Буддистские реминисценции в поэзии И.Ф. Анненского

  • Ольга Владимировна Чибисова Комсомольский-на-Амуре государственный университет
  • Александр Альфредович Шунейко Комсомольский-на-Амуре государственный университет
Ключевые слова: асемантичность, амбивалентность, шуньята, сансара, просветление, медитация

Аннотация

В содержательном отношении поэзия Иннокентия Анненского суммирует в себе опыт достижений мировой культуры в его различных проявлениях. Существенное место в многообразии этого опыта занимает буддизм. В статье доказано, что Анненский со студенческих лет был знаком с проблематикой и образной системой буддизма и проявлял к ней интерес на протяжении всей жизни. Об этом однозначно говорят факты его личной и творческой биографии. Статья посвящена выявлению различных буддистских реминисценций в текстах поэта. Это осуществляется с помощью методов семантического и функционального анализа. Они позволяют выявить семантические комплексы, непосредственно соотносящиеся с буддистскими идеями, константами и символами. Эти комплексы воплощаются в текстовых отрывках различной длины: слово, сегмент текста, целый текст, тема, характерная для нескольких текстов. В статье определены тексты поэта, однозначно отсылающие к буддизму, и константы буддизма, на которые ориентируется поэт. Сделан вывод о существенной роли буддизма в творчестве Анненского и многообразии форм его воплощения.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Чибисова, Комсомольский-на-Амуре государственный университет

кандидат культурологии, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

Александр Альфредович Шунейко, Комсомольский-на-Амуре государственный университет

доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации

Литература

Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.

Бернюкевич Т.В. Рецепция буддизма в России и вопросы становления российской культуры // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 3.

Булич С. Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. С.-Петербургского университета. СПб., 1898. Т. II.

Варнеке Б.В. И.Ф. Анненский. [Электронный ресурс]. URL: http://annensky.lib.ru/names/varneke/necrolog.pdf.

Гумилев Н.С. Золотое сердце России: сочинения. Кишинев, 1990.

Дугаров Д. Кто такой «базальтовый монгол»? (к истории написания стихотворения И. Анненского «Буддийская месса в Париже») // Всероссийская научно-практическая конференция «Иннокентий Анненский (1855–1909): жизнь – творчество – эпоха». СПб., 2015.

Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1904.

Лю Б. Китайский вклад в модерн-авангард Европы // Вісник Національноі академіі керівних кадрів культури і мистецтв. 2014. № 4.

Сорокина Г.А. «Китайские» стихотворения Е.И. Васильевой – литературные связи и влияния // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. 2016. № 4. DOI: 10.18384/2310-7278-2016-4-166-174

Cleary T. The Flower Ornament Scripture. A Translation of the Avatamsaka Sutra. Shambhala, Boston & London. 1993.

Bekmetov R.F. About the «Buddhist View» on Russian Literature. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 3.

Encyclopaedia Britannica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/Avatamsaka-sutra.

Ruocco Adele Di. The Buddhist World in Modern Russian Culture (1873-1919): Literature and Visual Arts. [Электронный ресурс]. URL: http://digitallibrary.usc.edu/cdm/ref/collection/p15799coll127/id/475242.

Shuneyko A.A., Chibisova O.V. The Poetic Heritage of Maximilian Voloshin and Buddhism. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4 (32). DOI: 10/29025/2079-6021-2018-4(32)-156-163

Shuneyko A., Chibisova O. The Mechanism of Contextual Confirmation of the Symbol in the Cinema Language // Медиаобразование. 2019. № 1. DOI: 10.13187/me.2019.1.123

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
Чибисова, О. В., & Шунейко, А. А. (2019). Буддистские реминисценции в поэзии И.Ф. Анненского. Филология и человек, (2), 20-34. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)2-02
Выпуск
Раздел
Статьи