Символика грозы в произведениях И.С. Тургенева

  • Марина Андреевна Курбакова Московский государственный политехнический университет
Ключевые слова: образ-символ, мимезис, философское содержание творчества, взаимосвязь художественно прекрасного и природы, символическая система

Аннотация

Впервые гроза как символ появилась в произведениях русской классики не А. Островского, как это принято считать, а Тургенева. Цель исследования – обнаружить, имеются ли в русской литературе описания грозы, предшествующие появлению «Грозы» Островского. В исследовании применяется литературно- и культурно-исторический методы исследования. Научная и практическая значимость работы состоит в выявлении деталей и  нюансов литературной эстетической мысли писателей-классиков 19 века, отраженной в их творчестве. Функция грозы в романах и повестях имеет символическое значение. Литературный символ и полемика вокруг него при  этом имеют многовековую историю. Первые попытки определения понятия символа предпринимались в Древней Греции, впоследствии немецкие философы посвятили множество своих работ дефиниции и интерпретации  символа. Это значимо для произведений И.С. Тургенева. В его работах отражена наиболее важная гегелевская идея о соотношении и взаимосвязи художественно прекрасного и природы, хотя и несколько видоизмененно.  Философская система понимания жизни и творчества сформировалась у писателя в том числе и как отражение жизненных реалий, в которых жил Тургенев. Символ грозы как поэтический элемент довольно часто используется  автором, проходит сквозным моментом через основные его произведения, поэтому есть смысл говорить о его определенной смысловой и композиционной роли в произведениях писателя. В эмоциональном отношении символ  грозы отражает различные психологические состояния героя, его переживания; наконец, описание грозы – само по себе элемент, приумножающий художественное богатство произведения. Результаты исследования могут использованы в курсе лекций и семинарах по истории русской литературы 19 века.

Биография автора

Марина Андреевна Курбакова, Московский государственный политехнический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Анненский И.Ф. Книга отражений. Умирающий Тургенев. // Art, 1906.

Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968. Т. 2.

Курбакова М.А. Об универсальном плане «Отцов и детей» Ивана Тургенева. // Язык. Филология. Культура. 2015. № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23857288_48498513.pdf (дата обращения 28.06.2018).

Страхов Н.Н. Критические статьи о Тургеневе. // Современник. M., 1984.

Толстой. 1850-1860. // Материалы, статьи под ред. В.И. Срезневского. Труды Толстовского музея Академии наук СССР. Л., 1927.

Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 12-и тт. М., 1979.

Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. По поводу «Отцов и детей». М., 1978.

Фишер К. История новой философии. М.-Л., 1933. Т. 8.

Опубликован
2018-12-09
Как цитировать
Курбакова, М. А. (2018). Символика грозы в произведениях И.С. Тургенева. Филология и человек, (4), 36-48. https://doi.org/10.14258/filichel(2018)4-03
Выпуск
Раздел
Статьи