КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Екатерина Прайзендорф Алтайский государственный университет Email: catherinears@list.ru
  • Ксения Орлова Алтайский государственный университет Email: orlovaa.ka@gmail.com
  • Оксана Цыганкова МБДОУ ЦРР «Детский сад № 243» Email: ksuvla@mail.ru
  • Татьяна Васильева МБДОУ ЦРР «Детский сад № 243» Email: likovaks@mail.ru
Ключевые слова: половая идентичность, дошкольный возраст, гендер, половозрастной образ.

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей когнитивного компонента половой идентичности девочек дошкольного возраста. Выявлены специфические характеристики в структуре образа Я таких девочек, а также определены уровни идентификации себя с обобщенным половым и половозрастным образом, обусловленные различными условиями их социализации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Екатерина Прайзендорф, Алтайский государственный университет

Старший преподаватель института гуманитарных наук

Ксения Орлова, Алтайский государственный университет

Студентка 4 курса института гуманитарных наук

Оксана Цыганкова, МБДОУ ЦРР «Детский сад № 243»

Воспитатель

Татьяна Васильева, МБДОУ ЦРР «Детский сад № 243»

Воспитатель

Литература

1. Адушкина К.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования : учебное пособие. Екатеринбург : Уральский государственный университет, 2017. 163 с.
2. Белогай К.Н., Морозова И.С., Борисенко Ю.В., Бугрова Н.А. Семейные факторы самореференции образа тела у девочек и мальчиков подросткового возраста // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 194–202.
3. Гарунова П.М., Абдурахманова М.А. Проблема формирования половой идентичности в подростковом возрасте // Современные проблемы психолого-педагогического образования. 2018. № 2. С. 170–176
4. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–69.
5. Клецина И.С., Векилова С.А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78–91.
6. Климина Л.В. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 116–120.
7. Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С. Реализация системно-деятельностного подхода в половом воспитании детей дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 78–84.
8. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. М. : Экмо, 2006. 928 c.
9. Перегудина В.А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста : дис. ... канд. психол. наук. Тула, 2011. 239 с.
10. Пискарева Т.К., Ениколопов С.Н. Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2019. № 3. С. 28–35.

References:

1. Adushkina K. V. Psychological and pedagogical support of subjects of education: textbook. Yekaterinburg : Ural State University, 2017. 163 p.
2. Belogai K.N., Morozova I.S., Borisenko Yu.V., Bugrova N.A. Family factors of body image self-reference in adolescent girls and boys // Pedagogical education in Russia. 2020. No. 6. P. 194–202.
3. Harunova P.M., Abdurakhmanova M.A. The problem of formation of sexual identity in adolescence//Modern problems of psychological and pedagogical education. 2018. No. 2. P. 170–176.
4. Kagan V.E. Cognitive and emotional aspects of gender attitudes in children 3-7 years old // Questions of psychology. 2000. No. 2. P. 65–69.
5. Kletsina I.S., Vekilova S.A. Gender relations in the Russian family: trends of transformations // Woman in Russian society. 2020. No. 3. P. 78–91.
6. Klimina L.V. Organization of the activity of a teacher of preschool education in the process of forming the gender identity of preschoolers // Preschool education. 2012. No. 7. P. 116–120.
7. Kolomiichenko L.V., Grigorieva Yu.S. Implementation of a system-activity approach in the sexual education of preschool children // Perm Pedagogical Journal. 2016. No. 8. P. 78–84.
8. Malkina-Pykh I.G. Gender therapy. Moscow, 2006. 928 p.
9. Peregudina V.A. Features of the formation of male and female gender identity in the age range from senior preschool to adolescence: dis. ... cand. psychological sciences. Tula, 2011. 239 p.
10. Piskareva T.K., Enikolopov S.N. Violations of sexual identity and mental health problems// Review of Psychiatry and Medical Psychology named after V.M. Bekhterev. 2019. No. 3. P. 28–35.
Опубликован
2022-03-27
Как цитировать
Прайзендорф Е., Орлова К., Цыганкова О., Васильева Т. КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4, № 1. С. 50-58. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11088.