http://journal.asu.ru/ssi/issue/feedSociety and Security Insights2025-04-02T18:13:07+07:00Maximova Svetlanasvet-maximova@yandex.ruOpen Journal Systems<p><strong>ISSN 2619-0249 (Print), ISSN 2619-0230 (Online)</strong></p> <p>Журнал «Society and Security Insights» является <strong>официальным научным изданием Ассоциации азиатских университетов и площадкой для коммуникации ведущих ученых по вопросам трансграничного сотрудничества</strong>, публикующим оригинальные статьи по широкому спектру направлений изучения общественной безопасности, в ее различных формах и проявлениях, рассматриваемых с позиций социальных наук.</p> <p><span style="font-size: medium;">В редакционную коллегию журнала входят ведущие российские и зарубежные ученые, имеющие ученые степени доктора наук, обладающие большим опытом научно-исследовательской деятельности и издательской деятельности.</span></p> <p>Все статьи проходят обязательное рецензирование.</p> <p><strong>Основными критериями отбора статей для публикации являются:</strong></p> <ul> <li class="show">соответствие представленных статей тематике журнала; </li> <li class="show">высокий научный уровень и практическая значимость представленных результатов исследования;</li> <li class="show">оригинальность предоставляемого материала, соблюдение требований публикационной этики (отсутствие плагиата, предоставление ранее не опубликованных статей, отсутствие конфликта интересов);</li> <li class="show">соответствие оформления предоставляемой статьи требованиям, указанным в «Руководстве автора».</li> </ul> <p><strong>Статьи публикуются на русском и английском языке.</strong> Журнал выпускается в электронном виде на основе на платформы Open Journal Systems (OJS). <br>Все статьи находятся в открытом доступе, регистрируются в системе <em>CrossRef</em> и получают идентификационный номер <em>doi</em>. Журнал включен в <strong>РИНЦ</strong> и индексируется в ведущих наукометрических и библиографических базах данных, каталогах, репозиториях, электронных библиотеках: <strong>ERIH+, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, SCILIT, ROAD, OCLC-WorldCat, Registry of Open Access Repositories (ROAR), ROARMAP, OpenAIRE, Bielefeld Academic Search Engine (BASE), Socionet, OAIster</strong>.</p> <p><span lang="EN-US">C</span> 3 июня 2022 года журнал «<span lang="EN-US">Society</span><span lang="EN-US"> </span><span lang="EN-US">and</span><span lang="EN-US"> </span><span lang="EN-US">Security</span><span lang="EN-US"> </span><span lang="EN-US">Insights</span>» <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=12743" target="_blank" rel="noopener" data-saferedirecturl="https://www.google.com/url?q=https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type%3D19%26name%3D91107547002%26f%3D12743&source=gmail&ust=1677333298794000&usg=AOvVaw3IR4_Lp2jk515DqK62umbp">включен в перечень рецензируемых научных изданий ВАК</a>, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по трем научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:</p> <p><em>5.4.3. Демография (социологические науки)<u></u><u></u></em></p> <p><em>5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)<u></u><u></u></em></p> <p><em>5.4.6. Социология культуры (социологические науки).</em></p> <p><strong>В соответствии с рекомендациями ВАК от 21.12.2023 № 3-пл/1 от 21 декабря 2023 года журналу присвоена категория К2.</strong></p> <p>Авторы сохраняют авторское право, а также дают право журналу публиковать оригинальные научные статьи, содержащие результаты экспериментальных и теоретических исследований, которые не находятся на рассмотрении для публикации в других изданиях. Все материалы распространяются на условиях лицензии <strong><em>Creative Commons Attribution</em></strong>, которая позволяет другим распространять их с признанием авторства работы и первичностью ее публикации в этом журнале.</p>http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16676Социальный портрет студента сквозь призму особенностей профессионального самоопределения2025-04-02T18:12:24+07:00Алена Алексеевна Корзинаlawrentjewa.alyona2016@yandex.ru<p>Актуальность работы заключается в важности представления целевой группы абитуриентов для образовательных учреждений в целях улучшения реализации их профориентационной политики. Целью данного исследования является анализ социального портрета абитуриентов Вологодского государственного университета. В данной статье используется метод социального портретирования как один из способов описания социального образа современных абитуриентов. В теоретическом обзоре рассмотрено понятие «социальный портрет» и особенности социального портретирования молодой когорты населения, в частности школьников, студентов и молодежи в целом. Эмпирической базой исследования послужил социологический опрос первокурсников университета, а также интервью с директорами структурных подразделений. В работе были проанализированы особенности профессионального самоопределения первокурсников, их социальные и демографические характеристики, в частности гендерные различия, место жительства, личные мотивы и факторы, повлиявшие на профессиональный выбор. По результатам исследования был составлен социальный портрет потенциального абитуриента университета. Выявлено, что целевой аудиторией вуза являются жители Вологодской области, причем в большей степени – это школьники регионов, а в меньшей – жители крупных городов, таких как Вологда или Череповец. Исходя из специфики направлений подготовки, в равной степени это может быть обучающийся как женского, так и мужского пола. Установлено, что девушки предпочитают гуманитарные профили, а мужчины технические. Основными мотивами для выбора абитуриентом профиля обучения являются личные качества и способности, также значимую роль играет семья и семейные наставления. Выбор образовательного учреждения в большей степени происходит благодаря наличию бюджетных мест и возможности уехать недалеко от родительского дома. Потенциальный абитуриент знает о проводимых вузом профориентационных мероприятиях, однако с большей вероятностью он не будет принимать в них участие. На основе выявленных особенностей профессионального самоопределения абитуриентов сделаны некоторые предложения, касаемые профориентационной политики университета.</p>2025-04-01T21:14:36+07:00Copyright (c) 2025 Алена Алексеевна Корзинаhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/16774Качество условий оказания услуг в учреждениях социального обслуживания как фактор обеспечения социального благополучия населения региона (по результатам исследований в период 2018–2024 гг. в домах-интернатах общего типа Алтайского края)2025-04-02T18:12:43+07:00Константин Геннадьевич Анисимовanisimov@rb.asu.ruЕлена Александровна Анисимоваanisimova@rb.asu.ruЮлия Александровна Калининаkalinina@socio.asu.ruАнастасия Дмитриевна Лапшинаanastasiya.lapshina00@mail.ruТатьяна Викторовна Сиротинаsirotina@socio.asu.ru<p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">В данной статье представлены результаты исследования качества условий оказания услуг в домах-интернатах общего типа для престарелых и инвалидов Алтайского края, проведенного в мае - ноябре 2021, 2018 гг., марте – ноябре 2024 г. </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">В качестве </span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">предмет</span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">а</span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"> исследования </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">выступает</span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"> оценка качества условий оказания услуг в домах - интернатах общего типа для престарелых и инвалидов в Алтайском крае. Цель исследования -проведение оценки качества условий оказания услуг, выявление динамики, произошедших изменений и разработка рекомендаций по улучшению качества в домах - интернатах для престарелых и инвалидов общего типа Алтайского края (далее по тексту статьи ДИдПиИ). </span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">Актуальность исследования связана с законодательно закрепленным в Федеральном законе № 442-ФЗ в статье 23.1 требованием о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг учреждениями социального обслуживания населения (далее по тексту статьи НОК), с определением сроков не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года, в отношении одной и той же организации. В Алтайском крае независимая оценка качества условий оказания услуг в системе учреждений социального обслуживания реализуется на постоянной основе с 2015 года.</span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">В качестве основных методов, используемых при проведении НОК в 2018, 2021, 2024 гг. можно назвать: анализ официальных сайтов в сети интернет; экспертное наблюдение условий в организации; опрос получателей (в форме интервью); тестирование функционирования дистанционных способов взаимодействия с получателями (e-mail, телефон, формы обратной связи на сайте организации, в формате «контрольной закупки»). </span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">В статье рассмотрены теоретические основы исследования качества условий оказания услуг: определено понятие «качество»; выделены подходы к определению сущности качества услуг, основанные на оценках потребителей; перечислены основные факторы, влияющие на качество услуг. Представлены основные результаты и выявленные изменения в 2018, 2021, 2024 гг.</span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">Результаты НОК позволяют измерить качество условий оказания услуг на трех уровнях: 1) конкретной организации, 2) определенного типа организации (типы стационарных учреждений в Алтайском крае: дом - интернат для престарелых инвалидов общего (специализированного) типа или малой вместимости, психоневрологический интернат); 3) общего рейтинга организаций социального обслуживания в регионе. Значимость исследования связана с применением полученных результатов НОК для построения реальной картины качества условий оказания услуг в учреждениях социальной сферы, с целью определения учредителем «проблемных зон» при принятии управленческих решений, планировании финансирования, а также как </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">помощь </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">получателям при выборе учреждения.</span></span></p>2025-04-01T21:03:13+07:00Copyright (c) 2025 Юлия Александровна Калинина, Константин Геннадьевич Анисимов, Елена Александровна Анисимова, Анастасия Дмитриевна Лапшина, Татьяна Викторовна Сиротинаhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/16763Деятельность некоммерческих организаций по решению социальных проблем жителей Заонежья: результаты разведывательного исследования2025-04-02T18:12:56+07:00Юлия Александровна Петровскаяjulia_petrovskaya85@mail.ruОльга Владимировна Федосееваovo.fedoseeva@mail.ru<p>В статье представлены результаты разведывательного исследования, проведенного в рамках комплексной научной экспедиции «Кижи – 2024» с участием преподавателей и студентов ПетрГУ, посвященного вопросам влияния деятельности некоммерческих организаций, действующих на территории Заонежья, на повседневность местных сообществ. В ходе исследования с использованием комплекса методов были определены особенности территории, структуры населения и специфика социальной инфраструктуры; проанализирована деятельность не просто зарегистрированных, а реально действующих на территории Заонежья немногочисленных НКО, осуществлена их типологизация, определены основные достижения с точки зрения решения проблем местных жителей; определен уровень информированности и ожидания населения относительно деятельности этих НКО; определена степень вовлеченности местных жителей Заонежья в деятельность общественных организаций. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что <span class="fStyle">решение проблем Заонежья возможно только путем межсекторного взаимодействия при деятельном участии региональных властей. Существующие в настоящее время в Заонежье общественные организации не имеют достаточных для этого ресурсов и в большинстве случаев не ставят таких целей. Значительная часть из них может быть отнесена к категории клубных, существует лишь как форма организации занятости их участников и способ дополнительного привлечения средств для реализации собственных инициатив.</span></p>2025-04-01T20:49:20+07:00Copyright (c) 2025 Юлия Александровна Петровская, Ольга Федосееваhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/16564Экспертная оценка современных проблем формирования инклюзивной образовательной среды (результаты социологического исследования)2025-04-02T18:12:59+07:00Ильдар Закиевич Гимаевgimaev@yandex.ru<p>С введением статистического учета в 1996 году и по настоявшее время в России фиксируется непрерывный рост числа детей с ОВЗ и с инвалидностью в возрасте от 0 до 15 лет. Негативная тенденция носит устойчивый характер и привела к увеличению численности детей с ОВЗ и с инвалидностью за этот период на 63,5 %. На современную систему специального и инклюзивного образования наряду с основной задачей передачи знаний возложены функции абилитаци и социализации, психолого-педагогической коррекции ребенка. Цель исследования – выявить современные проблемы формирования образовательной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью и получить экспертную оценку системы факторов, оказывающих влияние на ее формирование. Материалы и методы. Региональное социологическое исследование, сбор информации методом экспертного опроса. В качестве экспертов выступили представители специального и инклюзивного образования – педагоги и специалисты интегрированного и инклюзивного образования, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы. Результаты. Выявлены и охарактеризованы проблемы развития кадрового потенциала и обеспеченность квалифицированными кадрами в области специального образования. Дана экспертная оценка навыков и компетенций педагогов и специалистов, уровень психологической готовности, эмпатии и адаптивности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Рассмотрены вопросы нормативно-правовой, учебно-методической, материально-технической обеспеченности образовательной среды, а также представление экспертного сообщества о глубине и значимости существующих проблем.</p>2025-04-01T20:40:53+07:00Copyright (c) 2025 Ильдар Закиевич Гимаевhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/16785Трансформация правового регулирования статуса инвалидов2025-04-02T18:13:00+07:00Светлана Викторовна Соловьеваkonfovz@yandex.ru<p>Государственная политика в отношении инвалидов является результатом общественного развития, основанного на изменении отношения к этой категории лиц. Динамика отношения к инвалидам обусловила государственное регулирование медицинской реабилитации, социальной защиты инвалидов, затем способствовала признанию и утверждению гражданских прав инвалидов и принятия мер по их вовлечению в жизнь общества. Изучение трансформации правового регулирования статуса инвалидов актуально в контексте обеспечения безопасности как защищенности от систематических угроз, связанных с дискриминацией, безопасности как ощущения ценности и достоинства, безопасности как возможности поддерживать оптимальные параметры жизнедеятельности. В качестве предмета исследования определены нормы международного права и российского законодательства, регламентирующие правовой статус инвалидов. Цель исследования заключается в изучении динамики формирования правового статуса инвалидов в международной и отечественной практике, рассмотрении эволюции норм российского законодательства, регулирующего правовой статус инвалидов. В статье проведен анализ документов Всемирной организации здравоохранения и правовых актов Организации Объединенных Наций на предмет изучения динамики понимания инвалидности и прав этих лиц, систематизированы периоды развития российского законодательства в сфере прав инвалидов. Результатом исследования является определение ряда выводов, раскрывающих трансформацию правового регулирования статуса инвалида в России, и определение необходимости совершенствования практики правоприменения.</p>2025-04-01T20:28:15+07:00Copyright (c) 2025 Светлана Викторовна Соловьеваhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/16897Образовательная миграция в российских вузах: последние тренды и вызовы2025-04-02T18:13:01+07:00Нина Сергеевна Прошинаn.s.proshina@yandex.ruСветлана Геннадьевна Максимоваsvet-maximova@yandex.ru<p>В современных условиях глобализации образовательная миграция становится одним из ключевых факторов развития системы высшего образования. Статистические данные за последние годы указывают на рост числа иностранных студентов, обучающихся в вузах России. Это свидетельствует о возрастающей привлекательности российского образования для международных абитуриентов. В статье на основе данных ежегодного отчета Министерства образования и науки Российской Федерации по форме ВПО-1 за 2024 год рассматривается современное состояние процессов образовательной миграции. Статистика приема позволяет выделить соответствующие актуальным изменениям сферы образования тренды в миграционных потоках молодежи, которая становится перед выбором образовательной стратегии. В результате анализа данных выделены приоритетные направления подготовки, которые выбирают иногородние и иностранные абитуриенты в качестве поступления чаще остальных, а также причины, по которым происходит данный выбор.</p>2025-04-01T15:57:49+07:00Copyright (c) 2025 Нина Прошина, Светлана Максимоваhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/16922Виртуальная активность религиозных сообществ Республики Алтай в социальной сети «ВКонтакте» в условиях трансформации религиозности2025-04-02T18:13:02+07:00Софья Александровна Малявкоmalyavkosofya@mail.ruСветлана Геннадьевна Максимоваsvet-maximova@yandex.ru<p>На фоне новых тенденций в религиозности и расширения цифровизации общества актуализируется проблема взаимовлияния Интернет-пространства и религии. Цель работы заключается в апробации процедуры анализа основных характеристик религиозных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» на примере Республики Алтай. В связи с тем, что контент виртуальных сообществ так или иначе отражает локальные интересы религиозной группы (прихода, церкви и т.д.), особое внимание уделяется наиболее популярным темам, их подаче, а также формам реакций на них. Выявлены отличия среди сообществ православного, старообрядческого, протестантского и буддистского направлений.</p>2025-04-01T15:30:33+07:00Copyright (c) 2025 Софья Малявкоhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/17171Роль медиа в сохранении исторической памяти на примере семейных ценностей2025-04-02T18:13:07+07:00Алла Владимировна Ковалеваalla_k65@mail.ruНелли Леонидовна Краснобаеваkrasn_nelli@mail.ruГульмира Дженишевна Джунушалиеваdzun_gulmera@mail.ru<p>Национальное строительство в постсоветских странах обусловил особый интерес и возврат к культурным корням и семейным ценностям. Семейная история, реконструкция родословной, вполне ожидаемо вписывается в общий исторический контекст, который изобилует социально значимыми процессами и событиями не только для отдельно взятой семьи, но в целом для гражданских сообществ суверенных государств бывшего Советского Союза. Но для современной молодежи наиболее актуальной является проблематика восстановления родственных связей, переосмысление мемориальной памяти, эмоциональных переживаний, реальных или воображаемых воспоминаний. В связи с этим, можно утверждать, что актуальность исследований в области воспроизводства и сохранения исторической памяти в форме родословной семейных историй в цифровом обществе только возрастает. Индивидуальные воспоминания и коллективная память находятся в динамическом единстве, но при передаче последующим поколениям претерпевают серьезные изменения. Медийные коммуникационные технологии позволяют серьезным образом корректировать силу индивидуальных и коллективных переживаний. Они могут существенно повлиять на содержание исторической памяти и на формирование оценочного суждения о нем. Современное поколение молодежи выросло в новых социально-политических и социально-экономических условиях. Значимые исторические события советского прошлого не являются частью их личного опыта. Семейная история, ценности и родословная и являются связующим звеном с коллективной памятью. Благодаря коллективной и семейной памяти индивид поддерживает свою связь с социумом. В эпоху формирования цифрового общества интерпретация исторического прошлого, семейной истории, героизация отдельных эпизодов и умалчивание болезненных воспоминаний приводит к конструированию прошлого, в котором фокус оценивания последствий смещается индивидом произвольно. Использование медиа повышает эффективность и результативность в сохранении семейных ценностей у молодежи. В статье представлены данные социологического опроса целевой аудитории (студенты возраста от 18 до 24 лет, проживающие в России, Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане). Результаты опроса подтверждают интерес молодежи к воссозданию семейных историй, в целом и в виде медийных продуктов, в частности.</p>2025-04-01T00:00:00+07:00Copyright (c) 2025 Алла Владимировна Ковалева, Нелли Леонидовна Краснобаева, Гульмира Дженишевна Джунушалиеваhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/17172Демографические аспекты устойчивого развития регионов степной зоны России2025-04-02T18:13:06+07:00Оксана Сергеевна РудневаKsen1909@mail.ruАлександр Андреевич СоколовSokolovAA@rambler.ru<p>Россия характеризуется неравномерностью расселения и асимметрией процессов воспроизводства населения. Устойчивость в демографических процессах является важнейшим свойством территории, формируя ее потенциал к развитию. Проблема депопуляции и асимметрии развития регионов является актуальной в связи с возможностью нарастания дисбаланса как в сопредельных регионах, так и в крупных межрегиональных образованиях. Регион исследования - степная зона Россия, специализирующаяся на сельскохозяйственном производстве и расположенная в главной полосе расселения и проблема формирования устойчивого развития здесь актуальны. Для выявления предпосылок демографической устойчивости степных регионов проведен анализ данных по темпам динамики региональной численности населения, показателями рождаемости и смертности, выделены территории депопуляции. Определена асимметрия 17 регионов степной зоны по показателям естественного прироста, суммарного коэффициента рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни. Выявлено, что наилучшая демографическая ситуация относительно среднероссийской сложилась в Краснодарском и Ставропольском краях, наихудшая – в Саратовской области. Основная проблема для перехода к устойчивому развитию в степной зоне – высокая смертность от внешних причин и неинфекционных заболеваний, которой подвержено в большей степени мужское население трудоспособного возраста. Наиболее благоприятная ситуация для формирования устойчивого развития относительно демографических процессов сложилась в западных регионах степной зоны. Этому способствует густая сеть расселения и развитие высокопродуктивного сельского хозяйства, в том числе фермерства, что более экологически сбалансированно в виду использования меньших объемов природах ресурсов и во многих случаях, более технологичнее. Для остальных регионов степной зоны необходимо сглаживание причин и последствий высокой депопуляции, особенно среди сельского населения путем повышения качества человеческого капитала и комплексного эколого-экономического подхода, учитывающего специфику распределения населения, его хозяйственной деятельности.</p>2025-04-01T00:00:00+07:00Copyright (c) 2025 Оксана Сергеевна Руднева, Александр Андреевич Соколовhttp://journal.asu.ru/ssi/article/view/17173Образовательно-карьерные траектории в современных условиях: социологический анализ2025-04-02T18:13:05+07:00Виктория Сергеевна Новиковаv1ctorr1a@mail.ruСветлана Геннадьевна Максимоваsvet-maximova@yandex.ru<p>Статья посвящена анализу различий образовательно-карьерных траекторий представителей разных поколений. За основу разделения по поколениям взята теория Н. Хоу и У. Штрауса, а также В.В. Радаева. Под образовательно-карьерной траекторией понимается последовательность мотивированных жизненных выборов индивида в рамках образовательных и профессиональных институтов, влияющих на социально-трудовой статус индивида, опосредованных использованием своих возможностей и способностей. В статье проанализированы дискурсы современной социологии, которые находят отражение в состоянии нынешнего рынка труда в связи с высокими темпами технологизации и автоматизации. Проанализированы подходы Дж. Рифкина, А. Турена и О. Тоффлера. Так, рынок труда становится всё более динамичным и гибким, а возможности для профессионального роста и самореализации расширяются. Это актуализирует исследование новых стратегий накопления профессионального капитала личности, мотивов образовательных выборов молодого поколения и их отношения к карьере. На основе авторского исследования методом глубинного полуформализированного биографического интервью выявлены факторы образовательно-карьерных траекторий представителей трех возрастных групп: до 2003 г.р. (поколение Z), 1989-1998 г.р. (поколение Y), 1969-1979 г.р. (поколение X). Выявлено, что молодое поколение склонно к частой смене работодателя, совмещению нескольких деятельностей одновременно, выбору образовательных курсов и стажировок с целью накопления профессиональных навыков и низкому горизонту планирования карьеры. В то время как старшее поколение ориентировано на более стабильные формы карьерной траектории, выбору высшего образования в качестве доминирующего. К общими для всех исследуемых поколений факторов, влияющих на смену вектора образовательно-карьерной траектории, можно отнести: склонность обучающегося в школе к интересующим предметам, поддержка родительской семьи, удовлетворенность полученным\получаемым образованием, установление слабых связей в процессе обучения, наличие целей и мотивов к профессиональной деятельности, материальное положение, пол. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в сфере проектирования образовательных программ, HR, консалтинга, карьерного консультирования.</p>2025-04-01T00:00:00+07:00Copyright (c) 2025 Новикова Виктория Сергеевна, Максимова Светлана Геннадьевна