Значение и влияние невербального поведения в спорте

  • Елена Викторовна Новичихина кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия. Email: nowichihina_lena@mail.ru
  • Валерий Андреевич Мильхин доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия. Email: milchin22@mail.ru
  • Иван Сергеевич Холодков Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия. Email: holodkovx@mail.ru
Ключевые слова: невербальное поведение, вербальные и невербальные средства коммуникации, знак, спорт, спортивная деятельность, тренерская деятельность

Аннотация

Аннотация: Статья посвящена психолого-педагогическому анализу значения и влияния невербального поведения спортсмена, а также в тренерской и спортивной практике. В спортивной практике очень важно декодировать невербальные сигналы и эта проблема давно интересует тренеров и спортивных психологов. Спорт является неотъемлемой социально-культурной частью нашего общества во всех развитых странах мира и он не возможен без общения. Человек, имеющий глубокие познания в этой области всегда сможет выбрать грамотную стратегию действий по решению каких-либо задач. Определяется недостаточная изученность роли влияния невербальных средств коммуникации в спорте. Рассматриваются основные проблемы по развитию данной области научного знания. Раскрываются особенности взаимодействия спортсменов на площадке во время тренировки и непосредственно на соревнованиях. Выделяются речевые средства общения 

 спортсменов и тренера. В статье сравнивается восприятие жестов на расстоянии по сравнению с речью, особенно в условиях сильного шума (тренировки, соревнования). Обращается внимание на  упорядоченную классификацию жестов в работах П. Экмана и В. Фризена. Помимо жестов рассматриваются и другие невербальные проявления, репрезентации внутренних переживаний, личностных и психологических особенностей. Предпринимается попытка определить специфику и особенности невербального поведения в структуре общения участников спортивного процесса. Знание невербальных компонентов позволяет выявить истинные переживания спортсмена, что в свою очередь может дать толчок для новых учебно-тренировочных программ, которые бы основывались не только на физических, но и на психологических способностях человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елена Викторовна Новичихина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия.
Валерий Андреевич Мильхин, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия.
доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия.
Иван Сергеевич Холодков, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия.
Алтайский государственный университет, г. Барнаул, пр. Ленина 61, 656049. Россия.

Литература

Библиографический список

Андреева Г.М. Социальная психология. – Москва: Изд-во МГУ, 1980. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1999.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментальные психологические исследования. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

Вербальные и невербальные средства коммуникации. URL: http://www.studfiles.ru/preview/6010613/page:12/ (дата обращения: 26.04.2017).

Невербальные средства коммуникации. – URL: http://xreferat.com/77/6433-1-neverbal-nye-sredstva-kommunikacii.html (дата обращения: 26.04.2017).

Нежкина В. Ю., Молонов Г. Ц., Лебединский В. Ю. Педагогическое сопровождение личности в спорте как условие успешной адаптации и самореализации после завершения спортивной деятельности // Вестник БГУ. - 2011. - №1. - С. 104-110

Манжелей И. В., Кузнецова С. В. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в сфере физической культуры и спорта // Человек. Спорт. Медицина. - 2005. - №4 (44). - С. 107-112

Чусовитина О. М. Формирование умений профессионально-речевого поведения специалистов в сфере физической культуры и спорта // Вестник КемГУ. - 2014. - №1 (57). - С.84-88

Войтик Е. А. Конструирование информационного пространства в спортивной медиа-коммуникации России // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №13 (184). - С.167-174

Войтик Е. А. Спортивная информация как понятие и ее роль в масс-медиа // Вестник ЧелГУ. - 2011. - №20. - С. 59-62

Климов М.Ю. Спорт как язык / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. - № 1. – С. 49-59. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 20.07.2017)

Романова Е.В. Ценностно-семантическое пространство спортивного дискурса: аналитический обзор / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №2(5). – С. 3-33. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh (дата обращения: 20.07.2017)

REFERENCES

Andreeva G.M. 1980. Sotsial'naya psikhologiya. Mosсow: Izd-vo MGU, Moskva (in Russian).

Morozov V.P. 2011. Neverbal'naya kommunikatsiya: Eksperimental'nye psikhologicheskie issledovaniya. Mosсow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» (in Russian).

Verbal'nye i neverbal'nye sredstva kommunikatsii. (in Russian). URL: http://www.studfiles.ru/preview/6010613/page:12 (Аccessed: 26.04.2017)

Neverbal'nye sredstva kommunikatsii (in Russian). URL: http://xreferat.com/77/6433-1-neverbal-nye-sredstva-kommunikacii.html (Аccessed: 26.04.2017)

Nezhkina V. Yu., Molonov G. T., Lebedinskii V. Yu. 2011. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v sporte kak uslovie uspeshnoi adaptatsii i samorealizatsii posle zaversheniya sportivnoi deyatel'nosti. Vestnik BGU, 1, рр.104-110 (in Russian).

Manzhelei I. V., Kuznetsova S. V. 2005. Lichnostno-orientirovannoe pedagogicheskoe vzaimodeistvie v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta. Chelovek. Sport. Meditsina, 4 (44), рр. 107-112 (in Russian).

Chusovitina O. M. 2014. Formirovanie umenii professional'no-rechevogo povedeniya spetsialistov v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta. Vestnik KemGU, 1 (57), рр. 84-88 (in Russian).

Voitik E. A. 2014. Konstruirovanie informatsionnogo prostranstva v sportivnoi mediakommunikatsii Rossii // Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki. 13 (184), рр. 167-174 (in Russian).

Voitik Evgeniya Anatol'evna 2011. Sportivnaya informatsiya kak ponyatie i ee rol' v mass-media. Vestnik ChelGU, 20, р.59-62 (in Russian)

Klimov M.Yu. 2015. Sport kak yazyk. Health, Physical Culture and Sports, 1, рр. 49-59 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/59/showToc (Аccessed: 26.04.2017)

Romanova E.V. 2017. Value-semantic space of sports discourse: an analytical review. Health, Physical Culture and Sports, 2 (5), 49-86 (in Russian).

Опубликован
2017-08-31
Как цитировать
Новичихина Е. В., Мильхин В. А., Холодков И. С. Значение и влияние невербального поведения в спорте // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017, № 3(6). С. 13-21. URL: http://hpcas.ru/article/view/2879.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share