Society and Security Insights http://journal.asu.ru/ssi <p><strong>ISSN 2619-0249 (Print), ISSN 2619-0230 (Online)</strong></p> <p>Журнал «Society and Security Insights» является <strong>официальным научным изданием Ассоциации азиатских университетов и&nbsp;площадкой для коммуникации ведущих ученых по вопросам трансграничного сотрудничества</strong>,&nbsp;&nbsp;публикующим оригинальные статьи по широкому спектру направлений изучения общественной безопасности, в ее различных формах и проявлениях, рассматриваемых с позиций социальных наук.</p> <p><span style="font-size: medium;">В редакционную коллегию журнала входят ведущие российские и зарубежные ученые, имеющие ученые степени доктора наук, обладающие большим опытом научно-исследовательской деятельности и издательской деятельности.</span></p> <p>Все статьи проходят обязательное рецензирование.</p> <p><strong>Основными критериями отбора статей для публикации являются:</strong></p> <ul> <li class="show">соответствие представленных статей тематике журнала;&nbsp;</li> <li class="show">высокий научный уровень и практическая значимость представленных результатов исследования;</li> <li class="show">оригинальность предоставляемого материала, соблюдение требований публикационной этики (отсутствие плагиата, предоставление ранее не опубликованных статей, отсутствие конфликта интересов);</li> <li class="show">соответствие оформления предоставляемой статьи требованиям, указанным в «Руководстве автора».</li> </ul> <p><strong>Статьи публикуются на русском и английском языке.</strong> Журнал выпускается в электронном виде на основе на платформы Open Journal Systems (OJS). <br>Все статьи находятся в открытом доступе, регистрируются в системе <em>CrossRef</em> и получают идентификационный номер <em>doi</em>. Журнал включен в <strong>РИНЦ</strong> и индексируется в ведущих наукометрических и библиографических базах данных, каталогах, репозиториях, электронных библиотеках: <strong>ERIH+, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, SCILIT, ROAD, OCLC-WorldCat, Registry of Open Access Repositories (ROAR), ROARMAP, OpenAIRE, Bielefeld Academic Search Engine (BASE), Socionet, OAIster</strong>.</p> <p><span lang="EN-US">C</span>&nbsp;3 июня 2022 года журнал «<span lang="EN-US">Society</span><span lang="EN-US">&nbsp;</span><span lang="EN-US">and</span><span lang="EN-US">&nbsp;</span><span lang="EN-US">Security</span><span lang="EN-US">&nbsp;</span><span lang="EN-US">Insights</span>»&nbsp;<a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=12743" target="_blank" rel="noopener" data-saferedirecturl="https://www.google.com/url?q=https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type%3D19%26name%3D91107547002%26f%3D12743&amp;source=gmail&amp;ust=1677333298794000&amp;usg=AOvVaw3IR4_Lp2jk515DqK62umbp">включен в перечень рецензируемых научных изданий ВАК</a>, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по трем научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:</p> <p><em>5.4.3. Демография (социологические науки)<u></u><u></u></em></p> <p><em>5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)<u></u><u></u></em></p> <p><em>5.4.6. Социология культуры (социологические науки).</em></p> <p><strong>В соответствии с рекомендациями ВАК от 21.12.2023 № 3-пл/1 от 21 декабря 2023 года журналу присвоена категория К2.</strong></p> <p>Авторы сохраняют авторское право, а также дают право журналу публиковать оригинальные научные статьи, содержащие результаты экспериментальных и теоретических исследований, которые не находятся на рассмотрении для публикации в других изданиях. Все материалы распространяются на условиях лицензии <strong><em>Creative Commons Attribution</em></strong>, которая позволяет другим распространять их с признанием авторства работы и первичностью ее публикации в этом журнале.</p> ru-RU <h5>Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the&nbsp;<a href="https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/">Creative Commons Attribution License</a>, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.</h5> svet-maximova@yandex.ru (Maximova Svetlana) omelchenko@edu.asu.ru (Omelchenko Daria) Ср, 02 апр 2025 10:49:58 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Социальный портрет студента сквозь призму особенностей профессионального самоопределения http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16676 <p>Актуальность работы заключается в важности представления целевой группы абитуриентов для образовательных учреждений в целях улучшения реализации их профориентационной политики. Целью данного исследования является анализ социального портрета абитуриентов Вологодского государственного университета. В данной статье используется метод социального портретирования как один из способов описания социального образа современных абитуриентов. В теоретическом обзоре рассмотрено понятие «социальный портрет» и особенности социального портретирования молодой когорты населения, в частности школьников, студентов и молодежи в целом. Эмпирической базой исследования послужил социологический опрос первокурсников университета, а также интервью с директорами структурных подразделений. В работе были проанализированы особенности профессионального самоопределения первокурсников, их социальные и демографические характеристики, в частности гендерные различия, место жительства, личные мотивы и факторы, повлиявшие на профессиональный выбор. По результатам исследования был составлен социальный портрет потенциального абитуриента университета.&nbsp; Выявлено, что целевой аудиторией вуза являются жители Вологодской области, причем в большей степени – это школьники регионов, а в меньшей – жители крупных городов, таких как Вологда или Череповец.&nbsp; Исходя из специфики направлений подготовки, в равной степени это может быть обучающийся как женского, так и мужского пола. Установлено, что девушки предпочитают гуманитарные профили, а мужчины технические. Основными мотивами для выбора абитуриентом профиля обучения являются личные качества и способности, также значимую роль играет семья и семейные наставления. Выбор образовательного учреждения в большей степени происходит благодаря наличию бюджетных мест и возможности уехать недалеко от родительского дома. Потенциальный абитуриент знает о проводимых вузом профориентационных мероприятиях, однако с большей вероятностью он не будет принимать в них участие. На основе выявленных особенностей профессионального самоопределения абитуриентов сделаны некоторые предложения, касаемые профориентационной политики университета.</p> Алена Алексеевна Корзина Copyright (c) 2025 Алена Алексеевна Корзина https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16676 Вт, 01 апр 2025 21:14:36 +0700 Качество условий оказания услуг в учреждениях социального обслуживания как фактор обеспечения социального благополучия населения региона (по результатам исследований в период 2018–2024 гг. в домах-интернатах общего типа Алтайского края) http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16774 <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">В данной статье представлены результаты исследования качества условий оказания услуг в домах-интернатах общего типа для престарелых и инвалидов Алтайского края, проведенного в мае&nbsp;-&nbsp;ноябре 2021, 2018&nbsp;гг., марте&nbsp;–&nbsp;ноябре 2024&nbsp;г. </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">В качестве </span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">предмет</span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">а</span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"> исследования </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"><span lang="ru-RU">выступает</span></span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;"> оценка качества условий оказания услуг в домах&nbsp;-&nbsp;интернатах общего типа для престарелых и инвалидов в Алтайском крае. Цель исследования -проведение оценки качества условий оказания услуг, выявление динамики, произошедших изменений и разработка рекомендаций по улучшению качества в домах&nbsp;-&nbsp;интернатах для престарелых и инвалидов общего типа Алтайского края (далее по тексту статьи ДИдПиИ). </span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">Актуальность исследования связана с законодательно закрепленным в Федеральном законе № 442-ФЗ в статье 23.1 требованием о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг учреждениями социального обслуживания населения (далее по тексту статьи НОК), с определением сроков не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года, в отношении одной и той же организации. В Алтайском крае независимая оценка качества условий оказания услуг в системе учреждений социального обслуживания реализуется на постоянной основе с 2015 года.</span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">В качестве основных методов, используемых при проведении НОК в 2018, 2021, 2024 гг. можно назвать: анализ официальных сайтов в сети интернет; экспертное наблюдение условий в организации; опрос получателей (в форме интервью); тестирование функционирования дистанционных способов взаимодействия с получателями (e-mail, телефон, формы обратной связи на сайте организации, в формате «контрольной закупки»). </span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">В статье рассмотрены теоретические основы исследования качества условий оказания услуг: определено понятие «качество»; выделены подходы к определению сущности качества услуг, основанные на оценках потребителей; перечислены основные факторы, влияющие на качество услуг. Представлены основные результаты и выявленные изменения в 2018, 2021, 2024 гг.</span></span></p> <p class="western" align="justify"><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">Результаты НОК позволяют измерить качество условий оказания услуг на трех уровнях: 1) конкретной организации, 2) определенного типа организации (типы стационарных учреждений в Алтайском крае: дом&nbsp;-&nbsp;интернат для престарелых инвалидов общего (специализированного) типа или малой вместимости, психоневрологический интернат); 3) общего рейтинга организаций социального обслуживания в регионе. Значимость исследования связана с применением полученных результатов НОК для построения реальной картины качества условий оказания услуг в учреждениях социальной сферы, с целью определения учредителем «проблемных зон» при принятии управленческих решений, планировании финансирования, а также как </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">помощь </span></span><span style="font-family: Times New Roman, serif;"><span style="font-size: medium;">получателям при выборе учреждения.</span></span></p> Константин Геннадьевич Анисимов, Елена Александровна Анисимова, Юлия Александровна Калинина, Анастасия Дмитриевна Лапшина, Татьяна Викторовна Сиротина Copyright (c) 2025 Юлия Александровна Калинина, Константин Геннадьевич Анисимов, Елена Александровна Анисимова, Анастасия Дмитриевна Лапшина, Татьяна Викторовна Сиротина https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16774 Вт, 01 апр 2025 21:03:13 +0700 Деятельность некоммерческих организаций по решению социальных проблем жителей Заонежья: результаты разведывательного исследования http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16763 <p>В статье представлены результаты разведывательного исследования, проведенного в рамках комплексной научной экспедиции «Кижи – 2024» с участием преподавателей и студентов ПетрГУ, посвященного вопросам влияния деятельности некоммерческих организаций, действующих на территории Заонежья, на повседневность местных сообществ. В ходе исследования с использованием комплекса методов были определены особенности территории, структуры населения и специфика социальной инфраструктуры; проанализирована деятельность не просто зарегистрированных, а реально действующих на территории Заонежья немногочисленных НКО, осуществлена их типологизация, определены основные достижения с точки зрения решения проблем местных жителей; определен уровень информированности и ожидания населения относительно деятельности этих НКО; определена степень вовлеченности местных жителей Заонежья в деятельность общественных организаций. В результате исследования мы приходим к выводу о том, что <span class="fStyle">решение проблем Заонежья возможно только путем межсекторного взаимодействия при деятельном участии региональных властей. Существующие в настоящее время в Заонежье общественные организации не имеют достаточных для этого ресурсов и в большинстве случаев не ставят таких целей. Значительная часть из них может быть отнесена к категории клубных, существует лишь как форма организации занятости их участников и способ дополнительного привлечения средств для реализации собственных инициатив.</span></p> Юлия Александровна Петровская, Ольга Владимировна Федосеева Copyright (c) 2025 Юлия Александровна Петровская, Ольга Федосеева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16763 Вт, 01 апр 2025 20:49:20 +0700 Экспертная оценка современных проблем формирования инклюзивной образовательной среды (результаты социологического исследования) http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16564 <p>С введением статистического учета в 1996 году и по настоявшее время в России фиксируется непрерывный рост числа детей с ОВЗ и с инвалидностью в возрасте от 0 до 15 лет. Негативная тенденция носит устойчивый характер и привела к увеличению численности детей с ОВЗ и с инвалидностью за этот период на 63,5 %. На современную систему специального и инклюзивного образования наряду с основной задачей передачи знаний возложены функции абилитаци и социализации, психолого-педагогической коррекции ребенка. Цель исследования – выявить современные проблемы формирования образовательной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью и получить экспертную оценку системы факторов, оказывающих влияние на ее формирование. Материалы и методы. Региональное социологическое исследование, сбор информации методом экспертного опроса. В качестве экспертов выступили представители специального и инклюзивного образования – педагоги и специалисты интегрированного и инклюзивного образования, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы. Результаты. Выявлены и охарактеризованы проблемы развития кадрового потенциала и обеспеченность квалифицированными кадрами в области специального образования. Дана экспертная оценка навыков и компетенций педагогов и специалистов, уровень психологической готовности, эмпатии и адаптивности к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Рассмотрены вопросы нормативно-правовой, учебно-методической, материально-технической обеспеченности образовательной среды, а также представление экспертного сообщества о глубине и значимости существующих проблем.</p> Ильдар Закиевич Гимаев Copyright (c) 2025 Ильдар Закиевич Гимаев https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16564 Вт, 01 апр 2025 20:40:53 +0700 Трансформация правового регулирования статуса инвалидов http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16785 <p>Государственная политика в отношении инвалидов является результатом общественного развития, основанного на изменении отношения к этой категории лиц. Динамика отношения к инвалидам обусловила государственное регулирование медицинской реабилитации, социальной защиты инвалидов, затем способствовала признанию и утверждению гражданских прав инвалидов и принятия мер по их вовлечению в жизнь общества. Изучение трансформации правового регулирования статуса инвалидов актуально в контексте обеспечения безопасности как защищенности от систематических угроз, связанных с дискриминацией, безопасности как ощущения ценности и достоинства, безопасности как возможности поддерживать оптимальные параметры жизнедеятельности. В качестве предмета исследования определены нормы международного права и российского законодательства, регламентирующие правовой статус инвалидов. Цель исследования заключается в изучении динамики формирования правового статуса инвалидов в международной и отечественной практике, рассмотрении эволюции норм российского законодательства, регулирующего правовой статус инвалидов. В статье проведен анализ документов Всемирной организации здравоохранения и правовых актов Организации Объединенных Наций на предмет изучения динамики понимания инвалидности и прав этих лиц, систематизированы периоды развития российского законодательства в сфере прав инвалидов. Результатом исследования является определение ряда выводов, раскрывающих трансформацию правового регулирования статуса инвалида в России, и определение необходимости совершенствования практики правоприменения.</p> Светлана Викторовна Соловьева Copyright (c) 2025 Светлана Викторовна Соловьева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16785 Вт, 01 апр 2025 20:28:15 +0700 Образовательная миграция в российских вузах: последние тренды и вызовы http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16897 <p>В современных условиях глобализации образовательная миграция становится одним из ключевых факторов развития системы высшего образования. Статистические данные за последние годы указывают на рост числа иностранных студентов, обучающихся в вузах России. Это свидетельствует о возрастающей привлекательности российского образования для международных абитуриентов. В статье на основе данных ежегодного отчета Министерства образования и науки Российской Федерации по форме ВПО-1 за 2024 год рассматривается современное состояние процессов образовательной миграции. Статистика приема позволяет выделить соответствующие актуальным изменениям сферы образования тренды в миграционных потоках молодежи, которая становится перед выбором образовательной стратегии. В результате анализа данных выделены приоритетные направления подготовки, которые выбирают иногородние и иностранные абитуриенты в качестве поступления чаще остальных, а также причины, по которым происходит данный выбор.</p> Нина Сергеевна Прошина, Светлана Геннадьевна Максимова Copyright (c) 2025 Нина Прошина, Светлана Максимова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16897 Вт, 01 апр 2025 15:57:49 +0700 Виртуальная активность религиозных сообществ Республики Алтай в социальной сети «ВКонтакте» в условиях трансформации религиозности http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16922 <p>На фоне новых тенденций в религиозности и расширения цифровизации общества актуализируется проблема взаимовлияния Интернет-пространства и религии. Цель работы заключается в апробации процедуры анализа основных характеристик религиозных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» на примере Республики Алтай. В связи с тем, что контент виртуальных сообществ так или иначе отражает локальные интересы религиозной группы (прихода, церкви и т.д.), особое внимание уделяется наиболее популярным темам, их подаче, а также формам реакций на них. Выявлены отличия среди сообществ православного, старообрядческого, протестантского и буддистского направлений.</p> Софья Александровна Малявко, Светлана Геннадьевна Максимова Copyright (c) 2025 Софья Малявко https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/16922 Вт, 01 апр 2025 15:30:33 +0700 Роль медиа в сохранении исторической памяти на примере семейных ценностей http://journal.asu.ru/ssi/article/view/17171 <p>Национальное строительство в постсоветских странах обусловил особый интерес и возврат к культурным корням и семейным ценностям. Семейная история, реконструкция родословной, вполне ожидаемо вписывается в общий исторический контекст, который изобилует социально значимыми процессами и событиями не только для отдельно взятой семьи, но в целом для гражданских сообществ суверенных государств бывшего Советского Союза. Но для современной молодежи наиболее актуальной является проблематика восстановления родственных связей, переосмысление мемориальной памяти, эмоциональных переживаний, реальных или воображаемых воспоминаний. В связи с этим, можно утверждать, что актуальность исследований в области воспроизводства и сохранения исторической памяти в форме родословной семейных историй в цифровом обществе только возрастает. Индивидуальные воспоминания и коллективная память находятся в динамическом единстве, но при передаче последующим поколениям претерпевают серьезные изменения. Медийные коммуникационные технологии позволяют серьезным образом корректировать силу индивидуальных и коллективных переживаний. Они могут существенно повлиять на содержание исторической памяти и на формирование оценочного суждения о нем. Современное поколение молодежи выросло в новых социально-политических и социально-экономических условиях. Значимые исторические события советского прошлого не являются частью их личного опыта. Семейная история, ценности и родословная и являются связующим звеном с коллективной памятью. Благодаря коллективной и семейной памяти индивид поддерживает свою связь с социумом. В эпоху формирования цифрового общества интерпретация исторического прошлого, семейной истории, героизация отдельных эпизодов и умалчивание болезненных воспоминаний приводит к конструированию прошлого, в котором фокус оценивания последствий смещается индивидом произвольно. Использование медиа повышает эффективность и результативность в сохранении семейных ценностей у молодежи. В статье представлены данные социологического опроса целевой аудитории (студенты возраста от 18 до 24 лет, проживающие в России, Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане). Результаты опроса подтверждают интерес молодежи к воссозданию семейных историй, в целом и в виде медийных продуктов, в частности.</p> Алла Владимировна Ковалева, Нелли Леонидовна Краснобаева, Гульмира Дженишевна Джунушалиева Copyright (c) 2025 Алла Владимировна Ковалева, Нелли Леонидовна Краснобаева, Гульмира Дженишевна Джунушалиева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/17171 Вт, 01 апр 2025 00:00:00 +0700 Демографические аспекты устойчивого развития регионов степной зоны России http://journal.asu.ru/ssi/article/view/17172 <p>Россия характеризуется неравномерностью расселения и асимметрией процессов воспроизводства населения. Устойчивость в демографических процессах является важнейшим свойством территории, формируя ее потенциал к развитию. Проблема депопуляции и асимметрии развития регионов является актуальной в связи с возможностью нарастания дисбаланса как в сопредельных регионах, так и в крупных межрегиональных образованиях. Регион исследования - степная зона Россия, специализирующаяся на сельскохозяйственном производстве и расположенная в главной полосе расселения и проблема формирования устойчивого развития здесь актуальны. Для выявления предпосылок демографической устойчивости степных регионов проведен анализ данных по темпам динамики региональной численности населения, показателями рождаемости и смертности, выделены территории депопуляции. Определена асимметрия 17 регионов степной зоны по показателям естественного прироста, суммарного коэффициента рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни. Выявлено, что наилучшая демографическая ситуация относительно среднероссийской сложилась в Краснодарском и Ставропольском краях, наихудшая – в Саратовской области. Основная проблема для перехода к устойчивому развитию в степной зоне – высокая смертность от внешних причин и неинфекционных заболеваний, которой подвержено в большей степени мужское население трудоспособного возраста. Наиболее благоприятная ситуация для формирования устойчивого развития относительно демографических процессов сложилась в западных регионах степной зоны. Этому способствует густая сеть расселения и развитие высокопродуктивного сельского хозяйства, в том числе фермерства, что более экологически сбалансированно в виду использования меньших объемов природах ресурсов и во многих случаях, более технологичнее. Для остальных регионов степной зоны необходимо сглаживание причин и последствий высокой депопуляции, особенно среди сельского населения путем повышения качества человеческого капитала и комплексного эколого-экономического подхода, учитывающего специфику распределения населения, его хозяйственной деятельности.</p> Оксана Сергеевна Руднева, Александр Андреевич Соколов Copyright (c) 2025 Оксана Сергеевна Руднева, Александр Андреевич Соколов https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/17172 Вт, 01 апр 2025 00:00:00 +0700 Образовательно-карьерные траектории в современных условиях: социологический анализ http://journal.asu.ru/ssi/article/view/17173 <p>Статья посвящена анализу различий образовательно-карьерных траекторий представителей разных поколений. За основу разделения по поколениям взята теория Н. Хоу и У. Штрауса, а также В.В. Радаева. Под образовательно-карьерной траекторией понимается последовательность мотивированных жизненных выборов индивида в рамках образовательных и профессиональных институтов, влияющих на социально-трудовой статус индивида, опосредованных использованием своих возможностей и способностей. В статье проанализированы дискурсы современной социологии, которые находят отражение в состоянии нынешнего рынка труда в связи с высокими темпами технологизации и автоматизации. Проанализированы подходы Дж. Рифкина, А. Турена и О. Тоффлера. Так, рынок труда становится всё более динамичным и гибким, а возможности для профессионального роста и самореализации расширяются. Это актуализирует исследование новых стратегий накопления профессионального капитала личности, мотивов образовательных выборов молодого поколения и их отношения к карьере. На основе авторского исследования методом глубинного полуформализированного биографического интервью выявлены факторы образовательно-карьерных траекторий представителей трех возрастных групп: до 2003 г.р. (поколение Z), 1989-1998 г.р. (поколение Y), 1969-1979 г.р. (поколение X). Выявлено, что молодое поколение склонно к частой смене работодателя, совмещению нескольких деятельностей одновременно, выбору образовательных курсов и стажировок с целью накопления профессиональных навыков и низкому горизонту планирования карьеры. В то время как старшее поколение ориентировано на более стабильные формы карьерной траектории, выбору высшего образования в качестве доминирующего. К общими для всех исследуемых поколений факторов, влияющих на смену вектора образовательно-карьерной траектории, можно отнести: склонность обучающегося в школе к интересующим предметам, поддержка родительской семьи, удовлетворенность полученным\получаемым образованием, установление слабых связей в процессе обучения, наличие целей и мотивов к профессиональной деятельности, материальное положение, пол. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных в сфере проектирования образовательных программ, HR, консалтинга, карьерного консультирования.</p> Виктория Сергеевна Новикова, Светлана Геннадьевна Максимова Copyright (c) 2025 Новикова Виктория Сергеевна, Максимова Светлана Геннадьевна https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/ssi/article/view/17173 Вт, 01 апр 2025 00:00:00 +0700