ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИКТ

  • Георгий Соболев Уральский государственный педагогический университет Email: egorboucher@yandex.ru
  • Елена Донгаузер Уральский государственный педагогический университет Email: dong-elena@yandex.ru
Ключевые слова: персонализация обучения, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированный подход, школьное образование, информатизация образования.

Аннотация

Приоритетным направлением российской образовательной политики является курс на повышение качества образования, при этом в современной отечественной школе происходит постепенный переход от идеи массового образования к проектированию пространства персонального обучения с целью самоопределения и самореализации обучающихся. Персонализация образования в настоящее время стала одним из центральных трендов в мировой образовательной практике. Одна из линий, которая активно развивается в этом направлении, связана с расширением использования информационных технологий при организации обучения. Цель данной статьи – раскрыть основные возможности применения ИКТ-технологий в процессе персонализации обучения в системе общего образования. Методы исследования – сравнительный анализ и синтез, обобщение, конкретизация. В статье рассмотрены современные труды по теории персонализированного обучения, определены основные компоненты персонализации обучения, приведены теоретико-педагогические основы персонализации обучения школьников.  Сделаны выводы о том, что ИКТ-технологии и современное программное обеспечение позволяют создать максимально эффективные условия для персонализации обучения с учетом всех ключевых подходов к данному образовательному тренду.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Георгий Соболев , Уральский государственный педагогический университет

Аспирант

Елена Донгаузер , Уральский государственный педагогический университет

Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

Литература

1. Андрюхина Л.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 116–147.
2. Вайнштейн Ю.В., Есин Р.В. Персонализация образовательного процесса в электронной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54–59.
3. Вайнштейн Ю.В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2021. 46 с.
4. Грачев В.В. Теоретические основы персонализации образовательного процесса в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 36 с.
5. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов и др.; под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Издательство «Перо», 2019. 98 с.
6. Донгаузер Е.В., Аликина Ю.Д. Искусственный интеллект как инструмент персонализации в современном школьном образовании // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Томск, 2021. С. 90–96.
7. Донгаузер Е.В. Методы развития общеучебных умений у младших школьников в исследовательской деятельности // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. № 1. С. 17–24.
8. Киселева А.А, Стародубцев В.А. Персональная образовательная сфера как агрегатор формального и неформального образования // Открытое образование. 2013. № 6. C. 53–60.
9. Кондратенко А.Б. Персонализация обучения как условие успешной социализации личности в информационном обществе // Экономика, статистика, информатика. 2015. № 3. С. 10–12.
10. Милибэнд Д. Выбор и голос в персонализированном обучении // Персонализированное образование. Великобритания: ОЭСР, 2006. С. 21–30.
11. Сбруева А.А. Концептуальные основы персонализации обучения в контексте британских образовательных реформ начала ХХІ в. // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. 2009. № 3. С. 58–67.
12. Токторова В.И., Шашков О.В., Попова О.С. Технологии нейронных сетей в персонализации электронного обучения студентов // Педагогическая информатика. 2021. № 3. С. 106–120.
13. Dongauzer E.V., Nezhinskaya T.A., Glazyrina E.Yu. Development of creative abilities of preschool children using musical digital technologies // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020) on Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. P. 187−191.
14. Varienko M.V., Nosenko Y.H. Personalization of learning using adaptive technologies and augmented reality // 3. Сер. "AREdu 2020 - Proceedings of the 3rd International Workshop on Augmented Reality in Education". 2020. P. 215–220.


Referenсes:

1. Andryuhina L.M. Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy i nezrimye bar'ery // Obrazovanie i nauka. 2020. Vol. 22. No. 3. P. 116–147.
2. Vajnshtejn YU.V., Esin R.V. Personalizaciya obrazovatel'nogo processa v elektronnoj srede // Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii. 2017. No. 1. P. 54–59.
3. Vajnshtejn YU.V. Pedagogicheskoe proektirovanie personalizirovannogo adaptivnogo predmetnogo obucheniya studentov vuza v usloviyah cifrovizacii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Krasnoyarsk, 2021. 46 p.
4. Grachev V.V. Teoreticheskie osnovy personalizacii obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. M., 2007. 36 p.
5. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov i dr.; pod nauch. red. V.I. Blinova. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2019. 98 p.
6. Dongauzer E.V., Alikina YU.D. Iskusstvennyj intellekt kak instrument personalizacii v sovremennom shkol'nom obrazovanii // Intellektual'nyj potencial cheloveka v sisteme sovremennyh nauchno-obrazovatel'nyh processov: materialy Vtoroj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tomsk, 2021. P. 90–96.
7. Dongauzer E.V. Metody razvitiya obshcheuchebnyh umenij u mladshih shkol'nikov v issledovatel'skoj deyatel'nosti // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No. 1. P. 17–24.
8. Kiseleva A.A, Starodubcev V.A. Personal'naya obrazovatel'naya sfera kak agregator formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya // Otkrytoe obrazovanie. 2013. No. 6. P. 53–60.
9. Kondratenko A.B. Personalizaciya obucheniya kak uslovie uspeshnoj socializacii lichnosti v informacionnom obshchestve // Ekonomika, statistika, informatika. 2015. No. 3. P. 10–12.
10. Milibend D. Vybor i golos v personalizirovannom obuchenii // Personalizirovannoe obrazovanie. Velikobritaniya: OESR, 2006. P. 21–30.
11. Sbrueva A.A. Konceptual'nye osnovy personalizacii obucheniya v kontekste britanskih obrazovatel'nyh reform nachala HKHІ v. // Pedagogicheskie nauki: teoriya, istoriya, innovacionnye tekhnologii. 2009. No. 3. P. 58–67.
12. Toktorova V.I., SHashkov O.V., Popova O.S. Tekhnologii nejronnyh setej v personalizacii elektronnogo obucheniya studentov // Pedagogicheskaya informatika. 2021. No. 3. P. 106–120.
13. Dongauzer E.V., Nezhinskaya T.A., Glazyrina E.Yu. Development of creative abilities of preschool children using musical digital technologies // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020) on Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. P. 187−191.
14. Varienko M.V., Nosenko Y.H. Personalization of learning using adaptive technologies and augmented reality // 3. Ser. "AREdu 2020 - Proceedings of the 3rd International Workshop on Augmented Reality in Education". 2020. P. 215–220.
Опубликован
2022-03-27
Как цитировать
1. Соболев Г., Донгаузер Е. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИКТ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 1. С. 77-90. URL: http://bppasu.ru/article/view/11090.