«“Мороженно!” Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста

  • Елена Викторовна Тырышкина Новосибирский государственный педагогический университет
Ключевые слова: О.Э. Мандельштам, акмеизм, «плотность формы», анализ лирического текста

Аннотация

Цель исследования определяется прагматическими и дидактическими задачами – показать на примере стихотворения О.Е. Мандельштама «“Мороженно!” Солнце…», каким образом соотносятся теория и практика акмеизма, эстетические принципы и поэтика. Подробно рассматриваются следующие структурные уровни: ритмическая организация, фоника, поэтическая лексика, синтаксис, композиция, хронотоп, лирический сюжет. Стихотворение представляет собой гармоничную во всех отношениях структуру, являющую собой пример формы, где все внутренние противоречия находятся в равновесном единстве, а моменты структурных сдвигов обеспечивают внутреннюю динамику. Строгая ритмическая организация обеспечивает внешний жесткий каркас, но она уравновешена энергетикой сдвига на уровне вариативного синтаксиса и отступления от соблюдения правила альтернанса. Принцип «уплотнения», столь характерный для эстетики акмеизма, выдержан на всех уровнях текста. Способ эстетического завершения текста – идиллика, слияние границ лирического субъекта с целым мира определяется приятием Красоты как центральной ценности существования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Елена Викторовна Тырышкина, Новосибирский государственный педагогический университет

доктор филологических наук, профессор

Литература

Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. М., 1997.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.

Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982.

Давыдов М. «Я дружбой был, как выстрелом, разбужен...» (Об одном подтексте в стихотворении О.Э. Мандельштама «К немецкой речи») // Записки Мандельштамовского общества. 2008. Вып. 4/2.

Жолковский А.К. «Я пью за военные астры...»: Поэтический автопортрет Мандельштама // Жолковский А. К. Избранные статьи о русской поэзии: Инварианты, структуры, стратегии, интертексты. М., 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.usc.edu/dept/las/sll/rus/ess/bib31.htm.

Колотаев В.А. Бабочка – Ка: к визуальной метафизике имени в поэзии О.Э. Мандельштама // Научный электронный журнал «АРТИКУЛЬТ». 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.articult.rsuh.ru/articult-24-4-2016/articult-24-4-2016-kolotaev.php.

Лахути Д. «Бестолковое, последнее, трамвайное...» // Записки Мандельштамовского общества. 2008. Вып. 4/2.

Левин Ю.И. Разбор одного стихотворения Мандельштама // Левин Ю.И. Избранные труды. М., 1998.

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. №7/8.

Фролов Д.В. О стихотворении Мандельштама «В безветрии моих садов…» (1909) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2017. Т. 76. № 2.

Халтрин-Халтурина Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма. Романтические суждения о воображении и художественная практика. М., 2009.

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

Ronen O. A beam upon the axe // Slavica Hierosolymitana. 1977. № 1.

Опубликован
2019-06-01
Как цитировать
1. Тырышкина Е. «“Мороженно!” Солнце…» О. Э. Мандельштама: опыт анализа акмеистического текста // Филология и человек, 2019. № 2. С. 34-45. URL: http://journal.asu.ru/pm/article/view/5457.
Выпуск
Раздел
Статьи