«“Мороженно!” Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста

  • Елена Викторовна Тырышкина Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: О.Э. Мандельштам, акмеизм, «плотность формы», анализ лирического текста

Аннотация

Цель исследования определяется прагматическими и дидактическими задачами – показать на примере стихотворения О.Е. Мандельштама «“Мороженно!” Солнце…», каким образом соотносятся теория и практика акмеизма, эстетические принципы и поэтика. Подробно рассматриваются следующие структурные уровни: ритмическая организация, фоника, поэтическая лексика, синтаксис, композиция, хронотоп, лирический сюжет. Стихотворение представляет собой гармоничную во всех отношениях структуру, являющую собой пример формы, где все внутренние противоречия находятся в равновесном единстве, а моменты структурных сдвигов обеспечивают внутреннюю динамику. Строгая ритмическая организация обеспечивает внешний жесткий каркас, но она уравновешена энергетикой сдвига на уровне вариативного синтаксиса и отступления от соблюдения правила альтернанса. Принцип «уплотнения», столь характерный для эстетики акмеизма, выдержан на всех уровнях текста. Способ эстетического завершения текста – идиллика, слияние границ лирического субъекта с целым мира определяется приятием Красоты как центральной ценности существования.

Биография автора

Елена Викторовна Тырышкина, Новосибирский государственный педагогический университет

доктор филологических наук, профессор

Литература

Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.

Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982.

Давыдов М. «Я дружбой был, как выстрелом, разбужен...» (Об одном подтексте в стихотворении О.Э. Мандельштама «К немецкой речи») // Записки Мандельштамовского общества. 2008. Вып. 4/2.

Жолковский А.К. «Я пью за военные астры...»: Поэтический автопортрет Мандельштама // Жолковский А. К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, стратегии, интертексты. М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.usc.edu/dept/las/sll/rus/ess/bib31.htm.

Колотаев В.А. Бабочка – Ка: к визуальной метафизике имени в поэзии О.Э. Мандельштама // Научный электронный журнал «АРТИКУЛЬТ». 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.articult.rsuh.ru/articult-24-4-2016/articult-24-4-2016-kolotaev.php.

Лахути Д. «Бестолковое, последнее, трамвайное...» // Записки Мандельштамовского общества. 2008. Вып. 4/2.

Левин Ю.И. Разбор одного стихотворения Мандельштама // Левин Ю.И. Избранные труды. М., 1998.

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. №7/8.

Фролов Д.В. О стихотворении Мандельштама «В безветрии моих садов…» (1909) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76. № 2.

Халтрин-Халтурина Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма. Романтические суждения о воображении и художественная практика. М., 2009.

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

Ronen O. A beam upon the axe // Slavica Hierosolymitana. 1977. № 1.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
Тырышкина, Е. (2019). «“Мороженно!” Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста. Филология и человек, (2), 34-45. https://doi.org/10.14258/filichel(2019)2-03
Выпуск
Раздел
Статьи