Ислам в Хакасии (в контексте идеи «все тюрки — мусульмане»)

  • Александр Павлович Ярков Тюменский государственный университет, Тюмень
Ключевые слова: ислам в Хакасии, проблема развития уммы

Аннотация

Целью статьи является исследование распространения ислама в Хакасии. Недостаточная изученность темы вызывает различные околонаучные мнения, подчас политизированные. При этом наблюдается либо игнорирование исторических фактов, либо их толкование, основанное на обывательских домыслах. В данном регионе ислам не стал доминирующей религией в прошлом, не является доминирующей конфессией и в ХХ! в.

Ещё в период Раннего Средневековья у мусульман Ближнего и Среднего Востока на основе коранических воззрений и разрозненных сведений сложилось представление о страшных племенах яджуджи и маджуджи, живущих «на краю света» — в Северной Азии. Со временем представление мусульман о живущих там тюрках расширилось, но воспринимались они отстранённо. Ситуация изменилась, когда у части тюркской элиты возникала (и до сих пор бытует) идея объединения мусульман в самостоятельное политическое образование, где идея «Великого Туркестана» (Великого Тура-на) базируется на трех «китах»: тюркизации, исламизации и модернизации, подразумевая, что все тюрки — мусульмане.

Мнение, безусловно, ошибочное. В этом отношении показательна судьба исламской религии и её приверженцев в одном из восточных субъектов Российской Федерации — Республике Хакасии, где хакасы (тадарлар/минусинские, абаканские, ачинские татары/енисейские киргизы) придерживались издавна тенгрианства, но в ХГХ в. были принудительно обращены в православие.

Автор приходит к выводу, что на современном этапе сформированы местные институты уммы. Одновременно происходит трансформация религиозной и этнокультурной идентичности. Предлагаются рекомендации по профилактике экстремизма.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Александр Павлович Ярков, Тюменский государственный университет, Тюмень

доктор исторических наук, ведущий эксперт Экспертного научного центра Тюменского государственного университета, Тюмень (Россия)

Литература

Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI-XX вв. / Алексеев В. В. [и др.]. М. : Наука, 2004. 599 с.

Байпаков К. М. Распространение ислама в Южном Казахстане и Семиречье // Ислам, общество и культура : материалы Международной научной конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI в. (к 600-летию ислама в Сибири)». Омск, 1994. С. 16-17.

Бустанов А. К. Книжная культура сибирских мусульман. М. : Изд. дом Марджани, 2013. 264 с.

Гольденберг Л. А. Изограф земли сибирской: жизнь и труды Семена Ремезова. Магадан : Магаданское кн. изд-во, 1990. 391 с.

Дульзон А. П. Тюрки Чулыма и их отношение к хакасам // Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы, истории. Вып. VII. Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1959. С. 93-102.

Евтюхова Л. А., Киселев С. В. Чаа-Тас у села Копены // Труды Государственного исторического музея : сборник статей по археологии СССР. Вып. 11. М., 1940. С. 21-54.

Катанов Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноземцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 15. Тобольск, 1904. С. 3-28.

Копелев Л. З. Чужие // Одиссей. Человек в истории. Образ «другого» в культуре. М., 1994. С. 8-18. Коран, 2:256.

Кызласов Л. Р. Торговые пути и связи древнехакасского государства с Западной Сибирью и Восточной Европой // Западная Сибирь в эпоху Средневековья : сборник статей. Томск, 1984.

Насруллаев Джунайдулло [Электронный ресурс]. URL: http://dumrf.ru/common/bi-ographies/2519 (дата обращения: 28.06.2018).

Самушкина Е. В. Символические и социо-нормативные аспекты современного этно-политического движения Республик Алтай, Тыва, Хакасия. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 274 с.

Супруненко Г. П. Документы об отношениях Китая с енисейскими киргизами в источнике IX в. «Ли Вэй-гун Хойчан Ипинь Цзи» (Собрание сочинений Ли Вэй-гуна периода правления Хойчан, 841-846 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kyrgyz.ru/articles/khakas/gpsuprunenkodokumenty_ob_otnosheniyah_kita-ya_s_eniseyskimi_kyrgyzami_v_istochnike_ix_veka_li_vey-gun_hoychan_ipin_tszi/ (дата обращения: 28.06.2018).

Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI — первой четверти XIX в. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 1981. 276 с.

Шульженко Н. В. Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России : дис. . канд. соц. наук. Хабаровск, 2009. 196 с.
Как цитировать
Ярков, А. (1). Ислам в Хакасии (в контексте идеи «все тюрки — мусульмане»). Народы и Религии Евразии, 16(3), 99-110. извлечено от http://journal.asu.ru/wv/article/view/4359
Раздел
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ