Культовый сосуд карлуков-несторианцев из городища Кастек

Арнабай Алексеевич Нуржанов

Аннотация


Культовая керамика с зооморфными признаками имеет важное историко-культурное значение. Сосуды не только являются носителями информации о форме, декоративном оформлении и технологии их изготовления, но и дают уникальную возможность получить представление о религиозном мировоззрении городского населения. Христианство несторианского толка имело значительное число приверженцев среди оседлого населения средневекового Жетысу и оказало определенное влияние на культурное развитие народов этого региона. В последние годы археологические исследования были проведены на целом ряде новых памятников, имеющих отношение к христианскому культу: пещерные монастыри, церкви, винодельни с символами христианства. Помимо прочности, неуничтожимости, крест, видимо, символизировал и перекресток, где сходятся пути мира. В противоположность правилам, принятым мировыми религиями, в тенгрианстве строили храмы в честь божеств или духов предков с одним внутренним помещением, предназначенным только для сохранения их символов. По представлениям древних тюрок, божества и духи посещали храмы лишь в дни религиозных празднеств.


Ключевые слова


культура, средневековье, христианство, религия, духовность, эпоха, цивилизация, торговля, нумизматика, керамика, этнография, миграция

Полный текст:

PDF

Литература


Афанасьева, 2007 — Афанасьева В. К. Орел и змея в изобразительности и литературе Двуречья. М., 2007. 462 с.

Байпаков, 1994 — Байпаков К. М. Христианство Казахстана в средние века // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент, 1994. 123 с.

Байпаков, Терновая, 2001 — Байпаков К. М., Терновая Г. А. Женские божества Казахстана на Великом шелковом пути // Известия МОН РК. Серия общественных наук. Алматы, 2001. № 1. 226 с.

Бойс, 1988 — Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. 76 с.

Гаджиев, 1991 — Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. 214 с.

Древе, 1923 — Древе А. Миф о Христе. М., 1923. 325 с.

Дашковский, 2011 — Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Слтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул, 2011. 244 с.

Дробышев, 2012 — Дробышев Ю. И. Тэнгрианство и буддизм в средневековой Монголии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. V. Барнаул, 2012. С. 79-93.

Записки Восточного отделения., 1854 — Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1852. Ч. 4.

Кляшторный, 1959 — Кляшторный С. Г. Историко-культурное значение согдийской надписи // Проблемы Востоковедения. 1959. № 5. 168 с.

Мифологический словарь, 1991 — Мифологический словарь // гл. ред. Е. М. Меле-тинский. М., 1991. 36 с.

Никитин, 1984 — Никитин А. Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье). Восточный Туркестан и Средняя Азия. М., 1984. 123 с.

Нуржанов, 2011 — Нуржанов А. А. Средневековое городище Кастек-1 // Материалы международной конференции. Институт Археологии МОН РК. Алматы, 2011. 80 с.

Нуржанов, Муратова, 2015 — Нуржанов А. А., Муратова С. Е. Религиозная толерантность как система взаимоотношений мировых религий на территории средневекового Казахстана (VI-XIII вв.) // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул, 2015. С. 79-93.

Религии мира, 1996 — Религии мира. Энциклопедия. М., 1996. Т. 6. 213 с.

Томас, 1998 — Томас М. Крест и распятие // Энциклопедия Британника. М., 1998. 714 с.

Фрезер, 1980 — Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. 832 с.

Фергюсон, 1998 — Фергюсон Дж. Христианский символизм. М., 1998. 444 с. Jordan, 1941 — Jordan M. Renenutet // Dictionary of Gods and Goddesses. New York. 1941. 265 p. (на англ. яз.)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342 Яндекс.Метрика