НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ОТ 29 ИЮНЯ 2011 ГОДА И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

УДК 343:347.763 ББК 67.408

  • К.А. Бакишев Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Ключевые слова: автотранспортные преступления, нормативное постановление, Верховный Суд, безопасность движения

Аннотация

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. подчеркивается, что уголовный закон должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степеньючеткости и основаны на понятных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона. Между тем анализ УК РК показывает, что некоторые статьи об ответственности за автотранспортные уголовные правонарушения сконструированы неудачно. Например, ст. 346 УК РК характеризуется сочетанием формального и квалифицированного составовпреступлений, а также двух форм вины — умысла и неосторожности; в ст. 351 УК РК существенносократился круг субъектов уголовного правонарушения за счет необоснованного исключения водителей немеханических транспортных средств. В итоге Верховный Суд РК в нормативном постановлении «О практике применения судами уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»от 29 июня 2011 г. допустил ряд ошибок и противоречий, повлекших затруднения при квалификации уголовного правонарушения и назначении уголовного наказания. С учетом правоприменительного и законотворческого опыта Казахстана и других стран в сфере обеспечения безопасности движения транспорта автор предлагает изменения и дополнения в названное нормативноепостановление Верховного Суда РК для повышения его качества и совершенствования правоохранительной практики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Global status report on road safety 2018. URL: https://www.who.int/ violence_injury_ prevention/road _safety_status/ 2018/en/ URL: (дата обращения: 12.01.20).

2. О дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель или ранение людей: статистический отчет Комитета по правовой статистике и специальным учетам при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. URL: http:// service.pravstat.kz/ portal/ page/portal/ POPageGroup/ Services/Pravstat (дата обращения: 12.01.20).

3. Национальный план мероприятий по реализации Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждения травматизма на 2011–2020 годы. URL: http://niito.kz/naczionalnyij-plan-po-realizaczii-meropriyatij-na-2011–2020-gg. (дата обращения: 12.01.20).

4. Сулейменова Г.Ж. Роль и значение нормативных постановлений Верховного суда РК // Судебная власть в Республике Казахстан: история и перспективы : сб. научных трудов. Караганда, 2003.

5. Юрченко Р.Н. О практике применения судами уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Комментарий к нормативному постановлению Верховного суда Республики Казахстан №3 от 29 июня 2011 года. URL: https://tengrinews.kz/zakon/verhovnyiy_sud_ respubliki_ kazahstan/ sudoppoizvodstvo/id-T1100000003/.

6. Бакишев К.А. О нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан «О практике применения судами уголовного законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» от 29 июня 2011 года // Российский судья. 2012. №9.

7. Бакишев К.А. Система Транспортных правонарушений в новом УК Республики Казахстан // Lex russica (Русский закон). 2015. Т. 101. №4.

8. О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан по уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года. URL: https:// sud.gov.kz/rus/ legislation/CAT01/ 79695/2018 (дата обращения: 14.01.20).

9. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2002.

10. Обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел о транспортных преступлениях, предусмотренных ст. 346 УК Республики Казахстан. URL: http: //office. sud.kz/ forumTaldau/forum.xhtml (дата обращения: 13.10.19).

11. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. М., 2018.

12. Обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел о транспортных преступлениях, предусмотренных ст. 351 УК. URL: http://office.sud.kz/ forumTaldau/ forum. xhtml? content. (дата обращения: 15.10.19).

13. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

14. Петров С.А. Уголовно-правовая характеристика участников движения при нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта // Российский следователь. 2016. №7.
Опубликован
2020-07-06
Как цитировать
1. Бакишев К. НОРМАТИВНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» ОТ 29 ИЮНЯ 2011 ГОДА И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН // Российско-азиатский правовой журнал, 2020. № 2. С. 69-75. URL: http://journal.asu.ru/ralj/article/view/2.9.
Раздел
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН АЗИИ