ВИЗУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Результаты исследований получены при финансовой поддержке гранта РНФ 21-78-00029 «Айтрекинг-исследование трудностей обучения детей с нарушением слуха».

  • Яна Смирнова Алтайский государственный университет Email: yana.smirnova@mail.ru
Ключевые слова: совместное внимание, социальное внимание, объединённое внимание, социальное познание, визуальное внимание, обучение, возрастное развитие, дошкольный возраст, атипичное развитие, нарушение слуха, кохлеарная имплантация, окулография, айтрекер

Аннотация

В статье представлен анализ дефицита совместного внимания дошкольников с нарушением слуха. Рассматриваются трудности у детей с нарушением слуха в поддержании синхронного визуального внимания к объектам во время взаимодействия со взрослым. На выборке 32 дошкольников 5–7 лет с сенсоневральной тугоухостью с кохлеарными имплантами и выборке 32 типично развивающихся дошкольников произведено айтрекинг-исследование особенностей визуального внимания детей с нарушением слуха в игровых и обучающих условиях. Выделены особенности зрительного внимания детей с нарушением слуха, снижающие эффективность обмена информацией, относящейся к объекту или событию в пределах общей системы взаимодействия со взрослым. Показано, что во взаимодействии со взрослым дефицит визуального внимания у детей с нарушением слуха характеризуется: трудностью распознавания взгляда партнёра; неверной корректировкой фокуса внимания после изменения направления взгляда партнёра для детекции его намерений; сложностью в синхронной смене фокуса внимания, а также координации совместного визуального внимания; замедленной ориентацией зрительно-пространственного внимания на целевой объект; снижением длительности зрительного сосредоточения на целевом объекте; преобладанием «восходящего» совместного внимания, что сказывается на синхронности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Список литературы:
1. Baron-Cohen S., Richler J., Bisarya D., Gurunathan N., Wheelwright S. The systemising quotient (SQ): An investigation of adults with Asperger syndrome or high-functioning autism, and normal sex differences // Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Series B. 2003. P 361–374.
2. Birmingham E., Kingstone A. Human social attention // Prog Brain Res. 2009. Vol. 176. Р. 309–20.
3. Chen C., Castellanos I., Yu C., Houston D.M. Effects of children’s hearing loss on the synchrony between parents’ object naming and children’s attention // Infant Behavior and Development. 2019. Vol 57. P. 101322
4. Chen C.‐h., Castellanos I, Yu C., Houston D.M. What leads to coordinated attention in parent–toddler interactions? Children's hearing status matters // Dev Sci. 2020. Vol. 23. Р. e12919. URL: https://doi.org/10.1111/desc.12919
5. Chen C.‐h., Castellanos I., Yu C., Houston D.M. Parental Linguistic Input and Its Relation to Toddlers’ Visual Attention in Joint Object Play: A Comparison Between Children with Normal Hearing and Children With Hearing Loss // Infancy. 2019. Vol. 24. P. 589–612.
6. Dunn J., Brophy M. Communication, relationships,and individual differences in children's understanding ofmind. In J. W. Astington & J. A. Baird (Eds.). Why languagematters for theory of mind. New York, NY : OxfordUniversity Press. 2005. P. 50–69.
7. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? / Joint attention: Communication and other minds (ed.) J. Roessler // Oxford: Oxford University Press. 2005. Р. 185–204.
8. Kasari C., Sigman M., Mundy P., Yirmiya N. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. P. 87–100.
9. Meltzoff A., Brooks R. Self-experiences a mechanism for learning about others: a training study in social cognition // Dev. Psychol. 2008. Vol. 44. P. 1–9.
10. Mundy P, Jarrold W. Infant joint attention, neural networks and social cognition. Neural Netw. 2010. Vol. 23(8-9). P. 985–997.
11. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47.
12. Peterson C.C. Telling the story of theory of mind :Deaf and hearing children’s narrativesand mental state understanding // Slaughter British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24. P. 151–179.
13. Rincover, A., & Ducharme, J. M. Variables influencing stimulus overselectivity and "tunnel vision" in developmentally delayed children // American Journal of Mental Deficiency. 1987. Vol. 91(4). P. 422–430.
14. Townsend J., Courchesne E., Egaas B. Slowed orienting of covert visual-spatial attention in autism: Specific deficits associated with cerebellar and parietal abnormality // Development and Psychopathology. 2009. Vol. 8(3). P. 563-584.
15. Van Hecke V.A., Mundy P., Block J.J. Infant responding to joint attention, executive processes, and self-regulation in preschool children // Infant Behav Dev. 2011. Vol. 35(2). P. 303–11.
16. Vuilleumier P. Perceived gaze direction in faces and spatial attention: A study in patients with parietal damage and unilateral neglect // Neuropsychologia. 2002. Vol. 40. P. 1013–1026.
17. Wainwright J.A., Bryson S.E. Visual-spatial orienting in autism // J Autism Dev Disord. 1996. Vol. 26. P. 423–438.
18. Williams J. Self-other relations in social development and autism: Multiple roles for mirror neurons and other brain bases // Autism Research. 2008. Vol. 1. Р. 73–90.
19. Yu C., Chen C., Castellanos I., Houston D.M. What leads to coordinated attention in parent–toddler interactions? Children's hearing status matters // Developmental Science. 2020. Vol. 23(3). P. e12919.
20. Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060–2078
Опубликован
2021-11-23
Как цитировать
Смирнова Я. ВИЗУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3, № 4. С. 143-158. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/10621.