http://journal.asu.ru/knc/issue/feedКультурное наследие Сибири2022-01-12T10:41:51+07:00Балакина Елена Ивановнаcultjournal@asu.ruOpen Journal Systems<p><strong>ISSN 2307-2547 Print</strong></p> <p><strong>Культурное наследие Сибири</strong></p> <p>Научный журнал посвящен актуальным проблемам современного искусствознания и культурологии: история и современная практика архитектуры Сибири; народная и материальная культура Сибири; художественная жизнь, история и современная творческая практика Сибири, галерейное движение;</p> <p><em>«Свобода не может быть достигнута насильственным изменением политического строя, но будет следствием духовного воспитания человека»</em></p> <p><em>А.С. Пушкин</em></p> <p>Концепция издания подчинена идее формирования этнокультурной компетенции личности как необходимого условия осуществления интеграции и диалога культур, условия создания убедительного художественного образа современности в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Сибири, идее продвижения имиджа Сибири в мировую культуру.</p>http://journal.asu.ru/knc/article/view/9509Роль выставочной деятельности в процессе формирования художественной среды Кузбасса на рубеже XX-XXI вв2022-01-12T10:41:51+07:00Ульяна Александровна Акимченкоcultjournal@asu.ru<p>Рассматривается художественная выставочная деятельность XX - начала XXI в. в Кузбассе, отражены основные выставки, играющие важную роль в становлении развития культурной жизни региона. Затрагиваются художественные проблемы, стоящие перед художниками и искусствоведами Кузбасса.</p>2021-04-27T10:08:45+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9510"Инстаграм" как способ продвижения произведений изобразительных искусств2021-06-01T16:50:22+07:00Евгения Витальевна Ивлеваyanejka91@mail.ruСергей Михайлович Будкеевlwlm@yandex.ru<p>Рассматриваются преимущества социальной сети «Инстаграм» в популяризации искусства в сети Интернет и основные критерии оценки профилей деятелей изобразительных искусств. Анализируется, почему именно социальная сеть «Инстаграм» является наиболее удобным инструментом для продвижения различных видов деятельности и что следует предпринять для составления качественного контента.</p>2021-04-27T10:32:08+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9511Образ степи в произведениях русских художников2021-06-01T16:50:22+07:00Б.К. Ишанкуловcultjournal@asu.ru<p>Природный ландшафт Казахстана представлен в произведениях российских графиков, скульпторов и живописцев. На протяжении двух веков это направление в творчестве русских художников получило определенное отражение и создало базу для творческого развития последующих поколений в казахской среде.</p>2021-04-27T10:46:57+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9512Особенности развития темы труда в творчестве художников Кузбасса второй половины XX в2021-06-01T16:50:22+07:00Ирина Евгеньевна Коземасловаkozemaslova94@mail.ru<p>Рассматривается изобразительное искусство Кемеровской области второй половины XX в. На примере художественных работ А. Левченко, А. Гландина, И. Кузнецова, Ю. Лобузнова, К. Ананьина, Р. Берга выявляются основные жанры и особенности отражения темы труда и индустриализации в Кузбассе.</p>2021-04-27T10:53:43+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9513Креативный дизайн в оформлении общественного пространства: интерьеры компании Google2021-06-01T16:50:22+07:00Кирилл Юрьевич Кокшаровcultjournal@asu.ruАлла Леонидовна Усановаalla_leo@mail.ru<p>Проанализированы современные тенденции в оформлении офисного пространства и основных критериев в дизайне интерьера производственных помещений. В ходе аналитического обзора концептуальных решений офисов компании Google определяются актуальные подходы в проектировании общественного пространства и дизайне интерьера.</p>2021-04-27T11:07:12+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9514Формирование эстетической комфортной среды общественных интерьеров средствами фитодизайна2021-06-01T16:50:22+07:00Валентина Николаевна Кривоносcultjournal@asu.ru<p>В задачи настоящей статьи входит рассмотрение возможности использования приемов фитодизайна в проектировании интерьеров общественных помещений с целью повышения качества их среды. Обосновывается актуальность использования фитодизайна, проведено натурное изучение объектов фитодизайна интерьеров в г. Барнауле. Рассматриваются возможности улучшения среды общественных интерьеров с помощью декоративного озеленения, предлагаются направления работы для их решения.</p>2021-04-27T11:20:38+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9515Специфика народной росписи как одного из направлений современного искусства2021-06-01T16:50:22+07:00Светлана Сергеевна Четошниковаcultjournal@asu.ruСергей Михайлович Будкеевlwlm@yandex.ru<p>Раскрываются истоки художественной росписи как вида декоративно-прикладного творчества. Рассматриваются символика, семантика, орнаментальные мотивы и цветовая гамма традиционных видов росписи на территории России. Акцентируется внимание на утерянной взаимосвязи декоративно-прикладного искусства с духовной и предметно-материальной жизнью людей.</p>2021-04-27T11:43:16+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9516Трансформация визуальных форм в искусстве (на примере экологического плаката)2021-06-01T16:50:22+07:00Юлия Сергеевна Вяткинаcultjournal@asu.ruАлла Леонидовна Усановаalla_leo@mail.ru<p>На примере экологического плаката рассматриваются современные проблемы визуальных форм графического искусства: почему в настоящее время они непопулярны; отсутствие качественных работ известных дизайнеров-профессионалов; а также уход визуальных форм искусства в виртуальное пространство.</p>2021-04-27T11:52:20+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9517"Новая художественность" в неклассической парадигме развития эстетики2021-06-01T16:50:22+07:00Марина Вячеславовна Давыденкоdavydenkomaryna@yandex.ru<p>Рассмотрена сущность категории «новая художественность» как эстетический феномен. Проанализированы особенности современной неклассической парадигмы развития искусства. Рассмотрены подходы к проблеме «новой художественности» в современной арт-критике, представлены художественные принципы и параметры художественности в неклассической парадигме развития искусства.</p>2021-04-27T15:50:46+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9518Развитие художественно-графических навыков студентов вуза на примере декоративно-прикладного искусства (мезенская роспись)2021-06-01T16:50:23+07:00Диана Юрьевна Крупноваcultjournal@asu.ruСергей Михайлович Будкеевlwlm@yandex.ru<p>Образование включает в себя такие структурные элементы, как цель, объект, процесс, средства и результат. Цель отвечает социальному запросу, который получает от общества система образования: формирование и развитие личности как высшей ценности общества. Деятельность по воспитанию и обучению учащихся и студентов осуществляется с помощью различных методов, способов и средств. Одним из показателей эффективности образования служит достижение единства цели и ее путей, которое является не только процессом, но и результатом усвоения личностью определенного объема знаний, соответствующего уровня умений по применению полученных знаний.</p>2021-04-27T16:16:18+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9519Формирование этнохудожественной культуры студентов в процессе изучения русского традиционного костюма2021-06-01T16:50:23+07:00Диларам Абдирахимовна Сердюковаdilia1802@mail.ruЕлена Владимировна Сердюковаaloynuska@mail.ru<p>Проанализирована проблема обучения и развития с позиции этнокультурного образования. Характеризуются особенности развития творческого мышления в процессе изучения народных традиций в костюме. Выявляются основные аспекты формирования этнохудожественной культуры студентов в сфере народного декоративно-прикладного искусства.</p>2021-04-27T16:56:43+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9526Роль и место рисунка в образовательном процессе при освоении цифрового дизайна2021-06-01T16:50:23+07:00Наталья Егоровна Киселеваkiseleva.121052@mail.ru<p>Рассматривая вопрос о роли рисунка в образовательном процессе при осваивании цифрового дизайна. Необходимо отметить, что в России пока в этой области профессиональное образование не получило должного развития. Алтайский государственный университет - один из немногих, где осваивают профессию веб-дизайнера на факультете искусств и дизайна. Веб-дизайн как разновидность дизайна - графического дизайна- направлен на разработку и оформление объектов информационной среды Интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества. Деятельность веб-дизайнера включает в себя: проектирование логической структуры веб-страниц; продумывание наиболее удобных решений подачи информации; занятие художественным оформлением веб-проекта. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности грамотный веб-дизайнер должен быть знаком с новейшими веб-технологиями и обладать соответствующими художественными качествами. Этим определяется актуальность вопроса о роли рисунка и его месте в системе образовательного пространства высшей художественной школы при осваивании цифрового дизайна. Цель данной статьи - определить роль и место рисунка в образовательном процессе при осваивании профессии веб-дизайнера.</p>2021-04-29T16:02:10+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9527Социальные медиа как источник исследований художественного процесса2021-06-01T16:50:23+07:00Оксана Александровна Шелюгинаolga.a.shel@gmail.com<p>Особенности современной художественной жизни обусловлены распространением социальных медиа. Описаны изменения в структуре художественной среды и способы коммуникации субъектов художественных процессов, а также исследовательский потенциал цифрового контента социальных медиа для изучения современной художественной жизни.</p>2021-04-29T16:18:40+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9529Принципы иеротопии в создании современного храмового комплекса (на примере храмового комплекса Иоанна Богослова в г. Барнауле)2021-06-01T16:50:23+07:00Наталья Александровна Айхлерzabrodina-nataliya@mail.ru<p>Автором анализируются проблемы и принципы строительства храмовых комплексов города Барнаула, в которые входит определенный ряд построек. Текст статьи содержит материал, описывающий созданный храмовый комплекс Иоанна Богослова в городе Барнауле Алтайского края.</p>2021-04-29T16:29:11+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9533Тобольское барокко в архитектурных памятниках культовых сооружений XVII-XVIII вв2021-06-01T16:50:23+07:00Ирина Николаевна Давыденкоgelsskaja@rambler.ruАлла Георгиевна Степанскаяstep.allochka@mail.ru<p>Развитие архитектуры в городе Тобольске рассматривается на примерах культовой архитектуры и ее анализе. Обсуждается стиль тобольское барокко как вариант сибирского барокко.</p>2021-04-30T09:06:37+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9534Значение храмовой архитектуры в формировании пространства привокзальных площадей на территории Сибири в XIX в2021-06-01T16:50:23+07:00Елена Владимировна Русаковичniramila2013@gmail.com<p>Рассматривается возникновение нового типа здания и комплекса построек вокзала на станциях Транссибирской магистрали, важной частью которого в XIX в. становится храм. Исследуются периодизация, система проектирования и архитектурная стилистика вокзалов и храмов</p>2021-04-30T11:11:13+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9535Творческий метод и жанровая направленность в живописи китайского художника Суншань Хэ2021-06-01T16:50:23+07:00Ирина Ивановна Губинаcultjournal@asu.ruИрина Валерьевна Черняеваgurkina-22@mail.ru<p>Представлены творческий метод и жанровая направленность в живописи современного китайского художника Суншань Хэ. Приводится анализ его картин с пояснением методов написания работ.</p>2021-04-30T11:43:52+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9537Art education in the XXI century: modern trends, tendency and challenges (on Kazakhstan examples)2021-06-01T16:50:24+07:00А. Кожагуловcultjournal@asu.ruВ. Чжэнхуйcultjournal@asu.ruГ. Мелдешcultjournal@asu.ru<div id="abstract1"> <p align="justify">Since joining UNESCO on 22 may 1992, Kazakhstan has pursued an active policy of strengthening cooperation with this international organization. During this time, Kazakhstan has become a party to many of its international conventions, including the 2003 Convention for the safeguarding of the intangible cultural heritage. The purpose of this article is to clarify the role functions of women in the preservation and promotion of the intangible cultural heritage of Kazakhstan in formal and non-formal art education on the example of women’s crafts. The authors analyzed foreign and domestic scientific and pedagogical literature in the field of integration of intangible cultural heritage and art education. In addition to the study of scientific and pedagogical theory, the study was based on the analysis of the practice of Kazakhstan’s formal and non-formal art education in the context of which the materials were collected.</p> </div>2021-04-30T12:20:25+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9538Socio-cultural potential of the usta-shakirt system in the context of the development of creative industries2021-06-01T16:50:24+07:00Баймурат Ермаганбетович Оспановospanov_1954@mail.ruМадина Эрнестовна Султановаmadina-sultanova@yandex.ru<p>The paper deals with the socio-cultural potential of the traditional Turkic system of knowledge transfer in modem reality, which is the “teacher-student” system. The authors believe that the applied arts and the traditional handicrafts institute «usta-shakirt» in the new format of the state cultural policy can become an innovative aspect of the cultural studies’ development of modem Kazakhstan. Hence, the aim of the paper is a socio-cultural analysis of the potential of traditional handicrafts and the “yста-шэkiрт” (usta-shakirt) system in the context of the development of Kazakhstan’s creative industries.</p>2021-04-30T13:03:08+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9675Ornamental motifs f small architectural forms of west Kazakhstan2021-06-01T16:50:24+07:00Ерболат Медетович Сапуановsapuanov_e@mail.ru<p>Работа посвящена теме казахского орнамента как неотъемлемой части малых архитектурных форм (стелы-кулпытасы). Орнамент является не только ярким показателем уровня художественного исполнения, но и атрибуции культурного слоя. В исследовании акцентируется внимание на содержании и символике орнаментальных форм.</p>2021-05-31T11:47:07+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9678Образ народного певца в произведениях живописи Казахстана2021-06-01T16:50:24+07:00С. Темирбековаcultjournal@asu.ruГ.Д. БулгаеваBulgaevaGD@yandex.ru<p>Музыка и ее авторы в казахской культуре играют большую роль. В данном исследовании представлен обзор живописных произведений, отражающих тему народного певца - акына. Разносторонний подход позволяет наиболее емко проанализировать рассматриваемый образ в живописных произведениях.</p>2021-06-01T11:42:08+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибириhttp://journal.asu.ru/knc/article/view/9679Поиск первооснов бытия в пространстве произведения живописи2021-06-01T16:50:24+07:00Марина Валентиновна Москалюкcultjournal@asu.ruТатьяна Юрьевна Сериковаserikova_72@mail.ru<p>Статья посвящена миропознавательной функции искусства, которая наиболее полно осуществляется в процессе сотворчества автора живописного произведения и воспринимающего его субъекта. Творчество в данном случае понимается как построение субъективной модели объективной реальности с целью познания мироустройства. Рассматривается возможность применения философского опыта в поиске структурных основ бытия в пространстве изобразительного искусства. В качестве исследовательского материала привлечены картины современных красноярских художников А.А. Осиповой, Н.И. Рыбакова, К.С. Войнова.</p>2021-06-01T12:04:55+07:00Copyright (c) 2019 Культурное наследие Сибири