СИМВОЛИКА ГРОЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА

  • Марина Андреевна Курбакова Московский государственный политехнический университет
Ключевые слова: образ-символ, мимезис, философское содержание творчества, взаимосвязь художественно прекрасного и природы, символическая система

Аннотация

Впервые гроза как символ появилась в произведениях русской классики не А. Островского, как это принято считать, а Тургенева. Цель исследования – обнаружить, имеются ли в русской литературе описания грозы, предшествующие появлению «Грозы» Островского. В исследовании применяется литературно- и культурно-исторический методы исследования. Научная и практическая значимость работы состоит в выявлении деталей и  нюансов литературной эстетической мысли писателей-классиков 19 века, отраженной в их творчестве. Функция грозы в романах и повестях имеет символическое значение. Литературный символ и полемика вокруг него при  этом имеют многовековую историю. Первые попытки определения понятия символа предпринимались в Древней Греции, впоследствии немецкие философы посвятили множество своих работ дефиниции и интерпретации  символа. Это значимо для произведений И.С. Тургенева. В его работах отражена наиболее важная гегелевская идея о соотношении и взаимосвязи художественно прекрасного и природы, хотя и несколько видоизмененно.  Философская система понимания жизни и творчества сформировалась у писателя в том числе и как отражение жизненных реалий, в которых жил Тургенев. Символ грозы как поэтический элемент довольно часто используется  автором, проходит сквозным моментом через основные его произведения, поэтому есть смысл говорить о его определенной смысловой и композиционной роли в произведениях писателя. В эмоциональном отношении символ  грозы отражает различные психологические состояния героя, его переживания; наконец, описание грозы – само по себе элемент, приумножающий художественное богатство произведения. Результаты исследования могут использованы в курсе лекций и семинарах по истории русской литературы 19 века.

Биография автора

Марина Андреевна Курбакова, Московский государственный политехнический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

1. Анненский И.Ф. Книга отражений. Умирающий Тургенев. // Art, 1906.
2. Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2.
3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М., 1968. Т. 2.
4. Курбакова М.А. Об универсальном плане «Отцов и детей» Ивана Тургенева. // Язык. Филология. Культура. 2015. № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23857288_48498513.pdf (дата обращения 28.06.2018).
5. Страхов Н.Н. Критические статьи о Тургеневе. // Современник. M., 1984.
6. Толстой. 1850-1860. // Материалы, статьи под ред. В.И. Срезневского. Труды Толстовского музея Академии наук СССР. Л., 1927.
7. Фишер К. История новой философии. М.-Л., 1933. Т. 8.

Список источников

1. Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 12-и тт. М., 1979.
2. Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. По поводу «Отцов и детей». М., 1978.
Опубликован
2018-12-09
Как цитировать
Курбакова, М. (2018). СИМВОЛИКА ГРОЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.С. ТУРГЕНЕВА. Филология и человек, (4), 36-48. https://doi.org/https://doi.org/10.14258/filichel(2018)4-03
Выпуск
Раздел
Статьи