ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАР. ЧАСТЬ 2

Мариям Равильевна Арпентьева

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы изучения татарского фольклора, основные подходы и проблемы. Отдельное внимание уделяется роли исследователя и его влияния на фольклор. Обсуждается также роль фольклора в контексте вопросов сохранения и развития исторической памяти татар, реактуализации исторической памяти и обогащения современной татарской культуры. Автор обсуждает факты влияния традиционной культуры на современную социальную практику и наоборот (отношения людей и групп, татарского сообщества и государства), подчеркивает вариативность способов реагирования и преодоления нарушений культурной трансмиссии в процессе изучения и передачи фольклора. Перспективы исследования фольклора и других «памятников» и примеров народной культуры татар тесно связаны с интеграцией наук, науки и практики, в том числе практики образования и воспитания. Весьма продуктивен подход к изучению фольклора, который предполагает его осмысление в контексте исторических судеб народа, народных подгрупп, отношений между группами, а также отношений татар с другими народами: тюркскими, славянскими, балканскими и т. д.


The article is devoted to consider possible problems in the study of Tatar folklore: the main approaches and problems. Separate attention the author paid to the role of the researcher and its influence on folklore. The author also discusses the role of folklore in the context of the issues of preservation and development of historical memory of Tatars, reactualization historical memory and the enrichment of the modern Tatar culture. The author reveals the facts of the influence of traditional culture on modern social practices and Vice versa (the relationship of people and groups, the Tatar community and the state), emphasizes the variability of responses and overcome the violations of cultural transmission in the process of learning and transmission of folklore. Prospects for the study of folklore and other «monuments' and examples of folk culture of the Tatars is closely associated with integration of science, theory and practice, including the practice of education and upbringing. Very productive approach to the study of folklore, which involves its interpretation in the context of historical fate of the people, folk groups, relations between groups, and relationships of Tatars with other peoples: the Turkic, Slavic, Balkan etc.


Ключевые слова


татары; фольклор; историческая память; сказки; сказания

Полный текст:

PDF

Литература


Антонов Е. В., Раевский Д. С., Чвырь Л. А. Традиционная культура: содержание, понятия и этапы эволюции // Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987. С. 24-26.

Арзамасцев М. П. Несколько преданий чувашей и татар Чебоксарского уезда // Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). 1880-1882. Т. 3. С. 285-290.

Арпентьева М. Р. Фольклорное наследие татар. Часть I // Народы и религии Евразии. 2017. № 1-2 (10-12). С. 75-89.

Бадигый Х. Сайланма хезмэтлэр. Казан, 2001. 256 б. (на тат. яз.)

Баязитова Ф. С. Гомернен оч туе: (Татар халкынын гаилэ йолалары) Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1992. 295 б. (на тат. яз.)

Березин И. Н. Народные пословицы турецкого племени // Библиотека для чтения. 1856. Март-апрель Т. 136. С. 79-116.

Бэширов Г. Сайланма эсэрлэр: Гореф-гадэт законнан олкэнрэк. Т. 2. Казан, 1965. 327 б. (на тат. яз.)

Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1993. 208 с.

Виноградов Ю., Гиршман Я., Хайруллина З. История татарской музыки. Казань, 1956. 106 с.

Виноградова Л. Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 16-44.

Донгаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики К. Орфа // Педагогическое образование в России. 2014. №. 7 С. 144-149.

Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. М., 1977. 408 с.

Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки. М., 2004. 464 с.

Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979. С. 401-407.

Жэлил М. Шигырьлэр (1941-1942). Казан, 1976. 592 б. (на тат. яз.)

Залялиев Ш. Ш. Татарская народная педагогика. Казань, 1997. 175 с. (на тат. яз.)

Замалетдинов Р. Р., Замалетдинова Г. Ф. О роли пословиц в исследовании национально-культурных особенностей языкового сознания // Филология и культура. 2010. № 20. С. 73-78.

Исэнбэт Н. Татар халык мэкальлэре. Казан, Татарстан китап нэшрияты, 1959. Т. 1. 959 б., 1963. Т. 2. 800 б., 1967. Т. 3. 780 б. (на тат. яз.)

Ислам в исторической культуре татарского народа. Казань, 2000. 203 с.

Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997. 80 с.

Исхакова-Вамба Р. А. Народные песни Казанских татар. Казань, 1976. 128 с.

Исэнбэт Н. Отканга мэкаль, тапкырга табышмак. Яр Чаллы (Набережные челны): Идел-йорт, 2000. 92 б. (на тат. яз.)

Катанов Н. Ф. Из области народных примет, верований и преданий татар-мусульман. Казань, 1898. 4 с.

Катанов Н. Ф. Исторические песни казанских татар // Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). 1899. T. XIV. Вып. 3. С. 273-306.

Ключарёв А. С. Татарские народные песни. Т. 1. Казань, 1941. 247 с.

Избранные статьи. М., 1982. 276 с.

Левкиевская Е. Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М., 2006. Вып. 10. С. 150-214.

Маадай Кара. Алтайский героический эпос / сост. С. С. Суразаков. М., 1973. 465 с.

Мугтасимова Г. Р. Лексика татарских народных пословиц : автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2004. 25 с.

Насыри К. Избранные произведения. Казань, 1977. 220 с.

Насыров А. К., Поляков П. А. Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов // Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). 1900. Т. 16. Вып. 4-6. С. 1-112.

Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. М., 1982. 135 с.

Нигмедзянов, М. Н. Татарская народная музыка. Казань, 2003. 255 с.

Нигьмэтжанов И. Татар халык жырлары. Казан, 1976. 13 б. (на тат. яз.)

Основы современной цивилизации. Ч. 4. Человек и общество / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. М., 1992. 255 с.

Прокопьева П. Е. Современный песенный фольклор лесных юкагиров: содержание и особенности бытования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 5. Ч. 1. С. 141-148.

Пропп В. Я. Об историзме русского фольклора и методах его изучения // Русская литература. Ученые записки Ленинградского университета. 1968. № 339. Серия филологических наук. Вып. 72. С. 5-25.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 364 с.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1989. 233 с.

Путилов Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М., 1997. 295 с.

Ревуненкова Е. В. О некоторых истока поэтического творчеств в Индонезии: шаман, певец, сказитель // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 36.

Риттих А. Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Ч. 1. Казань, 1870. 131 с. М., 2011. 131 с.

Сагалаев A. M. Сказитель и шаман в традиционной культуре // Известия Сибирского отделения АН СССР. Сер. истории, филологи и философии. 1985. Вып. 2. С. 56-94.

Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатское влияние. Новосибирск, 1984. 280 с.

Садалова Т. М. Сказки в системе жанров алтайского фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 50-53.

Садалова Т. М. Алтайская народная сказка формы этнобытования, типология сюжетов, поэтика и текстология. Горно-Алтайск, 2008. 240 с.

Садыкова Л. Р. Каюм Насыйри основоположник татарского литературного языка // Лингвистические исследования : сборник научно-методических работ / под общ. ред. Н. В. Габдреевой, Г. Ф. Зиннатуллиной. Казань, 2008. С. 65-70.

Татар халкыныц балалар фольклоры / Тез. Н. Исэнбэт. Казан, 1941. 188 б. (на тат. яз.)

Татар халык юкаты. Мэкальлэр Ьэм эйтемнэр / Томны тезуче, кереш мэкалэ язучы, искэрмэлэр эзерлэуче Х. Ш. Мэхмутов. Казан, 1987. 592 б. (на тат. яз.)

Татар халык икаты. Фэнни эзлэнулэр Ьэм фольклор урнэклэре (фэнни конферен-циялэр материаллары кыентыгы) / Ф. Х. Ж^эуЬэрова ред. Казан, 2011. 6 китап. 200 б. (на тат. яз.)

Татар халык икаты: балалар фольклоры / Тез. Р. Ф. Ягъфэров. Казан, 1993. 336 б. (на тат. яз.)

Тукай Г. Избранное. М., 1975. 176. С. 139.

Тукай Г. Избранные стихи. Казань, 1940. 93 с.

Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань, 1986. 415 с.

Тукай Г. Шигырьлэр, экиятлэр, поэмалар / Тез. Р. Даутов. Казан, 1990. 255 б. (на тат. яз.) Хозяин Эуштинского леса: сказка // Валеев Ф., Томилов Н. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. С. 209-214.

Чистов К. В., Чистова Б. Е. (сост.) Преодоление рабства. Фольклор и язык «остарбайтеров» 1942-1944. М., 1998. 196 с.

Чистов К. В. Русская народная утопия. СПб., 2003.

Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII XVIII вв. М., 1967. 341 с.

Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция. М., 2005. 272 с.

Шейн П. В. Крепостное право в народных песнях. Из собрания П. В. Шейна // Русская старина. 1886. Т. 49. № 2. С. 483-492; № 3. С. 667-678.

Яхин А. Г. Система татарского фольклора. Казань, 1984. 200 с.

Ogburn W. F. Social change with respect to culture and original nature. Oxford, 1966. 210 р. (на англ. яз.).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




Адрес редакции:656049, г. Барнаул, ул. Димитрова-66, Алтайский государственный университет, кафедра политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений (кабинет 312, 315).
Электронная почта: dashkovskiy@fpn.asu.ru (c пометкой журнал «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»).
Контактный телефон: (3852) 366342 Яндекс.Метрика