Этноконфессиональные исследования в Монголии в 2016 г.

  • Петр Константинович Дашковский Алтайский государственный университет, г. Барнаул
  • Елена Александровна Шершнева Алтайский государственный университет, г. Барнаул
  • Наваанзоч Цэдэв Монгольский национальный университет, г. Улан-Батор
Ключевые слова: этноконфессиональные процессы, Монголия, этнорелигиоведче-ские исследования, социологические опросы

Аннотация

Статья посвящена оценке этноконфессиональной ситуации на территории Монголии, основанной на результатах исследований, проведенных в 2016 г. В процессе эт-норелигиоведческого исследования было опрошено 164 человека на территории Центральной и Западной Монголии. По итогам анализа полученных данных было выявлено особое отношение среди населения Монголии к формированию национальной идентичности. При этом именно внешнее вмешательство в культуру народов Монголии рассматривается как угроза сохранению национальных традиций. В этой связи удалось установить, что большинство респондентов указывают на возможные конфликты и противоречия именно на этнической, а не религиозной основе. Заметную роль в Монголии играет и религиозный фактор. Важно подчеркнуть: респонденты отметили особое влияние буддизма на политические институты Монголии, что рассматривалось большинством опрошенных как положительное явление. Именно буддизм, являющийся преобладающей конфессией на территории страны, способствует, по мнению респондентов, сохранению национальной культуры. Кроме того, результаты исследования показали и значительное распространение протестантизма в стране. Наиболее привлекательным этносом для сотрудничества, по оценке респондентов, является русский. Это связано с тем, что русские оказывают меньшее влияние на изменение национальной культуры и не способствуют разрушению национальной идентичности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Петр Константинович Дашковский, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Елена Александровна Шершнева, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

кандидат исторических наук, доцент кафедрыполитической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Наваанзоч Цэдэв, Монгольский национальный университет, г. Улан-Батор
кандидат педагогических наук, профессор

Литература

Арзуманов, 2006 — Арзуманов И. А. Глобализационные вызовы и цивилизационные ответы в социокультурном пространстве Монголии — этноконфессиональная проекция // Сибирский юридический вестник. 2006. № 3 (30). С. 3-9.

Бадмаев, Адыгбай, Бурнаков, Маншеев, 2006 — Бадмаев А. А., Адыгбай Ч. О., Бур-наков В. А., Маншеев Д. М. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006. 168 с.

Базаров, 2016 — Базаров В. Б. Российско-монгольские отношения в постсоветский период: углубление сотрудничества // Власть. 2016. № 6. С. 81-85.

Дашковский, 2012 — Дашковский П. К. Современные этноконфессиональные процессы в Монгольском Алтае // Религиоведение. 2012. № 1. С. 134-143.

Дашковский, Кушнерик, 2009 — Дашковский П. К., Кушнерик Р. А. Некоторые особенности формирования религиозного ландшафта на территории Монгольского Алтая // Природные условия, история и культура западной Монголии. Ховд ; Томск, 2009. Т. I. С. 29-32.

Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, 2009 — Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэ-дэв Н. Этноконфессиональные процессы в Северо-Западной Монголии (по материалам полевых исследований 2008 г.) // Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах. Барнаул, 2009. Т. II. C. 241-245.

Дашковский, Цэдэв, Шершнева, 2010 — Дашковский П. К., Цэдэв Н., Шершне-ва Е. А. Некоторые особенности этноконфессиональной ситуации в Баян-Ульгийском аймаке Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2010. Вып. IV. С. 180-186.

Дашковский, Кушнерик, Цэдэв, Ганболд, 2009 — Дашковский П. К., Кушнерик Р. А., Цэдэв Н. Х., Ганболд О. М Баруун Хойд Монгол дахь угсаатны шашны уйл явц (2008 оны хээрийн судалгааны материалл тулгуурлав // Эрдэв шинжилгээний бичиг. № 2 (14) (Нийгэм хумуунлэгиийн ухаан). Улаанбаатар, 2009. С. 30-34.

Дашковский, Шершнева, 2011 — Дашковский П. К., Шершнева Е. А. Продолжение этноконфессиональных исследований в Ховдском аймаке Монголии // Религия в истории народов России и Центральной Азии. Барнаул, 2011. С. 230-235.

Дашковский, Шершнева, Цэдэв, 2013 — Дашковский П. К., Шершнева Е. А., Наваан-зоч Х. Цэдэв. Монгол улсын Баян-Элгий аймаг дахь угсаатны шашны нехцел байдлын зарим онцлог // Эрдэм шинжилгээний бичиг. 2013. № 1 (6). С. 24-29.

Ермакова, 2015 — Ермакова Т. В. Российские и монгольские ученые о современной Монголии // Новые исследования Тувы. 2015. № 3 (27). С. 168-172.

Монгольский мир: между Востоком и Западом, 2014-Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю. В. Попкова, Ж. Амарсаны. Новосибирск, 2014. 351 с.

Чулуун, Донгак, 2015 — Чулуун С., Донгак А. С. Этнокультурные контакты народов Саяно-Алтая и Западной Монголии // Новые исследования Тувы. 2015. № 1. URL: https:// www.tuva.asia/journal/issue_25/7792-chuluun-dongak.html (дата обращения: 07.03.2017)

Цэдэв, Баяртунгалаг, БУрэн-0лзий, 2013 — Цэдэв Н., Баяртунгалаг Г., БУрэн-0лзий И. Некоторые результаты исследования по религиозным вопросам, проведенного в Ховдском аймаке // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. 6. Барнаул, 2013. С. 129-203.

Цэдэв., БУрэн-0лзий, Баяртунгалаг, Пурэвсурэн, 2013 — Цэдэв Н., БУрэн-0лзий И., Баяртунгалаг Г., Пурэвсурэн Ц. Город Ховд как центр пересечения мировых религий //Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. 6. Барнаул, 2013. С. 238-242.

Шмыт, 2011-Шмыт З. Нация и этничность в Монголии // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 109-121.
Как цитировать
Дашковский, П., Шершнева, Е., & Цэдэв, Н. (1). Этноконфессиональные исследования в Монголии в 2016 г. Народы и Религии Евразии, 1(10-11), 115-128. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/3100
Раздел
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ