: ...Марко Поло: «И только тот, кто происходит по прямой линии от Чингис-хана, может быть государем всех татар» (Книга Марко Поло, 2004, с. 221).

Муджмал-и Фасихи. Муаллиф Фасих Ахмад б. Джалал ад-Дин Хавафи, ба тасхиху тахшийа-йи Махмуд Фаррух. Мешхед, 1960-1962. Т. 1-2. Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар»): факсимиле ксилографа: пер. с кит., введ., комм. и прилож. Н.И. Мункуева. М., 1975. 283 с.

Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв. М.; Л., 1960. 492 с.

Петрушевский И.П. Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219-1224 гг. и его последствия//Татаро-монголы в Азии и Европе: сб. ст. М., 1977. С. 107-139.

Контекст: ...Уже миссионер В. Рубрук, напоминает И.П. Петрушевский (1977, с. 124-126), проезжавший через Семиречье в 1253 г., говорил об упадке земледельческой культуры, о превращении обработанных земель в пастбища кочевников и об исчезновении ряда городов (см. также: История, 1979, с. 137-146).

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957. 271 с.

Контекст: ...Одно из постановлений Чингиз-хана, по словам францисканца Иоанна де Плано Карпини, гласило: «Всякого, кто, превозносясь в гордости, пожелает быть императором собственной властью, без избрания князей, должно убивать без малейшего сожаления» (Путешествия, 1957, с. 43).

Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. О.И. Смирновой; прим. Б.И. Панкратова и О.И Смирновой; под ред. А.А. Семенова. М.; Л., 1952. Т. I, кн. 2. 316 с.

Контекст: ...Из всех своих братьев и сыновей братьев он выделил только Джочи-Касара и его потомков, установив им степень царевичей; остальные вошли в состав высшей аристократии страны (Рашид ад-Дин, 1952, с. 51, 71; Бартольд В.В., 1963г, с. 451; Султанов Т.И., 2006, с. 19-20).

Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. Ю.П. Верховского; прим. Ю.П. Верховского и Б.И. Панкратова; под ред. И.П. Петрушевского. М.; Л., 1960. Т. II. 253 с.

Контекст: ...Но попытка оказалась неудач- ной; за это дело он был осужден, признан виновным и предан казни (Рашид ад-Дин, 1960, с 116-119).

Сандаг Ш. Образование единого Монгольского государства и Чингис-хан//Татаро-монголы в Азии и Европе: сб. ст. М., 1977. С. 23-45.

Контекст: ...Тулуя, который, по монгольскому обычаю, должен был наследовать «коренной юрт» (т.е. первоначальные владения) своего отца после его кончины (cм.: Бартольд В.В., 1963г, с. 447-453; Трепавлов В.В., 1993; Кычанов Е.И., 1997, с. 187-200; Сандаг, 1977, с. 33-38).

Султанов Т.И. Позднесредневековая мусульманская историография//Народы Азии и Африки. 1986. №3. Султанов Т.И. Зерцало минувших столетий. Историческая книга в культуре Средней Азии XV-XIX вв. СПб., 2005. 304 с.

Контекст: ...Так, например, под конец своей жизни хивинский хан Абу-л-Гази (годы жизни 1603-1664) заболел, поручил управление ханством своему сыну Ануша-султану и всецело отдался работе над историческим трудом «Родословное древо тюрков», который он диктовал четырем писцам (см.: Султанов Т.И., 1986, с. 102).

Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. 445 с.

Контекст: ...Из всех своих братьев и сыновей братьев он выделил только Джочи-Касара и его потомков, установив им степень царевичей; остальные вошли в состав высшей аристократии страны (Рашид ад-Дин, 1952, с. 51, 71; Бартольд В.В., 1963г, с. 451; Султанов Т.И., 2006, с. 19-20).

Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М., 1993. 168 с.

Контекст: ...а от старшей жены Борте, Тулуя, который, по монгольскому обычаю, должен был наследовать «коренной юрт» (т.е. первоначальные владения) своего отца после его кончины (cм.: Бартольд В.В., 1963г, с. 447-453; Трепавлов В.В., 1993; Кычанов Е.И., 1997, с. 187-200; Сандаг, 1977, с. 33-38).

Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. Казань, 1979. 319 с.

Контекст: ...К концу XIV в. империя была настолько полностью тюркизирована, что могла считаться «монгольским государством» лишь в династийном отношении, являясь на самом деле тюркской страной по культуре, этническому составу и т.д. (Усманов М.А., 1979, с. 100).

Хамдаллах Мустауфи Казвини. Зайл-и Тарих-и Гузида (Дополнение к «Избранной истории»): вступ. ст., пер с перс., прим. и указ. М.Д. Кязимова, В.З. Пириева. Баку, 1986.

Контекст: ...Известен случай, когда в 1336 г. на престол Табаристана (область вдоль южного побережья Каспийского моря) был возведен потомок Джочи- Касара (Хасара), по имени Того-Тимур (Муджмал-и Фасихи, 1960, с. 62; Хамдаллах Мустауфи Казвини, 1986, с. 101, 137).

Sela R. Ritual and Authority in Central Asia: The Khan’s Inauguration Ceremony (Papers on Inner Asia. No. 37 Indiana University Research Institute for Inner Asian Studies). Bloomington, Indiana? 2003. 79 р.

Контекст: ...Бухаре назывались аталык, т.е. «заступивший место отца», а в Хиве - инак, т.е. «доверенное лицо», «наперсник») начали присваивать себе права государей и титул хана (см.: Бартольд В.В., 1963а, с. 278-279; Кюгельген А. фон, 2004; Sela R., 2003).

The Tarikh-i Jahan-gusha of Alaud-Din Ata Malik-i Juwaini…/Еd. By Mirza Muhammad ibn Abdul Wakhab-I Qazwini. Leyden; London, 1912-1937. Pt. 1-3.

Контекст: ...Джувайни и зафиксирован в таких словах: «Хотя по видимости правление и страна вверены одному лицу, наделенному ханским достоинством, в действительности все потомки и дядья по отцу сообща владеют землей и общественным богатством» (The Tarikh…, 1912, p. 30-31).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342