ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЗООМОРФНОГО ОБРАЗА В РЕЛЬЕФЕ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ФЕОДОРА АНАКОПИЙСКОЙ КРЕПОСТИ (АБХАЗИЯ)

Данил Викторович Шевченко

Аннотация


Семантика раннехристианских образов представляет собой синкретический социокультурный феномен, состоящий из напластований различных мифологических паттернов и отдельных универсальных символов. Символический язык христианского искусства был способен транслировать основные идеи вероучения таким образом, что даже неграмотные адепты могли понимать их суть. Однако с течением времени этот язык стал частично забываться и превратился из символического кода в шифр. Данная работа посвящена проблеме идентификации образа зверя в рельефе храма Святого Феодора в Анакопийской крепости (Абхазия). Принимая во внимание многочисленные детали изображения, можно предположить, что изначальная и общепринятая в научной литературе идентификация зверя в качестве льва является весьма спорной. Многие элементы в композиции, такие как лапы, форма ушей и глаз, линия груди и копыта указывают на образ кабана. Изображение животного расположено между двумя солярными символами, и учитывая иконографические, стилистические и мифологические аналогии, относящиеся, в том числе, к дохристианским культам, автор предпринимает попытку раскрыть общий смысл композиции.


The semantics of early Christian images is the syncretic sociocultural phenomenon, consisting of the different mythological patterns and universal symbols. The symbolic language of the Christian art was able to transmit the doctrinal ideas in such a way that even illiterate adepts could understand their essence. However, over time, this language was partially forgotten and turned from a symbolic code into a cipher. This paper is devoted to the identification problem of the zoomorphic image in the relief of the church St. Feodor in Anakopia Fortress (Abkhazia). Taking into account the different details of the image, it can be supposed that the initial and common identification of the animal as the lion in the scientific literature is quite disputable. Many details of the image such as paws, form of ears and eyes, line of breastbone and forked hooves point to a boar (wild pig). The animal image is located between two solar symbols and considering the iconographical, stylistic and mythological analogies referring to the pre-Christian cults, author attempts to reveal the general meaning of the whole composition.


Ключевые слова


христианство; христианское искусство; Анакопийская крепость; Абхазия; Новый Афон; Каппадокия; храм Святого Феодора; семантический анализ; солярные знаки; образ кабана; образ льва

Полный текст:

PDF

Литература


Агумаа А. С., Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю., Ендольцева Е. Ю., Бгажба О. Х. Искусство Абхазского царства VIII-XI веков. Христианские памятники Анакопийской крепости. СПб. : Изд-во РХГА, 2011. 272 с.

Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М., Воротникова О. А., Глобус А., Кишкин А. С., Конев Е. Ф., Кочеткова П. В., Кудряшов В. Е., Нехай Д. М., Островцев А. А., Ревяко Т. И.,

Рябцев Г. И., Трус Н. В., Трушко А. И., Харевский С. А., Шайбак М. Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век. Мн. : Харвест ; М. : АСТ, 1999. 864 с.

Башкиров А. С. Археологические изыскания в Абхазии летом 1925 г. // Известия АбНО. Сухум, 1926. Вып. IV. С. 1-59.

Латышев В. В. К истории христианства на Кавказе. Греческие надписи из НовоАфонского монастыря // Сборник археологических статей, поднесенных графу А. А. Бо-бринскому. СПб., 1911. С. 169-198.

Пескова А. А., Строкова Л. В. Христианские древности Византии в «сирийской коллекции» Б. И. и В. Н. Ханенко. СПб. ; Киев, 2012. 225 с.

Рошаль В. М. Энциклопедия символов. М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2005. 1007 с.

Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. М. : Ленинград, 1952. 266 с.

Творение Святого Нисского. М., 1872. 524 с.

Трапш М. М. Археологические раскопки в Анакопии в 1957-1958 гг. // Труды АБИЯ-ЛИ. Сухуми, 1959. Т. 30. С. 121-158.

Штейн В. Ф. Золотые сибирские пластины с изображением «кабана», обвитого змеей // Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966. С. 259-266.

Khalid Yahya Blankinship. The End of the Jihad State. The Reign of Hisham Ibn'Abd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. State University of New York, 1994. 403 p. (на англ. яз.)

E. A. Wallis Budge. Osiris and Egyptian Resurrection. London. New-York, 1909. 462 p. (на англ. яз.)

Manly P. Hall. The Secret Teaching of all Ages. An Encyclopedic Outline of Masonic, Hermetic, Qabbalistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy. Being an Interpretation of the Secret Teachings concealed within the Rituals, Allegories, and Mysteries of all Ages. San Francisco, 1928. 597 p. (на англ. яз.)

Donald A. Mackenzie. Myths of Babylonia and Assyria. London : Gresham Publishing Company, 1915. 663 p. (на англ. яз.)

Kara Ann Morrow. "Ears and Eyes and Mouth and Heart... His Soul and His Senses": The Visual St. Stephen Narrative as the Essence of Ecclesiastical Authority. Florida State University, 2007. 245 p. (на англ. яз.)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342 Яндекс.Метрика