НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ http://journal.asu.ru/wv <p style="text-align: justify;"><strong>ISSN 2542-2332 (Print), ISSN 2686-8040 (Online)</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>ЖУРНАЛ&nbsp;</strong><strong>«НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»</strong></p> <p style="text-align: justify;">Учредителем журнала является кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г.&nbsp; как сборник научных статей, с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии».&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">В журнале представлены результаты изучения этнокультурных и этнорелигиозных процессов, протекавших в Евразии от эпохи древности до современности.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=7574" target="_blank" rel="noopener">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства науки и высшего образования, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в&nbsp;<a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=64275">РИНЦ&nbsp;</a>как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Журнал "Народы и религии Евразии" индексируется в агрегаторах и базах библиографической информации:</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>SCOPUS (включен в 2024 г.), <a href="https://dbh.nsd.uib.no/publiseringskanaler/erihplus/periodical/info?id=496745">ERIH PLUS</a>, DOAJ, <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=64275" target="_blank" rel="noopener">E-Library.ru</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/narody-i-religii-evrazii?i=1074735" target="_blank" rel="noopener">CyberLeninka</a>, OAIsters, ROAR, ROARMAP, OpenAIRE, BASE, ResearchBIB, Socionet, World Catalogue of Scientifc Journals, Scilit, Journal TOC, OAIster, OCLC-WolrdCat.</strong></p> <p style="text-align: justify;">Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства: ПИ № ФС 77 – 78911 от 07.08.2020 г.</p> <p style="text-align: justify;">Периодичность издания: 4 выпуска в год. Статьи принимаются на русском и английском языках. Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование.&nbsp;&nbsp;Публикуются цветные иллюстрации. Каждой статье присваивается индекс DOI. журнал издается в печатном и электронном виде.</p> <p style="text-align: justify;">Публикация в журнале абсолютна бесплатна.</p> ru-RU dashkovskiy@fpn.asu.ru (Prof. Dashkovkiy Petr) dashkovskiy@fpn.asu.ru (Prof. Dashkovkiy Petr) Пт, 29 мар 2024 14:03:38 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Материалы кургана № 12 западной группы могильника Ур-Бедари II http://journal.asu.ru/wv/article/view/14952 <p><span class="font20">Целью статьи являются публикация и характеристика археологических материалов кургана № 12 могильника Ур-Бедари II, расположенного в степной части Присалаи-рья (Присалаирская депрессия). Курган был раскопан М. Г. Елькиным в 1956 г. В ходе исследования кургана было выявлено две могилы. Инвентарь представлен оружием и снаряжением верхового коня. На сегодняшний день материалы из кургана № 12 хранятся в музее «Археологии, этнографии и экологии Сибири» Кемеровского государственного университета и Прокопьевском городском краеведческом музее. В статье рассматривается вещевой комплекс и предлагается датировка памятника. Погребальный обряд и комплекс предметов материальной культуры позволяют отнести курган № 12 к сросткинской культуре. В X в. происходит формирование кузнецкого варианта сросткинской общности в бассейне реки Ини на территории степного Присалаи-рья. Ранние миграции «сросткинцев» на территорию Присалаирской депрессии можно отнести к концу IX-X вв. В X-XI вв. здесь получают распространение многочисленные сросткинские захоронения в составе могильников Ур-Бедари II, Калтышино I (кург. № 1), Усть-Канда I, Шанда и др., а также полностью сросткинские некрополи Тарасово, Танай VIII, Озерки V.</span></p> С. Ю. Васютин, Л. Ю. Боброва Copyright (c) 2024 С. Ю. Васютин, Л. Ю. Боброва https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14952 Пт, 29 мар 2024 12:01:43 +0700 Погребение Гунно-сарматского времени могильника Кырк-Кыз II в Кыргызстане http://journal.asu.ru/wv/article/view/14953 <p><span class="font20">Статья посвящена введению в научный оборот и культурно-хронологической атрибуции погребения под подквадратным курганом могильника Кырк-Кыз II в Кыргызстане. Оно было вскрыто в 2022 г. в ходе проведения спасательных раскопок в зоне строительства автомобильной дороги Эпкин — Баш-Кууганды в Нарынской области. В погребении были зачищены частично потревоженные скелеты взрослых мужчины и женщины, уложенных вытянуто на спине головой на север. Мужской череп находит аналогии среди краниологических материалов из сакских памятников, в то время как женский — подбойно-катакомбных погребений региона. Женский череп имеет искусственную кольцевую деформацию. Данное обстоятельство позволяет зафиксировать механическое смешение разных групп населения, с одной из которых связан приток новых традиций. При скелетах был обнаружен сопроводительный погребальный инвентарь, характерный для гунно-сарматского времени. Внешняя конструкция кургана также находит аналогии в могильниках данного периода, исследованных ранее на Тянь-Шане и в Жети-Суу. Проведенный в США радиоуглеродный анализ образца из рассматриваемого погребения позволяет датировать рассматриваемое погребение второй четвертью II — серединой III в. н. э. Вероятно, он был сооружен представителями неизвестной в настоящее время этнической группы, сосуществовавшей с носителями кенкольской культуры, оставивших подбойно-катакомбные погребения под округлой в плане земляной насыпью.</span></p> К. Т. Акматов, К. Ш. Табалдиев, Е. П. Китов, Р. Ж. Жанузак Copyright (c) 2024 К. Т. Акматов, К. Ш. Табалдиев, Е. П. Китов, Р. Ж. Жанузак https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14953 Пт, 29 мар 2024 12:23:32 +0700 Advanced exploitation of hagh-tin bronze alloys at medieval settlement Talgar in Kazakhstan http://journal.asu.ru/wv/article/view/14954 <p><span class="font20">A collection of bronze artifacts, including a mirror, round plate, thick-walled container, two thick-walled bowls, a thin-walled pot, two thin-walled bowls, a dish, and a strainer, retrieved from a medieval settlement in Talgar, Kazakhstan, underwent metallographic analysis. Typological dating places these objects within the 11th to 13th centuries AD. The examination revealed the use of high-tin bronze in various household items requiring advanced functionality. Two primary techniques were identified: 1) the use of high-tin bronze alloys as spacers and binders in creating double-walled containers for enhanced thermal insulation, and 2) the application of optimized thermo-mechanical treatments within the a+в phase field of the copper-tin phase diagram to enhance impact resistance. Additionally, the presence of zinc, tin, and lead hints at an ongoing transition from bronze to brass within the Talgar region during this period. Our investigation delved into the specific engineering processes employed and the level of technological sophistication evident in the production of these artifacts.</span></p> S. Park, T. V. Savelieva Copyright (c) 2024 S. Park, T. V. Savelieva https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14954 Пт, 29 мар 2024 12:34:29 +0700 К вопросу о смешении этносов в кочевых империях (на примере брачных союзов) http://journal.asu.ru/wv/article/view/14955 <p><span class="font20">Во времена династий Ляо и Цзинь кидани и чжурчжэни имели много общего в своих брачных системах и обычаях. Кроме прочего, поощрялись смешанные браки между этническими группами. За этим стоят глубокие исторические причины, о которых пойдет речь в этой статье. Ведь круг имеющихся источников для изучения «этносов» древности и Средневековья, при всей своей полноте (для некоторых регионов и периодов), имеет ряд особенностей. Данные археологии, способные сформировать у исследователей представление о развитии материальной культуры той или иной общности, наличии у различных групп населения похожих форм в искусстве и т. д. Нарративные источники (как объемные письменные тексты, так и эпиграфика), если они описывают чужеземцев, часто вместо «национальностей» преподносят нам «политонимы», цель которых — показать возможные последствия от взаимодействия с описываемой общностью, без особого внимания к иным особенностям (так, позднеримские и византийские источники именовали «скифами» народы Северного Причерноморья от готов до славян). Поэтому особенную ценность имеет «самоописание», т. е. фиксация в источнике собственных представлений об этничности. В настоящей работе автор, делая упор на историю империй Ляо (основана монголоязычными киданями) и Цзинь (создана тунгусоязычными чжурчжэнями) и приводя аналогии из китайских документов раннего Средневековья, демонстрирует сложности «национальной политики» в Северном Китае ввиду необходимости построения жизнеспособных государств в поликультурной среде. Лишь учитывая такие факторы, как брачные запреты (или, напротив, поощрения) в зависимости от социальной иерархии, можно более или менее адекватно реконструировать взаимоотношения сообществ эпохи древности и Средних веков в Евразии.</span></p> Д. П. Шульга Copyright (c) 2024 Д. П. Шульга https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14955 Пт, 29 мар 2024 12:43:46 +0700 Пищевые запреты и ограничения в традиционном обществе тюрко-монголов Внутренней Азии http://journal.asu.ru/wv/article/view/14956 <p><span class="font20">В изучении традиционных обществ повышенный исследовательский интерес сохраняется к такому общественному явлению, как «табу». В системе запретов и ограничений, регулирующих повседневную жизнь общества, особняком выделяются пищевые запреты. Многие из них носят рациональный характер и исходят из понимания тесной связи культуры питания и здоровья человека, другие представляются нелогичными и направлены на предупреждение негативных явлений или событий в жизни человека и общества. Исследование вскрывает обширный комплекс пищевых запретов, существовавших в традиционной культуре тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Пищевые запреты регламентировали разные стороны жизни людей. Запреты, согласно их обоснованию в традиционной культуре, ставили своей целью сохранение физического здоровья членов общества, особенно детей, удержание благополучия, профилактику конфликтных ситуаций в обществе. В запретах и ограничениях просматривается даже забота о внешности человека. Многие запреты, связанные с мясной пищей, носят очевидный дискриминационный характер, ограничивая женщин и детей в доступе к наиболее ценным видам мясной пищи и оставляя на их долю внутренности и другие малосъедобные части туши.</span></p> М. М. Содномпилова Copyright (c) 2024 М. М. Содномпилова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14956 Пт, 29 мар 2024 13:05:39 +0700 Представления о болезни и смерти и магические лечебные практики у селькупов http://journal.asu.ru/wv/article/view/14957 <p><span class="font20">В задачи исследования входило рассмотрение представлений о болезни и смерти и магических лечебных практик у селькупов. Эта тема до сих пор остается малоизученной, чем подчеркивается ее актуальность и научная значимость. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Традиционные взгляды селькупов на болезнь и смерть могут быть разделены на три типа. В первом типе причиной болезни представлялись мелкие злокозненные духи, имеющие образ червя или зверька, проникающие глубоко в тело человека, при этом духи некоторых болезней, например оспы и эпилепсии, имели антропоморфный облик. Во втором типе болезнь приключалась из-за кражи духами души заболевшего человека. Воззрения на болезнь и смерть, относящиеся к третьему типу, были выделены путем сложного анализа материалов фольклора. Согласно этим воззрениям, болезнь, а главным образом смерть, наступали при нарушении целостности телесной души человека, которой считался каждый из органов и частей его тела, некоторые функции тела и ряд находящихся вне тела, но связанных с ним объектов. Вылечить болезнь и оживить умершего можно было с помощью магических, в первую очередь шаманских манипуляций.</span></p> О. Б. Степанова Copyright (c) 2024 О. Б. Степанова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14957 Пт, 29 мар 2024 13:12:12 +0700 Приамурский земский собор 1922 г. об обновленческом перевороте в России и кампании по изъятию церковных ценностей (неопубликованные документы) http://journal.asu.ru/wv/article/view/14958 <p><span class="font20">Впервые публикуются и анализируются документы Приамурского земского собора 1922 г., посвященные церковным вопросам. В научный оборот вводятся материалы, связанные с обсуждением на Земском соборе обновленческого переворота в России и кампании по изъятию церковных ценностей. Поводом к нему послужило присланное во Владивосток письмо от сибирского священника с приложенными к нему распоряжениями новых церковных властей, которые предваряли призыв к верующим осудить патриарха Тихона и верное ему духовенство. В них также сообщалось о сформировании обновленческого Временного всероссийского церковного управления, а для губерний Сибири — Сибирского церковного управления с резиденцией в Томске.</span></p> <p><span class="font20">Приамурский земский собор единогласно выступил против обновленческого переворота в России и разграбления церковных ценностей. Помимо заявлений председателя и членов Собора, сохранившихся в стенограммах заседаний, особый интерес для современных исследователей представляют соборные обращения к главам православных поместных церквей, а также к мировому сообществу в лице архиепископа Кентерберийского и президента Соединенных Штатов Америки, с просьбой осудить незаконные действия советской власти против канонической Православной российской церкви во главе с патриархом Тихоном и защитить находящегося под арестом первосвятителя от насилий над ним.</span></p> С. Н. Азарова Copyright (c) 2024 С. Н. Азарова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14958 Пт, 29 мар 2024 13:19:01 +0700 Русская Православная церковь и Советское государство в год Тысячелетия крещения Руси: проблемы взаимоотношений http://journal.asu.ru/wv/article/view/14959 <p><span class="font20">В статье проанализированы церковно-государственные отношения накануне и во время празднования Тысячелетия крещения Руси в 1988 г. Источниковая база проведенного исследования представлена архивными материалами, хранящимися в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ). Исследуемый период во взаимоотношениях советского государства и Русской православной церкви (РПЦ) характеризовался постепенной демократизацией положения церкви в стране, что было вызвано рядом причин: активизация деятельности самой церкви, стремящейся найти способы участия в общественно-политической жизни страны; перемены в массовом сознании прихожан, требовавших демократизации положения РПЦ в стране; внешнеполитическая конъюнктура, ставившая перед советским правительством задачу показать западным партнерам соблюдение в стране принципа свободы совести и вероисповедания. Кроме того, очевидно, что свою роль в обозначенных процессах сыграло желание М. С. Горбачева и части партийно-государственной верхушки привлечь церковь к решению кризисных проблем, замедлявших темпы «перестройки». В итоге, празднование Тысячелетия крещения Руси стало не только церковным, но и государственным праздником, что позволило церкви и государству продолжить диалог о «взаимовыгодном сотрудничестве» и отменить ряд норм административного давления на РПЦ. Церковь же, в свою очередь, воспользовавшаяся сложившейся возможностью, приняла новый церковный Устав, самостоятельно урегулировав ряд внутрицерковных вопросов.</span></p> В. А. Тулянов Copyright (c) 2024 В. А. Тулянов https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14959 Пт, 29 мар 2024 13:26:40 +0700 Государственно-конфессиональная политика СССР в эпоху «перестройки» и ее влияние на деятельность религиозных общин Омской области http://journal.asu.ru/wv/article/view/14960 <p><span class="font20">Статья посвящена исследованию положения религиозных общин на территории Омской области в контексте советской государственно-конфессиональной политики в период «перестройки». На основе архивных материалов, часть из которых впервые вводится в научный оборот, рассматриваются основные направления деятельности региональных органов власти в 1985-1991 гг. в системе государственно-конфессиональных отношений СССР. С середины 1980-х гг. в СССР происходит процесс коренных изменений в государственно-конфессиональных отношениях. С этого периода начинается процесс легализации деятельности религиозных общин Западной Сибири, которые действовали на протяжении многих лет нелегально. В 1980-е гг. в Омской области получили регистрации несколько православных и лютеранских общин. Стоит отметить, что в этот период общины Совета церквей евангельских христиан-баптистов, пятидесятников были настроены против легализации деятельности, так как регистрация шла вразрез с их вероучением. Эпохальным событием в истории государственноконфессиональных отношений стало широкое празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г., что отразилось и на положении религиозных общин и верующих в регионах. Данное событие способствовало установлению диалога между государством и церковью, а также оживлению религиозной жизни в регионах страны. В данный период на территории Омской области произошло увеличение численности зарегистрированных православных общин, активизация духовной жизни, миссионерской и социальной деятельности.</span></p> П. К. Дашковский, Н. С. Дворянчикова Copyright (c) 2024 П. К. Дашковский, Н. С. Дворянчикова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14960 Пт, 29 мар 2024 13:35:17 +0700 Основные направления государственно-конфессиональной политики в отношении мусульманских общин Восточной Сибири во второй половине XIX — начале XX в. http://journal.asu.ru/wv/article/view/14961 <p><span class="font20">В статье рассматриваются основные направления государственно-конфессиональной плотики Российской империи в отношении мусульманского населения во второй половине XIX — начале XX в. на примере Восточной Сибири как одного из наиболее отдаленных регионов страны. Особенностью данного региона являлось то, что на протяжении длительного исторического периода он формировался за счет ссыльного населения, в том числе и исповедующего ислам. При подготовке работы привлечен обширный круг источников, представленных нормативно-правовыми актами, а также архивными материалами из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Красноярского края, Исторического архива Омской области, Национального архива Республики Башкортостан. Изменение социального состава мусульманского населения Восточной Сибири потребовало от правительства, и в частности, от губернских органов власти, более пристального внимания в вопросах реализации российского законодательства при решении вопросов, связанных с включением его в социально-правовое пространство региона. Изученный материал позволяет отметить, что несмотря на реформационные преобразования, происходившие в стране, правительство стремилось к тотальному контролю за жизнью своих подданных-мусульман, не учитывая зачастую региональную специфику их проживания.</span></p> Е. А. Шершнева Copyright (c) 2024 Е. А. Шершнева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/14961 Пт, 29 мар 2024 13:41:51 +0700