Эпизодическое в историческом фоне родовых саг: на примере сведений о воспитании по договору
Аннотация
В статье исследуются выразительные средства поэтики родовых саг, её способность транслировать сведения, предположительно доступные её аудитории и трудноуловимые для восприятия современным читателем. Вводные характеристики персонажей в родовых сагах, к которым относятся сведения об именах персонажей, а также их генеалогии и указания их общественного статуса, служат историческим фоном саги, задают временные ориентиры и в то же время они могут намекать на развитие событий в последующих эпизодах. В данной статье рассматриваются конструкции с абстрактным существительным fóstr ´воспитание´, употребление которых позволяет сообщать о тех случаях воспитания по договору, которые не укладываются в схему стереотипных отношений между воспитателем и родителем ребёнка (в последнем случае во вводных характеристиках обычно используется имя деятеля fostri / barnfóstri ´воспитатель´). Роль стереотипного воспитателя значима для повествования и его статус воспитателя, утверждённый во вводной характеристике, является данностью исторического фона саги. Сведения о воспитании, выраженные конструкциями с fóstr, напротив, характеризуют не персонажей, а частную ситуацию и, таким образом, занимают переходное положение между вводной характеристикой и эпизодом саги.
Скачивания
Metrics
Литература
Емельянова Э.В. Образы исландцев «века саг» в преломлении поэтики родовой саги на примере воспитателей: к вопросу о типологии персонажей // Атлантика. Записки по исторической поэтике. М., 2015.
Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003.
Смирницкая О.А. Функции глагольных временных форм в сагах об исландцах // Избранные статьи по германской филологии. М., 2008.
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1984.
Byock J. Feud in the Icelandic Saga. Berkeley, 1993.
Íslendinga sögur. Reykjavik, 1987.
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.