Семантика черепа в ритуалах андроновского населения

  • Игорь Алексеевич Кукушкин Сарыаркинский археологический институт при Карагандинском государственном университете им. Е. А. Букетова, г. Караганда
  • Евгений Анатольевич Дмитриев Сарыаркинский археологический институт при Карагандинском государственном университете им. Е. А. Букетова, г. Караганда
Ключевые слова: бронзовый век, андроновская культурно-историческая общность, жертвоприношение, культ черепа

Аннотация

Особое отношение к черепу (голове) у андроновцев является одним из известных культовых проявлений, которое фиксируется в материалах погребальных и бытовых памятников. Археологическими исследованиями на поселениях Кайракты и Лисаков-ский были выявлены ритуальные комплексы с человеческими черепами, свидетельствующие о наличии у андроновцев человеческих жертвоприношений, тесно связанных с темой плодородия и культами, подобными поклонению Аттису, Адонису, Там-музу. Такие обряды имели широкое территориальное распространение и были вызваны всеобъемлющей зависимостью человека от сил природы, что заставляло любыми способами, в том числе и через жертвоприношения, обращать могущество богов себе во благо.

Более многочисленными являются находки человеческих черепов, сопряженные с погребальными комплексами. Они выявлены практически на всей территории ан-дроновской культурно-исторической общности. Возможно, они ориентированы на почитание безголовых божеств, подобных кельтским и греческим, связанных со смертью и культом плодородия.

Такова, по всей видимости, сакральная позиция ритуальных комплексов с черепами в андроновской обрядности, где культовое значение головы (черепа) определялось ее исключительным положением в системе антропологии и космологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Игорь Алексеевич Кукушкин, Сарыаркинский археологический институт при Карагандинском государственном университете им. Е. А. Букетова, г. Караганда

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник 

Евгений Анатольевич Дмитриев, Сарыаркинский археологический институт при Карагандинском государственном университете им. Е. А. Букетова, г. Караганда

магистр гуманитарных наук, младший научный сотрудник

Литература

Аванесова, 2013 — Аванесова Н. А. Бустон VI — некрополь огнепоклонников доур-банистической Бактрии. Самарканд, 2013. 640 с.

Дмитриев, 2016 — Дмитриев Е. А. Аграрный культ и человеческие жертвоприношения у носителей андроновской культуры (по материалам поселения Нижние Кайрак-ты) // Кадырбаевские чтения — 2016. Актобе, 2016. С. 95-99.

Дмитриев, 1999 — Дмитриев С. В. Тема округленной головы и политическая культура народов Центральной Азии // Стратум: структура и катастрофы. № 3. СПб., 1999. С. 212-219.

Дурылин, 1927 — Дурылин С. Н. Челябинские курганы // Сборник материалов по изучению Челябинского округа. Челябинск, 1927. С. 56-71.

Клейн, 2010 — Клейн Л. С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. СПб., 2010. 490 с.

Коростовцев, 1976 — Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976. 336 с.

Ломан, Кукушкин, 2011 — Ломан В. Г., Кукушкин И. А. К вопросу о культе плодородия у андроновцев (федоровцев) // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы. Алматы, 2011. Т. I. С. 278-280.

Максименков, 1978 — Максименков Г. А. Андроновская культура на Енисее. Л., 1978. 190 с.

Мандельштам, 1968 — Мандельштам А. М. Памятники эпохи бронзы в Южном Таджикистане // Материалы и исследования по археологии СССР. № 145. М.; Л., 1968. 184 с.

Матющенко, 2004 — Матющенко В. И. Еловский археологический комплекс. Часть 2. Еловский II могильник. Доирменские комплексы. Омск, 2004. 468 с.

Мифы народов мира, 1980 — Мифы народов мира: энциклопедия : в 2 т. М., 1980. 1366 с.

Молодин, 1984 — Молодин В. И. Особенности погребального обряда детских захоронений андроновцев Барабинской лесостепи (по материалам могильника Преобра-женка III) // Бронзовый век Урало-Иртышского Междуречья. Челябинск, 1984. С. 37-44.

Оразбаев, 1959 — Оразбаев А. М. Памятники эпохи бронзы Центрального Казахстана // Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР. 1959. Т. 7.С. 59-74.

Пропп, 1998 — Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. 512 с.

Рубинштейн, 2000 — Рубинштейн Р. И. Египетская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. М., 2000. С. 420-427.

Рыбаков, 1980 — Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1980. 592 с.

Ткачева, Ткачев, 2008 — Ткачева Н. А., Ткачев А. А. Эпоха бронзы Верхнего Прииртышья. Новосибирск, 2008. 304 с.

Токарев, 1990 — Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1990. 622 с.

Усманова, 2005 — Усманова Э. Р. Могильник Лисаковский I: факты и параллели. Караганда; Лисаковск, 2005. 232 с.

Усманова, Мерц, Колбина, Вентреска, 2006 — Усманова Э. Р., Мерц В. К., Колби-на А. В., Вентреска А. О некоторых сюжетах в «тексте» погребального обряда эпохи бронзы // Изучение памятников археологии павлодарского Прииртышья. Павлодар,2006. С. 70-80.

Фрэзер, 1980 — Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980. 831 с.

Чернецов, 1959 — Чернецов В. Н. Представления о душе у обских угров // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Т. 51. М., 1959. С. 114-156.
Как цитировать
Кукушкин, И., & Дмитриев, Е. (1). Семантика черепа в ритуалах андроновского населения. Народы и Религии Евразии, 1(10-11), 7-14. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/3082
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ