http://journal.asu.ru/st/issue/feedSiberian Journal of Tourism and Economic2024-10-28T17:12:55+07:00Биттер Н.В.bitternv@mc.asu.ruOpen Journal Systems<p><strong>eISSN</strong></p> <p>Журнал призван содействовать развитию информационной базы науки и высшего образования в России, укреплять имидж АлтГУ в научном и образовательном сообществе и привлекать к сотрудничеству с ним талантливых российских и зарубежных ученых.<br>Цель журнала – донести новые идеи и результаты исследований, выполняемых в области экономических и географических наук в сфере туризма, сервиса, гостеприимства в коллективах вузов и научных учреждений, до наибольшего числа ученых, включая специалистов из смежных областей; интеграция российских ученых в международное научное сообщество.</p>http://journal.asu.ru/st/article/view/16031ДЕНИСОВА ПЕЩЕРА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО ТУРИСТСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ2024-10-28T15:49:11+07:00Н.В. Биттерvaleolog@yandex.ruА.Н. Дунецdunets@mail.ruО.С. Акимовakimovo@mail.ru<p>В работе объектом исследования выступает природно-археологический комплекс «Денисова пещера», как объект туристско-культурного проектирования, направленного на развития культурно-исторического туризма. Авторами рассмотрены подходы к рассмотрению культурного туристско-просветительского проектирования. Предложены функциональные зоны мастер-плана развития туристского комплекса. Проведенный авторами анализ культурно-исторического потенциала природно-археологического комплекса Денисова пещера выявил, что данная территория обладает потенциалом для разработки и реализации туристско-просветительских проектов. Представлены результаты исследований, связанные с продвижением природно-археологического комплекса Денисова пещера посредствам создания туристско-культурных проектов направленных на популяризацию и сохранение культурно-исторического наследия и развития инфраструктуры комплекса. Культурные туристско-просветительские проекты должны быть направлены на продвижение по культурно-археологического Денисовой пещеры и на развитие и сохранение и использования историко-культурного и природного наследия.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Биттер, Дунец, Акимовhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16032РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУРЛИНСКОГО РАЙОНА (АЛТАЙСКИЙ КРАЙ)2024-10-28T15:49:34+07:00Ю.В. Козыреваpanzerina@mail.ruГ.И. Ненашеваngi_geo@mail.ruС.С. Слажневаswetik315@mail.ruА.Е. Минаковаannaevmin@inbox.ru<p>В статье представлен анализ туристско-рекреационного потенциала Бурлинского района, который охватывает аспекты, способствующие развитию туризма в данной местности. Основное внимание уделено нескольким категориям объектов: историческому наследию, природным объектам и объектам, связанным с культурным ландшафтом, местам, которые население выбирает для самостоятельного отдыха. Определены перспективные виды туризма и рекреации для территории Бурлинского района.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Ю.В. Козырева, Г.И. Ненашева, C.C. Слажнева, А.Е. Минаковаhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16036ОЦЕНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ2024-10-28T16:02:24+07:00А.Е. АрхиповArchi-197@mail.ruН.Е. Петренкоn.e.petrenko@edu.nsuem.ru<p>В статье описаны составляющие туристко-рекреационного потенциала Новосибирской области. Дана характеристика природно-климатических ресурсов, включая природные лечебные факторы – лечебные грязи и минеральные воды. Представлена историческая ретроперспектива формирования уникальных культурно-исторических и культурных объектов, как на территории районов области, так и в городе Новосибирск, к которым относят памятники деревянного зодчества, промышленные объекты, музеи, театры, церкви, храмы и монастыри. В качестве важнейшего элемента туристско-рекреационного потенциала региона выступает транспортная инфраструктура, которая включает в себя все виды транспорта и обширную дорожную сеть.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 А.Е. Архипов, Н.Е. Петренкоhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16037АЛТАЙСКИЙ КРАЙ КАК ТЕРРИТОРИЯ EVENT-МЕРОПРИЯТИЙ2024-10-28T16:09:37+07:00В.А. Быковаvera-bykova-22@mail.ruО.М. Масловаmaslova@mc.asu.ru<p>Event-маркетинг или событийный маркетинг представляет собой важный институт реализации различных процессов продвижения бренда и повышения имиджевой привлекательности для отдельных территорий России с точки зрения развития сферы туризма (внешнего, внутреннего, регионального, местного и т.д.). Важно при выделении критериев туристской территории, пригодной для event-мероприятий, с точки зрения реализации инструментов современного событийного маркетинга постоянно учитывать факторы, направление на правильное применение приемов создания креативных концепций различных событий, праздников, выставок, презентаций, региональных спортивных мероприятий и т.д., учитывая и заимствуя опыт успеха в проведении отдельных форм событий в других регионах страны. Разрабатывая критерии оценки туристической привлекательности для той или иной территории страны нужно также учитывать последние достижения в области инновационных технологий, цифровых решений и таргетинга.</p> <p>Событийный маркетинг в практическом его назначении используется для создания и совершенствования проектных характеристик различных маркетинговых событий. Для этого нужно проанализировать конкурентные преимущества и недостатки Алтайского края с точки зрения выделения критериев оценки туристической привлекательности и роли событийного маркетинга в развитии социально-экономических и культурных процессов на территории. Многие ученые и эксперты в области развития туризма и событийного маркетинга, среди которых есть известные ученые и представители проекта «Национальный Рейтинг», выделяют лишь нижеследующие критерии туристской территории, пригодной для event-мероприятий. Часть специалистов характеризуя туристскую привлекательность территории указывают на систему следующих критериев оценки: экономическая и социальная специализация; материальный и имущественный уровень, наличие специальных туристических институтов региона и муниципалитетов; природные условия и национальное достояние, культурные ценности; местная самобытность. Основным элементом туристской привлекательности для проведения событийных мероприятий эксперты называют туристскую инфраструктуру региона и отдельных территории.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 В.А. Быкова, О.М. Масловаhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16038РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЕНИСОВА ПЕЩЕРА КАК КОНЦЕПЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ2024-10-28T17:11:57+07:00Н.С. Кобызевprofessor_tour@mail.ru<p>В статье рассмотрены способы благоустройства района Денисовой пещеру Солонешенского района Алтайского. Разработан план по благоустройству Денисовой пещеры, а также специально отведённой территории для создания инфраструктуры. Рассмотрены и разработаны маршруты для проведения экскурсий по самой пещере, так и на близлежащей территории. Подробно рассмотрено создание бизнес-модели перспективного развития территории археологического комплекса «Денисова пещера».</p> <p>В ходе анализа региона применялся картографический метод, включающий использование картографических материалов, созданных в различные годы. Использование моделирования способствовало пониманию потенциального расположения будущих объектов туристической инфраструктуры. Исторический метод, основанный на опросах специалистов (гидов и экскурсоводов, проводящих экскурсии в данном регионе) и анализе отчетов о туристических маршрутах, помог выявить характерные черты проектирования туристической инфра- и супраструктуры в этом районе.</p> <p>По результатам исследования и их обсуждении рассмотрены: благоустройство территории, создание арт-объектов, маршруты для проведения экскурсий как по самой пещере, так и на близлежащей территории, сохранение культурного наследия, выявлены способы популяризации Денисовой пещеры, составлена бизнес-модель. Предложенный проект способен заинтересовать туристов, интересующихся спортом, искусством, историей и археологией, что будет способствовать экономическому росту региона. В некоторых инициативах акцентируется внимание на применении экологически чистых технологий и устойчивых решений, что имеет ключевое значение для защиты окружающей среды и обеспечения долгосрочного развития данного района.</p> <p>Качественные арт-проекты могут привлечь как международные организации, так и экспертов, что повысит престиж и узнаваемость Денисовой пещеры. Идеи, которые включают взаимодействие с местными жителями и использование традиционных ремесел, способствуют поддержке сообщества и сохранению культурного наследия. Рассмотренные инициативы представляют собой разнообразные и креативные подходы к взаимодействию с наследием Денисовой пещеры и ее окрестностями, что может значительно обогатить впечатления туристов и увеличить ценность этого исторического объекта.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Н.С. Кобызевhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16040ПОТЕНЦИАЛ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА2024-10-28T17:11:47+07:00М.Н. Игнатенкоignatenkomn@mc.asu.ruА.В. Дудникdudnikav@mc.asu.ru<p>Алтайский край один из перспективных регионов России для развития туризма. Регион обладает уникальными природными, культурными и историко-археологическими объектами. Ежегодно в край пребывают сотни тысяч туристов. По данным Управления по развитию туризма и курортной деятельности Алтайского края, в Алтайском крае насчитывается более 180 гостевых домов и усадеб, Алтайский край с целью сельского туризма посетили 130 000 туристов. В ходе изучения туристических ресурсов Алтайского кря на предмет развития в них сельского туризма были выявлены основные районы, где сельский туризм уже наиболее развит: Алтайский, Солонешенский, Чарышский, Змеиногорский, Курьинский, Советский, Солтонский, Смоленский, Красногорский, Быстроистокский, Романовский и Завьяловский. Для выявления потребительских предпочтений услуг сельского туризма было осуществлено исследование актуальности и привлекательности сельского туризма, произведен подробный анализ туристско-рекреационных ресурсов по районам Алтайского края, предоставляющих услуги сельского туризма, проанализированы востребованные направления развития сельского туризма, разработан авторский тур выходного дня. Существует перспективы развития сельского туризма, но для этого нужна серьёзная финансовая поддержка государства для поддержания инфраструктуры села и сельского жителя, предоставляющие сельские туристические услуги. Сельский туризм может приносить немалую прибыль в региональную казну, но для привлечения большого турпотока важно сделать отдых качественным, помочь с организацией продвижения туристских услуг и обучением кадрового состава</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 М.Н. Игнатенко, А.В. Дудникhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16041КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ГОРОДСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ Г. НОВОСИБИРСКА2024-10-28T17:12:18+07:00Н.Е. Петренкоn.e.petrenko@edu.nsuem.ruВ.В. Шумковkaf-bsu-lab@nsuem.ru<p>В статье обоснована авторская позиция относительно современной парадигмы развития одного из новых направлений и видов туристской деятельности – городского туризма. Концептуальный подход к исследованию современного городского туризма строится на признании данного вида экономической деятельности который является драйвером для развития как городских пространств и инфраструктуры, так и смежных отраслей: торговли, транспорта, страхования, культуры, спорта, образования, науки, и др. Городской туризм, рассматривается авторами как перспективное направление развития отдельных городских зон и территорий и видов деятельности. При этом, обосновывается, что популярность городского туризма обусловлена способностью городов наиболее полно отражать социокультурную среду городских сообществ, включая национальную, религиозную, бытовую и иную специфику. Авторы выделяют факторы и критерии туристской привлекательности городов, анализируют ресурсный потенциал отечественных мегаполисов для развития городского туризма, определяют влияние инфраструктурной составляющей на популярность города среди различных сегментов туристов. На примере г. Новосибирска выделяют наиболее значимые событийные, культурные и спортивные мероприятия как базис для разработки и продвижения новых туристских продуктов как отправной точки динамизации городского туризма.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Н.Е. Петренко. В.В. Шумковhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16042ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В БЕЛОКУРИХЕ 2 ГОРНОЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ2024-10-28T17:12:22+07:00Е.М. Табакаеваtabakaevaem@mail.asu.ru<p>В статье приведены результаты контент-анализа отзывов об объектах туристской инфраструктуры в Белокурихе 2 Горной, включая транспортную инфраструктуру, средства размещения и питания, спортивные объекты, музейные комплексы, религиозные и арт-объекты. Проанализировано 478 отзывов на сайте 2gis.ru за период с 2017 по 2024 гг. Наибольшее число отзывов среди объектов туристской инфраструктуры в Белокурихе 2 Горной имеют трактир «Гоголь», музей шоколада «Тимани», архитектурно-исторический комплекс «Андреевская слобода», гостиничный комплекс «Олимп-парк», горнолыжный комплекс «Гора Мишина». Анализ отзывов выполнен по четырем категориям с определением тональности. Среди проанализированных отзывов по категории «привлекательность объекта для посетителей» значительное число отзывов положительные. По категории «благоустройство территории / комфортность номеров» по количеству упоминаний выделяются отзывы о гостиничном комплексе «Олимп-парк» и горнолыжном комплексе «Гора Мишина». По категории «комфортность встреч с другими посетителями» наибольшее число негативных оценок отмечено для горнолыжного комплекса «Гора Мишина» и музея шоколада «Тимани», где требуются меры организации туристских потоков. О проблемах с навигацией на местности посетители практически не упоминают. Единственным объектом, получившим все положительные оценки по категории «удовлетворенность уровнем обслуживания» стал музей русского алфавита и истории письменности «Слово». Полученные результаты позволили сформулировать рекомендации для совершенствования туристского обслуживания и проектирования новых объектов, а также изменение характеристик существующих объектов туристской инфраструктуры в Белокурихе 2 Горной. </p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Е.М. Табакаеваhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16043ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОГО АЛТАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА2024-10-28T17:12:26+07:00А.В. Дудникdudnikav@mc.asu.ruО.С. Третьяковаokstret@mail.ru<p>В статье проведен анализ современного состояния территории Большого Алтая для организации автотуризма. Раскрыты особенности развития автотуризма на исследуемой территории; выявлены факторы, которые выделяют автотуристы при выборе маршрута; разработан автотур по территории Большого Алтая. Существующие на сегодняшний день работы недостаточно освещают проблемы развития автотуризма на территории Большого Алтая, так как данный вид туризма на этой территории довольно новый. Автотуризм только в последние годы начал набирать свою популярность среди остальных видов туризма.</p> <p>Проведен анализ актуальных данных по развитию автотуризма в Монголии и разработан новый автотур, который может быть предложен вниманию туристов. Значимость исследования обусловлена тем, что в нем предложены рекомендации по развитию автотуризма и способы реализации разработанного автотура. Рост количества автотуристов может положительно сказаться на экономике региона, создать новые рабочие места, дать толчок к развитию отдалённых районов, а также привлечь финансирование для развития туризма в Республике Алтай и Монголии.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 А.В. Дудник, О.С. Третьяковаhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16035ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ2024-10-28T15:49:53+07:00Н.Г. Прудниковаbelukha@mail.ruА.А. Дудникdudnikav@mc.asu.ru<p>В статье рассмотрены особенности, состояние и перспективы развития инклюзивного туризма в Российской Федерации, проанализирована их востребованность. Исследованы ключевые моменты и отличительные черты развития данного направления в индустрии туризма и гостеприимства. Представлен рынок предложений инклюзивных экскурсионных туров на туристском рынке РФ. Проведен статистический анализ численности лиц с ограниченными возможностями в России и Алтайском крае, который показал перспективы развития инклюзивного туризма для жителей Алтайского края, поскольку большинство людей с инвалидностью имеют возможность самостоятельно участвовать в туристических путешествиях. Были предложены новые доступные туристские услуги, направленные для адаптации в туристской сфере лиц с ограниченными возможностями, а также для формирования новой целевой аудитории потребителей данных услуг.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Н.Г. Прудникова, А.А Дудникhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16039АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В ТУРИЗМЕ2024-10-28T17:12:51+07:00Я.С. Тестинаy.testina@spbu.ruП.И. Остапченкоy.testina@spbu.ru<p>В работе исследуется молодежный туризм, как самостоятельный ярко выраженный сегмент потребителей в индустрии туризма и гостеприимства. Акцентируется внимание на росте числа молодых людей как в Российской Федерации, так и в мире, что дает возможность рассматривать данную категорию лиц как неотъемлемую, достаточно платежеспособную часть рынка туристских услуг. На основании социологических исследований проведено изучение большого количества статистической информации, отражающей характерные особенности молодежи в России по следующим критериям: социально-демографическая характеристика, отношение к жизни и самоопределение, проблемы и препятствия, карьера и образование, досуг. Сделаны выводы об отличительных особенностях исследуемой целевой аудитории. Проанализированы предпочтения российской молодежи в туризме и путешествиях. Представлены данные о привлекательной компании для путешествия, транспорте, виде туризма, а также потенциальных туристских дестинациях, которые бы хотели посетить респонденты. Сделан вывод о том, что молодежь стремится к самостоятельным путешествиям, поэтому для ее вовлечения в систему организованного туризма необходима разработка индивидуальных предложений и персонализированных скидок.</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 Я.С. Тестина, П.И. Остапченкоhttp://journal.asu.ru/st/article/view/16044ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ЭКСКУРСИОННЫХ ТУРАХ2024-10-28T17:12:55+07:00А.В. Метелевmetalex10@mail.ru<p>Геоинформационные технологии получили широкое применение в сфере туризма для решения самых разных задач, в том числе в туристско-рекреационном проектировании и в процессе проектирования туристских продуктов. В последнее десятилетие широкое распространение и активное применение в туризме получили навигационные приложения. В отличие от инструкторов-проводников, экскурсоводы (гиды) пользуются ими значительно реже. Между тем, возможным вариантом предоставления дополнительных бесплатных услуг клиентам для привлечения внимания к тому или иному туристскому продукту и его продвижения, может стать предоставление туристам GPS-треков маршрутов на каждый день тура с указанием пунктов отправления и прибытия, питания, а также остановок на осмотр объектов туристского посещения. Цель данного исследования – выявить возможности и перспективы применения навигационных приложений в экскурсионных турах.</p> <p>Исследование проводилось на основе результатов анкетного опроса туристов, который показал, что респонденты, большинство из которых было старше 35 лет, обычно имеют опыт использования навигационных приложений (Яндекс карты, 2ГИС и Google Maps). Но к применению приложений с функционалом для ознакомления с треками маршрутов тура туристы (за редким исключением) оказались «технически» не подготовлены. Вместе с тем, большинство из них проявили заинтересованность в получении от гида треков основных маршрутов тура.</p> <p>Поэтому предоставление туристам GPS-треков маршрутов возможно, но требует от гида не только создания и предоставления самих треков, но и консультирования туристов по поводу установки на их устройства приложений позволяющих импортировать треки и работать в офлайн режиме. А туристы должны быть готовы (или быть подготовлены гидом) не только изъявить желание получить треки, но и потратить время и место на своём устройстве, чтобы установить новое для них навигационное приложение. Учитывая, что по результатам опроса, относительно известным для туристов является навигационное приложение Maps.me, а, кроме того, то, что данный сервис является бесплатным, относительно доступным для установки, простым в использовании и занимает мало места в памяти устройства, предлагается</p>2024-10-27T00:00:00+07:00Copyright (c) 2024 А.В. Метелев