Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc <p><strong>ISSN 2307-2547 Print</strong></p> <p><strong>Культурное наследие Сибири</strong></p> <p>Научный журнал посвящен актуальным проблемам современного искусствознания и культурологии: история и современная практика архитектуры Сибири; народная и материальная культура Сибири; художественная жизнь, история и современная творческая практика Сибири, галерейное движение;</p> <p><em>«Свобода не может быть достигнута насильственным изменением политического строя, но будет следствием духовного воспитания человека»</em></p> <p><em>А.С. Пушкин</em></p> <p>Концепция издания подчинена идее формирования этнокультурной компетенции личности как необходимого условия осуществления интеграции и диалога культур, условия создания убедительного художественного образа современности в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Сибири, идее продвижения имиджа Сибири в мировую культуру.</p> ru-RU cultjournal@asu.ru (Балакина Елена Ивановна) rem@mail.asu.ru (Рем Юлия) Ср, 29 ноя 2023 14:57:04 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ФАЯНСОВЫЕ ИКОНОСТАСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ АЛТА http://journal.asu.ru/knc/article/view/14172 <p>Автор рассматривает возрождение уникального производства фаянсовых иконостасов на Урале, проводит художественный анализ иконостасов, изготовленных в архитектурно-проектной мастерской «Терем» <br>и установленных в храмах Алтайского края</p> Железникова Н.П. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14172 Ср, 29 ноя 2023 13:21:11 +0700 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКОР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14146 <p>Актуальная проблема для современной системы дополнительного художественного образования — этнокультурное развитие обучающихся на занятиях по освоению декоративно-прикладного искусства <br>и рукоделия. Для достижения эффективности применения этнокультурных технологий требуется создать максимально комфортную обстановку и условия протекания педагогической деятельности. В качестве <br>доступности практического обучения видится создание школы рукоделия и дизайна для разных возрастных групп в системе дополнительного художественного образования на основе электронной адаптированной методики обучения.</p> Пойдина Т.В. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14146 Вт, 28 ноя 2023 10:27:07 +0700 КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО КОЛЫВАНИ КАК УНИКАЛЬНАЯ СТРАНИЦА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14147 <p>Рассматривается камнерезное искусство Колыванского камнерезного <br>завода. Речь идет о произведениях камнерезного искусства, пополнивших <br>коллекции музеев Алтайского края, а также установленных в городах под <br>открытым небом. Анализируется роль произведений камнерезного искусства в формировании гармоничной городской среды. Обозначаются перспективы дальнейшего изучения камнерезного искусства.</p> Комарова О.С. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14147 Вт, 28 ноя 2023 10:37:05 +0700 ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ (НА ПРИМЕРЕ СОБРАНИЯ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М.А. ВРУБЕЛЯ) http://journal.asu.ru/knc/article/view/14148 <p>На примере коллекции западноевропейской живописи Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля рассматривается значение частных дореволюционных собраний произведений <br>искусства в формировании разделов западноевропейского искусства провинциальных музеев и развития культуры регионов в целом. В публикации впервые обозначены имена всех бывших владельцев произведений <br>данного раздела музейного собрания, дана краткая характеристика состава их личных коллекций и художественных предпочтений.</p> Крейдун Ю.А. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14148 Вт, 28 ноя 2023 10:49:40 +0700 СКУЛЬПТУРНЫЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ СИБИРИ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14150 <p>Раздел скульптуры и арт-объектов невелик, но впечатляюще стильный, эстетский. В основе пластики лежат элементы неолитической и этнической культуры, эстетики примитивизма и классики. Что является <br>результатом обращения к темам местных народов от Урала до Якутии <br>поиска форм региональной идентичности, сохранения традиций, проявляющих связь между далеким прошлым и современным динамичным <br>миром. <br>Т.М Высоцкая, искусствовед, <br>заслуженный работник культуры РФ <br>Автор пытается выявить черты современного мышления через образы, представленные на выставке современного искусства Сибирского региона «Форма». А также делает попытку рассмотреть новые выразительные качества материалов и пути поиска художниками художественного <br>образа.</p> Степанская А.Г. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14150 Вт, 28 ноя 2023 10:58:17 +0700 СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТА АЛТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА http://journal.asu.ru/knc/article/view/14151 <p>Исследуется семантика орнаментальных мотивов в национальном костюме с точки зрения семиотики искусства. Автор анализирует состояние <br>научной разработанности темы, развитие орнаментики в декоративно-прикладном искусстве алтайцев на протяжении веков, основные орнаментальные мотивы и традиции их применения в декоре национального костюма.</p> Нечаева А.С. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14151 Вт, 28 ноя 2023 11:12:30 +0700 ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ АЛТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ В ИСКУССТВЕ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14152 <p>Авторы поднимают актуальную проблему влияния творчества художников Горного Алтая, а именно произведений, созданных в стиле «этноархаика» (Г.И. Чорос-Гуркина, С.В. Дыкова, А.Б. Укачина), на традицию <br>художественной обработки войлока. Анализируя этнические мотивы <br>в творчестве мастера А. Тадыкиной, авторы приходят к выводу о том, что <br>синтез искусств (живописи и войлоковаляния) формирует уникальный <br>феномен регионального полиэтнического, поликультурного самосознания народа Республики Алтай</p> Черняева И.В. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14152 Вт, 28 ноя 2023 11:33:41 +0700 ВЫСТАВКИ БАРНАУЛЬСКОГО АНДЕГРАУНДА В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ АлтГУ В 1988–2002 гг. http://journal.asu.ru/knc/article/view/14153 <p>Автор рассматривает десять выставок неофициальных и несоюзных <br>художников Барнаула, проходивших на протяжении 15 лет в выставочном зале АлтГУ. История барнаульского андеграунда тесно связана с этим <br>выставочным пространством. Университетский выставочный зал сыграл <br>ключевую роль в популяризации искусства неофициальных художников.</p> Чурилов М.Г. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14153 Вт, 28 ноя 2023 11:46:26 +0700 САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭТНОКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ РЕГИОНОВ БОЛЬШОГО АЛТАЯ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14154 <p>Рассматривается актуальная, для изобразительного искусства начала <br>XXI в. тема изучения сакрального пространства этнокультуры. Анализируя самобытное творчество художников С. Дыкова, А. Ютеева, авторы раскрывают в их произведениях глубокие смыслы определенных эстетических <br>концепций, художественных идей, образов, стилистических особенностей. <br>Соединение этих явлений определяет основу многообразия и многоликости этнокультурного пространства регионов Большого Алтая.<br><br></p> Черняева И.В. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14154 Вт, 28 ноя 2023 11:52:16 +0700 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА http://journal.asu.ru/knc/article/view/14155 <p>Затронуты такие основополагающие педагогические понятия, как духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, художественная культура. Формирование принципов и методов целенаправленного <br>художественного воспитания подрастающего поколения связано, с одной <br>стороны, с процессами определения и осознания родовой, видовой, жанровой и социальной дифференциации искусств, а также с утверждением <br>места художника в обществе, с другой — с определением общих принципов популяризации художественных знаний.<br>Прослежена история возникновения и развития художественно-эстетического образования в России. На примере анализа организации учебного процесса в детских художественных школах и студиях авторы делают выводы о том, как происходит процесс постепенного воспитания <br>школьников и молодежи средствами искусства</p> Гречнева Владиславовна Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14155 Вт, 28 ноя 2023 12:04:52 +0700 АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. ВОКЗАЛЫ — ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ НАЧАЛА XX ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14161 <p>Проводится обзор, типологизация и описание зданий железнодорожных вокзалов, внесенных в реестр памятников архитектуры на территории Западной Сибири, построенных в период возведения Транссибирской магистрали (с 1892 по 1917 г.)</p> Черняева И.В. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14161 Ср, 29 ноя 2023 09:05:21 +0700 ПРОДАЖА И ТРАНСПОРТИРОВКА ЦЕРКОВНЫХ ЗДАНИЙ СЕЛЬСКИМИ ОБЩЕСТВАМИ АЛТАЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН http://journal.asu.ru/knc/article/view/14162 <p>Рассматриваются процессы продажи и перевоза сельских православных храмов на Алтае в XIX — начале XX в. как социальное и культурное <br>явление</p> Волоснов Р.Ю. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14162 Ср, 29 ноя 2023 09:47:40 +0700 ЗНАЧЕНИЕ КАМЕРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ СТРУННОГО КВАРТЕТА) http://journal.asu.ru/knc/article/view/14163 <p>Рассматривается значение камерного музицирования в преодолении <br>современного кризиса «живого» общения и формировании мировоззрения, способного противостоять агрессии и эгоистическому индивидуализму. Все эти идеи проиллюстрированы на примере квартетного исполнительства.</p> Михайлова О.С. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14163 Ср, 29 ноя 2023 09:55:03 +0700 ТРАНСЛЯЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННУЮ ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14164 <p>Подводятся итоги работам по интеграции объектов тюркского времени на территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в сферу туризма. Опыт <br>работ показал, что трансляция историко-культурного наследия тюркских <br>народов Алтая в туристскую индустрию крайне актуальна и востребована в современном обществе. Знакомство с культурой тюркских народов <br>способствует пониманию культурного разнообразия и формирует толерантные отношения между народами Российской Федерации.</p> Кирюшина Ю,В. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14164 Ср, 29 ноя 2023 10:38:50 +0700 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИИ и КАЗАХСТАНА В АСПЕКТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР http://journal.asu.ru/knc/article/view/14165 <p>Статья посвящена памяти Тамары Михайловны Степанской — учителя, наставника, друга, ученого, объединившего культурные миры и научные сообщества России и Центральной Азии<br>Рассматривается проблема развития изобразительного искусства Казахстана в аспекте взаимодействия национальных художественных традиций и традиций русской реалистической художественной школы. Анализируется специфика преломления традиций русской школы живописи <br>в произведениях казахских живописцев, окончивших художественные <br>вузы России. Выявляется важность сохранения традиций в современном <br>искусстве и развитии национального наследия в аспекте диалога культур</p> Степанская А.Г. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14165 Ср, 29 ноя 2023 10:47:53 +0700 ПУТЬ К ВЕРШИНЕ: ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИОННОЙ ТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЕ (на примере устно-профессиональной и художественно-ремесленной сферы) http://journal.asu.ru/knc/article/view/14166 <p>Тюркская идиома «Сегiз қырлы, бip сырлы», в переводе означающая <br>«Восемь граней — одна целостная суть», использованная в качестве эпиграфа этой статьи, бытует в народе с древнейших времен и сейчас известна практически каждому казаху. Народная память хранит имена многих, <br>кто удостоился этих слов. Сейчас они звучат, может, и реже, но более рельефнее, острее. <br>Авторы статьи стремятся раскрыть эти «восемь граней, и одной целостной сути» человека — народного идеала личности, который формировался <br>тысячелетиями, на примере устно-профессиональной и художественно-ремесленной сферы. Теоретико-методологической основой статьи выступают <br>художественно-философский и культурно-исторический методы, герменевтическая основа которых позволяет более объемно взглянуть на проблему образных и смысловых интерпретаций, а также аксиологический метод, способный выявить ценностные ориентиры традиционной культуры <br>в ракурсе воспитания настоящих мастеров «слова» и «дела».<br>Результатом статьи видится анализ социокультурного потенциала <br>способов и методов народного воспитания и их актуализация в аспекте <br>сохранения собственной культуры, национальной идентичности и национального кода</p> Нехвядович Л.И. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14166 Ср, 29 ноя 2023 10:52:38 +0700 САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КӨКШЕ В ИСКУССТВЕ ХУДОЖНИКОВ БОЛЬШОГО АЛТАЯ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14167 <p>Практика современного искусства Большого Алтая широко демонстрирует возможность органического синтеза фольклорного начала — народных сказаний, мифов, легенд с потенциалом изобразительного искус-ства, в пространстве которого происходит переосмысление и наполнение <br>новым содержанием. Особое место в этом процессе занимает проблематика анализа метафорического начала живописного произведения, занимающего прочные позиции в качестве конструирующего принципа. <br>Метафорическое в современном изобразительном искусстве выражается во всем многоообразии. Можно сказать, что метафоризм используется современными художниками на разных уровнях: от деталей до картины в целом. При этом метафоризм проявляется в творчестве каждого <br>художника по-разному, формируя неповторимую авторскую мировоззренческую концепцию. <br>Обращение кокшетауского художника Дужана Магзумова к метафоризму, выражающееся в использовании многоообразных его средств, <br>в том числе и умелого тончайшего живописно-пластического решения <br>мифопоэтических полотен, проявляется в усиленной связи с родной землей, являясь своего рода залогом эмоциональной достоверности визуально-смысловых интерпретаций, которые дает художнику сакральное пространство Кѳкше</p> Нехвядович Л.И. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14167 Ср, 29 ноя 2023 11:00:50 +0700 ИСТОРИЧЕСКИЕ СИЛУЭТЫ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ. ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦА http://journal.asu.ru/knc/article/view/14168 <p>Настоящая статья продолжает цикл работ, посвященных исследованию прошлого музыкальной культуры края, ее руководителям, которые <br>остались в тени общего внимания. Автор показывает многие события <br>в культурной жизни края, которые стали знаковыми для ее истории. Поднимаются и перспективные вопросы современной организации культурной жизни края в новых социально-экономических условиях. <br><br></p> Россинский А.Г Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14168 Ср, 29 ноя 2023 11:19:59 +0700 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА В МОНГОЛЬСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14169 <p>Рассматриваются особенности развития пейзажной живописи Монголии, влияние на нее различных факторов: природных ланшафтов, европейского искусства — на художественное образование, русской школы <br>живописи — на развитие изобразительного искусства Монголии.</p> Мелехова К.А. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14169 Ср, 29 ноя 2023 11:23:39 +0700 ОБ ИСКУССТВЕ АЛТАЯ НА НЕМЕЦКОМ… http://journal.asu.ru/knc/article/view/14170 <p>Статья посвящена истории создания учебного пособия «Об искусстве <br>Алтая на немецком языке». Раскрыт замысел подготовки книги к изданию, <br>рассмотрена тематика содержания разделов, показана практическая значимость учебного пособия.</p> Костерина М.Г. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14170 Ср, 29 ноя 2023 11:39:37 +0700 ТВОРЧЕСТВО Л.Н. ПАСТУШКОВОЙ http://journal.asu.ru/knc/article/view/14171 <p>Статья посвящена творчеству Л.Н. Пастушковой. Автор рассматривает основные этапы творческой биографии художницы, анализирует жанровый, тематический, образный состав и стилистику творчества. Уделено внимание проектной и выставочной деятельности Л.Н. Пастушковой.</p> Нехвядович Л.И. Copyright (c) 2020 Культурное наследие Сибири http://journal.asu.ru/knc/article/view/14171 Ср, 29 ноя 2023 11:54:05 +0700