РОГА ЖИВОТНЫХ В ОБРЯДАХ НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОЙ И ЛЕСОСТЕПНОЙ ЕВРАЗИИ ЭПОХИ БРОНЗЫ

  • V. A. Podobed
  • A. N. Usachuk
  • V. V. Tsimidanov
Ключевые слова: рога животных, поселенческие культовые комплексы, обряды, эпоха бронзы

Аннотация

Животные играли важную роль в духовной жизни населения степи и лесостепи Евразии в эпоху бронзы. Их часто приносили в жертву во время церемониальных манипуляций. Захоронения всей тушки редко практиковалось в большинстве культур. Гораздо чаще использовались какие-то части животных. Исследователи обращали на это внимание, но есть артефакты, которые еще не привлекли внимание, например – рога млекопитающих. Как правило, они являются редкими результатами в культовых комплексах. Например, среди 840 поселенческих культовых комплексов юга Восточной Европы только в пяти (0,6%) были рога животных. В 757 таких же культовых комплексах на территории Азии, учтенных авторами, рога животных встречены только в десяти (1,3%). В предложенной статье анализируются эти комплексы. На основе анализа авторы пришли к следующим выводам: в контекст обрядов включались рога различных животных; рога играли определенную роль в обрядах, связанных с почитанием огня; рога животных соотносились с водной стихией; они же были связаны с потусторонним миром. Возможно, люди, которые были погребены с рогами животных, были носителями обрядовой функций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Абрамзон С.М. Предметы культа казахов, киргизов и каракалпаков // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XXXIV. Л. : Наука, 1978. С. 44–67.

Альбедиль М.Ф. Конь/лошадь в древнеиндийской мифологии и ритуале // Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. СПб. : МАЭ РАН, 2014. С. 51–64.

Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии / Сборник Музея Антропологии и Этнографии при Российской Академии Наук. Т. IV, 2. Л. : Рос. акад. наук, 1924. 148 с.

Антипина Е.Е. Археозоологические материалы // Каргалы, т. III: Селище Горный: Археозоологические материалы: Технология горно-металлургического производства: Археобиологические исследования. М. : Языки славянской культуры, 2004. С. 182–239.

Бейсенов А.З., Варфоломеев В.В., Касеналин А.Е. Памятники бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана. Алматы : ИА им. А.Х. Маргулана, 2014. 192 с.

Бородовский А.П. Технология изготовления предметов из полого рога // Феномен алтайский мумий. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. С. 144–157.

Бородовский А.П. Древний резной рог Южной Сибири (эпоха палеометалла). Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2007. 176 с.

Буйнов Ю.В. Исследования в Харьковской области // АО-1983. М. : Наука, 1985. С. 262–263.

Васильцов К.С. Образ горного козла (нахчира) в мифологии и религиозных представлениях горцев Западного Памира // Бестиарий III. Зооморфизмы в традиционном универсуме. СПб. : МАЭ РАН, 2014. С. 152–169.

Голан А. Миф и символ. Иерусалим : ТАРБУТ; М. : РУССЛИТ, 1994. 375 с.

Горбенко К.В., Смирнов А.И. Посад городища эпохи поздней бронзы Дикий Сад // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. 1. М., 2008. С. 387–390.

Гузій Р. Народні засоби полегшення процесу помирання (карпатська традиція) // Народознавчі Зошити. Зошит 3 (21). Травень-червень. – 1998. – С. 330-334.

Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. VII. Л. : Изд-во АН СССР, 1928. С. 71–166.

Журавлев О.П. Остеологические материалы из памятников эпохи бронзы лесостепной зоны Днепро-Донского междуречья. Київ : ИА НАНУ, 2001. 200 с.

Кисляков Н.А. Вотивные предметы горных таджиков (по коллекциям МАЭ) // Традиционная культура народов Передней и Средней Азии / Сборник Музея Антропологии и этнографии. Т. XXVI. Л. : Наука, 1970. С. 5–15.

Клейн Л.С. Собаки и птицы в эсхатологической концепции ариев // Stratum plus. 2005-2009. № 3. СПб., Кишинев, Одесса, Бухарест, 2009. С. 185–194.

Кравченко Е. Кизил-кобинська культура у західному Криму. Київ; Луцьк : ІА НАНУ, 2011. 272 с.

Крамарев А.И. Некерамический инвентарь в погребальных памятниках срубной культуры // Вопросы археологии Поволжья. Вып. 5. Самара: Изд-во СамНЦ, 2015. С. 336–397.

Крушельницька Л.І. Культура Ноа на землях України. Львів, 2006. 176 с.

Куйбіда В. Баран // Словник символів культури України. Київ : Міленіум, 2002. С. 19–20.

Литвиненко Р.О. Культурне коло Бабине (за матеріалами поховальних пам’яток): Автореф. дис. … д-ра іст. наук. Київ, 2009. 32 с.

Лопатин В.А. Смеловский могильник: модель локального культурогенеза в степном Заволжье (середина II тыс. до н.э.). Саратов : Наука, 2010. 244 с.

Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М. : Мысль, 1981. – 186 c.

Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966. 436 с.

Миллер А. Жертвенные предметы из осетинских дзуаров // Материалы по этнографии. Т. III. Вып. первый. Л. : изд. Гос. Русск. музея, 1926. С. 85–94.

Мимоход Р.А. Лолинская культура. Северо-Западный Прикаспий на рубеже среднего и позднего периодов бронзового века / Материалы охранных археологических исследований. Т. 16. М. : ИА РАН, 2013. 568 с.

Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Дураков И.А., Борзых К.А., Селин Д.В., Нестерова М.С., Ковыршина Ю.Н. Проявление сейминско-турбинского феномена на поселении кротовской культуры Венгерово-2 (Барабинская лесостепь) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. XXI. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2015. С. 321–325.

Молодин В.И., Парцингер Г., Гаркуша Ю.Н., Шнеевайсс Й., Гришин А.Е., Новикова О.И., Чемякина М.А., Ефремова Н.С., Марченко Ж.В., Овчаренко А.П., Рыбина Е.В., Мыльникова Л.Н., Васильев С.К., Бенеке Н., Манштейн А.К., Дядьков П.Г., Кулик Н.А. Чича – городище переходного от бронзы к железу времени в Барабинской лесостепи. Т. 2. Новосибирск; Берлин : Изд-во Ин-та археологи и этнографии СО РАН, 2004. 336 с.

Мухитдинов И. Стенные росписи жилищ в селении Ягид (Дарваз) связанные с ними поверья и представления // Советская археология. 1964. №2. С. 108–115.

Очир-Горяева М.А. О возможном назначении сосудов из погребений пазырыкской культуры // 中国北方及蒙古、贝加尔、西伯利亚 地区古代文化 (上). I. 北京 科学出版社, 2015. С. 228–236.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Колодцы в картине мира племен эпохи бронзы лесостепной и степной Евразии // Верхнедонской археологический сборник. Вып. 6. Липецк : РИЦ ФГБОУ ВПО «ЛГПУ», 2014а. С. 283–293.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Копыта животных в обрядах культур степной и лесостепной Евразии эпохи бронзы // «Марғұлан оқулары – 2014»: Академик Ә.Х. Марғұланның 110-жылдығына арналған халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Алматы, Павлодар, 2014б. С. 88–96.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Таранные кости крупного рогатого скота в культурах эпохи бронзы степной и лесостепной Евразии // Теория и практика археологических исследований. 2014в. № 2(10). С. 31–56.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Кости и чешуя рыб в культовых комплексах Центральной Азии и Сибири эпохи бронзы // 中国北方及蒙古、贝加尔、西伯利亚 地区古代文化 (上). I. 北京 科学出版社, 2015а. С. 363–369.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Лопатки животных в обрядах культур эпохи бронзы степной и лесостепной Евразии // Түүхийн товчоон. Т. VIII. Улаанбаатар : Соëмбо принтинг, 2015б. С. 127–154.

Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Челюсти животных – знак в обрядовом контексте (эпоха бронзы Поволжья и Южного Урала) // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 12. Оренбург : ООО «ИПК Университет», 2016. С. 149-158.

Полидович Ю.Б., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Завитки в орнаментации срубной культуры // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 3(30). С. 23–31.

Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск : ИНФОЛИО-пресс, 2001. 336 с.

Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М. : Наука, 1985. 376 с.

Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы (по материалам Чудской горы). М. : ПАИМС, 1995. 207 с.

Пробейголова А.С., Красильников К.И. Давыдо-Никольское поселение позднего бронзового века в Среднем Подонцовье // Археологические вести. 2015. Вып. 21. С. 75–87.

Сакенов С.К. Материалы исследования поселения Васильевка I // Далалық Еуразияның беғазы-дәндібай мәдениеті. Ж. Кұрманкұловтың 65 жылдық мерейтойына арналған ғылыми мақалалар жинағы. Алматы, 2013. С. 445–452.

Самашев З., Ермолаева А.С., Лошакова Т.Н. Работы на поселении Токсанбай // Археологиялық зерттеулер жайлы есеп. Алматы, 2009. С. 217–218.

Смагулов Е.А. Палеосемантика центральной композиции казахского орнамента // Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. Серия общественных наук. № 5(197). Алматы : Ғылым, 1994. С. 82–91.

Соколова З.П. Культ животных в религиях. М. : Наука, 1972. 214 с.

Сунгатов Ф.А., Бахшиев И.И. Поселение эпохи поздней бронзы Олаир / Материалы охранных раскопок и исследований по археологии Южного Урала. Т. II. Уфа : ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2008. 200 с.

Федорова-Давыдова Э.А. Раскопки курганной группы Шахаевская I в 1972 г. // Археологические открытия на новостройках. Древности Северного Кавказа (Материалы работ Северокавказской экспедиции). Вып. I. М. : Наука, 1986. С. 116–135.

Цимиданов В.В. Украшения в погребальном обряде срубной культуры: социальный и половозрастной аспект // Археологический альманах. №14. Донецк, 2004. С. 260–291.

Цимиданов В.В. Погребения с раковинами моллюсков в срубной культуре // Теория и практика археологических исследований. Вып. 5. Барнаул: Азбука, 2009. С. 61–67.

Цимиданов В.В. «Богиня-черепаха» в культурах юга Восточной Европы эпохи поздней бронзы // Проблеми дослідження пам’яток археології Східної України / Матеріали ІІІ Луганської міжнародної історико-археологічної конференції, присвяченої пам’яті С.Н. Братченка. Луганськ, 2012. С. 371–376.

Цимиданов В.В. Камень яда и некоторые «тексты» культур степной и лесостепной Евразии эпохи бронзы // «Кадырбаевские чтения – 2014». Материалы IV Международной научной конференции. Астана : «Мега принт», 2014. С. 115–122.

Цимиданов В.В. Погребения срубной культуры с астрагалами из Новопокровки-2 (Нижнее Поволжье): «игроки» или медиаторы? // Теория и практика археологических исследований. 2015. № 1(11). С. 56–69.

Щепанская Т.Б. Собака – проводник на грани миров // Советская этнография. 1993. № 1. С. 71–79.

Юдин А.И. Погребения с астрагалами из Новопокровки-II: служители культа или «игроки»? // Археология Восточно-Европейской степи. Вып. 7. Саратов : Научная книга, 2009. С. 146–170.

Яровой Е.В. Курганы энеолита-эпохи бронзы Нижнего Поднестровья. Кишинев : Штиинца, 1990. 269 с.

Kawami T.S. Deer in art, life and death in Northwestern Iran // Iranica Antiqua. Vol. XL, 2005. P. 107–131.

Как цитировать
Podobed, V. A., Usachuk, A. N., & Tsimidanov, V. V. (1). РОГА ЖИВОТНЫХ В ОБРЯДАХ НАСЕЛЕНИЯ СТЕПНОЙ И ЛЕСОСТЕПНОЙ ЕВРАЗИИ ЭПОХИ БРОНЗЫ. Теория и практика археологических исследований, 21(1), 40-51. https://doi.org/10.14258/tpai(2018)1(21).-04
Раздел
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ