ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 340 ББК 67.0

  • А.А. Васильев
  • Е.А. Куликов
  • Д. Шпоппер
Ключевые слова: высшее юридическое образование, тенденции высшего образования, бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная подготовка юристов

Аннотация

Высшее юридическое образование для любого государства имеет особое значение, поскольку формирует кадровый потенциал, прежде всего для правоохранительной сферы. Защита прав и свобод человека, в том числе в суде, требует высокого уровня профессионализма и компетентности. Принятие юридически значимых решений, определяющих судьбы людей, должно осуществляться профессионалами. По этой причине повышенными должны быть требования к качеству подготовки выпускников юридических вузов и факультетов. Между тем современное высшее юридическое образование в России характеризуется рядом тенденций, которые вызывают определенные вопросы. Характеристике этих тенденций и возникающих в связи с ними проблем и возможных путей их решения посвящена настоящая статья. Акцент при этом делается на необходимости соблюдения соразмерности между элитарностью высшего юридического образования, с одной стороны, и адекватностью подготовки юристов национальной правовой культуре и обыденному правосознанию — с другой. Баланс должен быть также между традициями и новациями в сфере высшего юридического образования, чтобы не потерять ценный многолетний опыт подготовки юристов в России, а также учесть современные вызовы юридической профессии в глобализирующемся мире.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

А.А. Васильев

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Е.А. Куликов

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Литература

Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2014.

Русинов Р. К. Методические вопросы юридического образования. Чему и как учить будущих юристов : научно-методическое пособие. Екатеринбург, 2014.

Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. М., 2011.

Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М., 2008.

Ящук Т. Ф. Учебные программы подготовки юристов России: эволюция, современное состояние, перспективы // Вестник Омского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 4.

Иглтон Т. Медленная смерть университета [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/ library/id_3672.html.

Томсинов В. А. Преступление под названием юридический факультет // Закон. 2009. № 3.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 29.12.2016).

Ритцен Д. Шанс для европейских университетов. М., 2011.

Ящук Т. В. Применение образовательных стандартов третьего поколения по юриспруденции в условиях Болонского процесса // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2011. № 2 (27).

Определения Верховного Суда РФ от 10 декабря 2003 г. N 13-Г03–13, от 16 июля 2008 г. № 41-Г08–12, от 11 ноября 2009 г. N 41-Г09–21, от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12–3.

О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // Российская газета. 1992. N 170.

Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 14. 04.04.2011.

О порядке присуждения ученых степеней : Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 28.08.2017) // Собрание законодательства РФ. 07.10.2013. N 40 (часть III). Ст. 5074.

Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен : курс лекций. СПб., 2004.

Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 декабря 2015 г. N 50.

Дойников И. В. О преподавании юридических дисциплин в современных условиях. М., 2013.

Флетчер Дж., Наумов А. В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998.

Куликов Е. А., Суханова Е. П. Проблема соотношения светской и духовной власти в работах Н. Н. Алексеева // Вестник Томского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 28.

Васильев А. А. Концепция консервативной стабилизации в российском обществе в XIX– XX вв. // Вопросы истории. 2016. № 12.

Канцеляров А. В. Закон о статусе судей требует корректировок // Администратор суда. 2017. № 3.

Занимательная статистика: реальное количество практикующих юристов не известно даже государству [Электронный ресурс]. URL: https://ceur.ru/news/biznes/item248195/.

Официальный портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ offenses_map.

Степашин С. В. Юридическое образование должно перестать быть бизнесом [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.ru/news/view/12084/ (дата обращения: 29.05.2009).

Горбатов М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовой аспект развития : автореф. дис. … канд. юрид. наук. ижний Новгород, 2007.

Опубликован
2019-09-23
Как цитировать
1. Васильев А., Куликов Е., Шпоппер Д. ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Российско-азиатский правовой журнал, 2019. № 1. С. 4-13. URL: http://journal.asu.ru/ralj/article/view/6438.
Раздел
РОССИЙСКОЕ ПРАВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ