Жанровое своеобразие первичных и вторичных текстов страшилок

  • Ольга Викторовна Марьина Алтайский государственный педагогический университет
  • Татьяна Павловна Сухотерина Алтайский государственный педагогический университет
Ключевые слова: жанр, страшилка, первичные и вторичные тексты, жанровые характеристики

Аннотация

В статье рассматриваются жанровые признаки страшилок. Задачей исследования видится рассмотрение жанровых признаков первичных (ПТ) и вторичных (ВТ) текстов страшилок. Обращение к первичности / вторичности текста является актуальным, поскольку рубеж ХХ – ХХI веков характеризуется появлением страшилок, созданных / обработанных / интерпретированных авторами. В ходе анализа первичных и вторичных текстов страшилок были обнаружены их общие жанровые черты: тексты страшилок небольшие по объему, в их основе лежит одна сюжетная линия, героями являются дети дошкольного или младшего школьного возраста и подростки. В ряде случаев обнаруживается одинаковое название ПТ и ВТ, по всей видимости, это связано с тем, что истории знакомы многим, они с большой охотой передаются от одного поколения к другому, не надоедают и продолжают будоражить воображение «маленьких» читателей / слушателей, поэтому нет надобности в эксперименте или в новизне. Смерть, череда смертей воспринимается в страшилках не как трагедия, а как данность. Всем текстам присуща  сказочность, проявляющаяся не только в троекратных повторах, но и в том, что есть «непременное» зло, испытание, которое выпадает на долю героев, сказочные / загадочные / необъяснимые (во всяком случае, их поведение) герои-злодеи.

Биографии авторов

Ольга Викторовна Марьина, Алтайский государственный педагогический университет

доктор филологических наук, профессор

Татьяна Павловна Сухотерина, Алтайский государственный педагогический университет

кандидат филологических наук, доцент

Литература

Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М., 2008.

Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/dostoevsky/bahtin/.

Вербицкая М.В. Теория вторичных текстов: на материале современного английского языка: автореф. дис. ...докт. филол. наук. М., 2000.

Гречина О.Н., Осорина М.В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Л., 1981. Вып. 20.

Григорьева Т.В., Григорьева А.Р. Оценочно-символический потенциал лексемы белый // Филология и человек. 2018. № 2.

Зуева Т.В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей // Проблемы интерпретации художественных произведений. М., 1985.

Карасик В.И. Типы вторичных текстов // Языковая личность: проблемы обозначения и понимания. Волгоград, 1997.

Колядич Т.М. Страшные истории (страшилки) // Русский детский фольклор.[Электронный ресурс]. URL: https://culture.wikireading.ru/63959.

Лойтер С.М., Неелов Е.М. Современный школьный фольклор. Петрозаводск, 1995.

Мамонтова Г.И. Культурно-историческая и психологическая основа жанра страшилок // Сибирский фольклор. Новосибирск, 1981.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

Нестерова Н.М. Вторичность как онтологическое свойство. Пермь, 2005.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2008.

Успенский Э. Красная рука, Черная простыня, Зеленые глаза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00493941256128060347

Фольклорный архив кафедры классической русской литературы ННГУ (г. Дзержинск, г. Горький (Нижний Новгород). [Электронный ресурс]. URL: http://scarykids.ru/?dir=/pioneer

Хуббитдинова Н.А. Репрезентация аллюзий фольклорных традиций в средневековой литературе Урало-Поволжья // Филология и человек. 2017. № 2.

Школьный быт и фольклор: сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1992. Т. 1-2.

Опубликован
2018-12-09
Как цитировать
Марьина, О. В., & Сухотерина, Т. П. (2018). Жанровое своеобразие первичных и вторичных текстов страшилок. Филология и человек, (4), 102-112. https://doi.org/10.14258/filichel(2018)4-08
Выпуск
Раздел
Статьи