ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

УДК 34.05 ББК 67.91

  • Я. Стоилов Софийский университет им. Св.Кл. Охридского Email: ybsvt@abv.bg
Ключевые слова: принятие конституции, конституционные поправки, жесткие и гибкие конституции, условия и процедуры изменения конституции, парламент, Народное собрание, Великое Народное собрание, президент, квалифицированное большинство, выборы, референдум

Аннотация

В статье в сравнительном плане рассматриваются условия и порядок принятия и изменения действующих конституций Республики Болгария и Республики Казахстан. Используются критерии, применяемые в правовой теории для классификации конституций по способу их изменения. Обе конституции относятся к категории жестких. Болгария имеет прочную основу конституции, которую можетизменить только специально избранный институт — Великое Народное собрание. В казахстанскойконституции есть нормы, которые даже не подлежат изменению. Опыт нескольких изменений в двухосновных законах был рассмотрен. На некоторые вопросы правовая теория и практика дали ответы,в то время как другие остаются открытыми. В заключение сделаны выводы в результате сравнения порядка и условий изменений в обеих конституциях, некоторые из них имеют универсальное значение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

1. Dicey A.V. The Law of the Constitution (1885). Еd. J. W.F. Allison, Oxford, 2013.

2. Ryan M. & St. Foster. Unlocking Constitutional and Administrative Law. 3-d ed. Routledge, 2014.

3. Grimm D. Types of Constitutions // The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law.Ed. by M. Rosenfeld, A. Sajo. Oxford, 2012.

4. Van Alstyne W.W. The Idea of the Constitution as Hard Law // Journal of Legal Education. 1987. Vol. 37.

5. Grimm D.Op. cit

6. Benz A. Balancing Rigidity and Flexibility: Constitutional Dynamics in Federal Systems // West European Politics. 2013. Vol. 36; 2013. Issue, 4. URL: https://www.doi.org/10.1080/01402382.2013.783 346

7. Матаева М. Некоторые особенности процедуры внесения изменений и дополнений в Конституции Казахстана и стран Центральной Азии // Вестник Томского государственого университета. 2003. №292.

8. «Държавен вестник» (ДВ), бр. 85 от 26. 09. 2003 г.; ДВ, бр. 27 от 2006 г.; ДВ, бр. 12 от 02. 2007 г.; ДВ, бр. 100 от 18. 12. 2015 г.

9. ДВ, бр. 18 от 25. 02. 2005 г.

10. Турецки Н.Н. Законодательная ветв власти Казахстана. 2-е изд. Астана, 2015.

11. Неновски Н. Подлежи ли на конституционен съдебен контрол законът за ревизия на Конституцията? // Юридически свят. 2000. №1; Неновски Н. Конституционна ревизия и конституционен контрол // Юридически свят, 2003. №2; Стоилов Я. Държавната власт: правно-политически разграничения и съотношения. С., 2001; Решение на Конституционния съд №3 от 10. 04. 2003 г. по к. д. №22 от 2002 г. (ДВ, бр. 36 от 18. 04. 2003).

12. Регламент Парламента Республики Казахстан. Принят на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан 20 мая 1996 года. URL: http://www.parlam.kz/ru/regulation (дата обращения: 22.01.2019)
Опубликован
2020-07-06
Как цитировать
Стоилов Я. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ) // Российско-азиатский правовой журнал, 2020, № 2. С. 80-88 DOI: 10.14258/ralj(2020)2.11. URL: http://ralj.ru/article/view/2.11.
Раздел
ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН АЗИИ