Асыки и их роль в мировоззрении кочевников

  • Улан Умиткалиевич Умиткалиев Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана
  • Данияр Толегенович Тлеугабулов Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана
Ключевые слова: казахи, игра, асык, тюрко-монгольские народы, наследие

Аннотация

Игра в асыки является традиционной для казахского народа, она имеет многовековую историю. Игра не была утрачена и сохранилась с древности до настоящего времени, и в данный момент требуется ее изучение в культурном аспекте. Общеизвестным является факт, что игра в асыки есть у всех тюрко-монгольских народов, как одна из разновидностей игр в кости. Данная статья написана по результатам полевых археологических исследований специалистов кафедры археологии и этнологии исторического факультета Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева на территории Абайского района Восточно-Казахстанской области в полевом сезоне 2014 г. В погребениях, относящихся к бронзовому веку и предварительно датируемых II тысячелетием до н. э., были найдены 140 асыков. Асыки были обнаружены у ног погребенного в каменном ящике. Все асыки были выкрашены красной охрой, что очень четко фиксируется, несмотря на значительную стертость краски. Цель данной статьи — показать, что асыки — это не просто детская игра, а часть культурного наследия тюркских народов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Улан Умиткалиевич Умиткалиев, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой археологии и этнологии

Данияр Толегенович Тлеугабулов, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана

магистр гуманитарных наук, преподаватель кафедры археологии и этнологии исторического факультета

Литература

Абрамзон, 1949 — Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник Музея антропологии и этнографии. М. ; Л., 1949. Т. 12. С. 78-138.

Артыкбаев, 2009 — Артыкбаев Ж. О. Арджаспа туралы ацыз // Казак тарихы мен эт-нологиясыныц мэселелерь Павлодар, 2009. Т II. С. 156-160.

Бабакрдар, 2000 — Бабак,¥мар Хинаят. Жауырынныц сакральды кызметшщ тари-хы — этномэдени семантикасы» // Абай — акпарат журналы. Алматы, 2000. С. 45-56.

Батболд, 2011 — Батболд Н. Хуннугийн хадны зураг // Studia Archaeologica Instituti Archaeologici Akademiae Scientiarum Mongolicae. T. XXXI. 2011. С. 26-39.

Валиханов, 1984 — Валиханов Ч. Ч. Тенкри (Бог) // Собр соч. : в 5 т. Алма-Ата, 1984. Т. 1. С. 208-215.

Олжабай, 2013 — Олжабай С. Шардара шынырауындагы Шахристан // «Жалын» Рес-публикалык эдеби-керкем жэне элеуметтж журнал. 2013. № 12. С. 72-78.

Сотникова, 2014 — Сотникова С. В. Детские погребения с наборами асыков и роль игры в обществах степного населения эпохи бронзы // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 2 (25). С. 26-34.

Тойшащшы, 2009 — Тойшащшы Акедш. Турж-монгол мифологиясы : монография. Алматы, 2009. 192 с.

Телеубаев, 2013 — Телеубаев Э. Т. Казак халкы этнографиясынын мэселелерь Ал-маты, 2013. Т. 2. 496 с.
Как цитировать
Умиткалиев, У., & Тлеугабулов, Д. (1). Асыки и их роль в мировоззрении кочевников. Народы и Религии Евразии, 1(10-11), 37-44. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/3087
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ