СПОСОБНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К РАЗДЕЛЕНИЮ НАМЕРЕНИЙ КАК ОСНОВА СКООРДИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

  • Яна Константиновна Смирнова Алтайский государственный университет
Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное познание, возрастное развитие, дошкольный возраст, теория разума, интенциональность, совместная деятельность

Аннотация

В статье рассматриваются функции совместного внимания в отношении онтогенетического развития произвольности и социальной координации групповой деятельности дошкольников. Показано, что совместное внимание отображает способность учитывать представления о намерениях других людей, а также совместны знания в соответствии с совместными интенциями. То есть ребенок должен внутренне представлять, сравнивать и различать эпизоды совместной информации. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста, которые были организованы в ходе эксперимента в подгруппы для совместного решения проблемных ситуаций. Результаты исследования подтверждают, что формы коммуникации и сотрудничества гибко выстраиваются на основе социально-рекурсивных умозаключений. Уже в дошкольном возрасте понимание ментального мира используется ребенком как средство анализа и выбора путей совместного решения социальных проблем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Adamson L.B. Communication development during infancy. Madison, WI: Brown and Benchmark Publishers, 1996. 256 р.

2. Baldwin D.A. Understanding the link between joint attention and language / eds. C. Moore, P.J. Dunham // Joint attention: Its origins and role in development. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. Р. 131–158.

3. Baron-Cohen S. Mind Blindness. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 198 р.

4. Bates E. Language and context: The acquisition of performatives. New York : Academic Press, 1976. 375 р.

5. Bergman P., Escalona S. Unusual sensitivities in very young children // Psychoanalytic study of the child. 1949. № 3–4. Р. 333–352.

6. Bratman M. Faces of Intention: Selected Essays on Intention and Agency. Cambridge : Cambridge University Press, 1999. P. 400–403.

7. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language. New York, 1985. 144 р.

8. Charman T. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive Development. 2001. Vol. 15. P. 481–498.

9. Collingwood R. The New Leviathan. Oxford : Clarendon, 1947. Р. 387.

10. Davies M.S. Neural bases of gaze and emotion processing in children with autism spectrum disorders // Brain Behavior. 2011. Vol. 1 (1). P. 1–11.

11. Dawson G., Levy A. Arousel, attention, and socioemotional impairments of individual with autism // Autism, nature, diagnosis and treatment / ed. G. Dawson. New York : The Guilford press, 1989. Р. 49–74.

12. De Jaegher H., Di Paolo E., Gallagher S. Can social interaction constitute social cognition? // Trends cognitive sciences. 2010. Vol. 14, № 10. P. 441–447.

13. Fiebich A., Gallagher S., Hutto D. Pluralism, interaction and the ontogeny of social cognition // Routledge Handbook of Philosophy of the Social Mind, Chapter: Pluralism, interaction and the ontogeny of social cognition, Publisher: Routledge. Editors: J. Kiverstein, 2016. P. 208–221.

14. Gallagher S., Hutto D. Understanding others through primary interaction and narrative practice // In J. Zlatev, T. Racine, C. Sinha, E. Itkonen (eds.), The Shared Mind: Perspectives on Intersubjectivity. John Benjamins. Amsterdam : John Benjamins, 2008. Р. 17–38.

15. Gilbert M. Belief and Acceptance as Features of Groups // Protosociology. 2002. Vol. 16. Р. 35–69.

16. Goswami U.C. Cognitive development: The Learning Brain. New York : Psychology, 2008. 480 p.

17. Heal J. Joint attention and understanding the mind // Joint attention: Communication and other minds / ed. J. Roessler. Oxford : Oxford University Press, 2005. Р. 34–44.

18. Hecke Van A.V. Infant Joint Attention, Temperament, and Social Competence in Preschool Children // Child Development. 2007. Vol. 78. P. 53–69.

19. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? / Joint attention: Communication and other minds / ed. J. Roessler. Oxford : Oxford University Press, 2005. P. 185–204.

20. Jennifer M., Moriuchi M.A., Klin A., Jones W. Mechanisms of diminished attention to eyes in autism // American Journal of Psychiatry. 2016. Vol. 174, № 1. P. 26–35.

21. Kasari C. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. P. 87–100.

22. MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by gaze cues in infancy // Gaze-Following: Its Development and Significance / eds. R. Flomm, K. Lee, D. Muir. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. P. 53–76.

23. McClung JS, Placi S, Bangerter A, Clement F, Bshary R. The language of cooperation: shared intentionality drives variation in helping as a function of group membership // The Royal Society, 2017. Р. 352.

24. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development : Lawrence Erlbaum Associates, 1995. 294 p.

25. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions // Gaze-Following: Its Development and Significance / eds. R. Flomm, K. Lee, D. Muir. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. P. 143–170.

26. Mundy P. A manual for the Abridged Early Social Communication Scales (ESCS). Miami : University of Miami Psychology Department, 2003. 65 р.

27. Mundy P. Annotation: the neural basis of social impairments in autism: the role of the dorsal medial-frontal cortex and anterior cingulate system // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2003. Vol. 44. P. 793–809.

28. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2. P. 2–21.

29. Nowakowski M.E., Tasker S.L., Schmidt L.A. Establishment of joint attention in dyads involving hearing mothers of deaf and hearing children and its relation to adaptive social behavior // American Annals of the Deaf. 2009. Vol. 154 (1). P. 15–29.

30. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders // Autism as an executive disorder / ed. J. Russell. Oxford : Oxford University Press, 1997. P. 179–211.

31. Parlade M.V Anticipatory smiling: Linking early affective communication and social outcome // Infant behavior and development. 2009. Vol. 32. P. 33–43.

32. Reddy V. Before the third element: Understanding attention to self // Joint attention: Communication and other minds / eds. N. Eilan, C. Hoerl, T. McCormack [et al.]. Oxford : Oxford University Press, 2005. P. 85–109.

33. Rossano F., Carpenter M., Tomasello M. One-Year-Old Infants Follow Others Voice Direction // Psychological Science. 2012. Vol. 23. P. 1298–1302.

34. Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant // Nature. 1975. Vol. 253. P. 265–266.
35. Scheler M. The Nature of Sympathy. London: Routledge. 1954. Р. 307.

36. Schmid H. Wir-Intentionalitat Kritik des ontologischen Individualismus und Rekonstruktion der Gemeinschaft. Freiburg i.Br. München: Alber, 2005. P. 50.

37. Searle J. Making the Social World: The Structure of Human Civilization. N. Y. : Oxford University Press, 2010. P. 58.
38. Sellars W. Essays in Philosophy and its History. Dordrecht, Reidl: Springer Science+Business Media, 1974. Р. 462.

39. Tomasello M. A Natural History of Human Morality. Harvard : University Press, 2016. P. 208.

40. Tomasello M. Understanding and sharing of intentions: the origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28. P. 675–735.

41. Tomasello M., Moll H. Why don't apes understand false beliefs? // In M.R. Banaji, S.A. Gelman (Eds.). Navigating the social world: What infants, children, and other species can teach us. Oxford : Oxford University Press, 2013. Р. 81–87.

42. Trevarthen C., Aitken K. Infant intersubjectivity: Research, theory, and clinical applications // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2001. Vol. 42. P. 309–428.

43. Tuomela R. The Philosophy of Sociality: The Shared Point of View. N. Y. : Oxford University Press, 2007.

44. Woodward A. Infants understanding of the actions involved in joint attention // Joint attention: communication and other minds / eds. N. Eilan, C. Hoerl, T. McCormack [et al.]. Oxford : Oxford University Press, 2005. P. 110–128.
Опубликован
2018-09-30
Как цитировать
Смирнова, Я. (2018). СПОСОБНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К РАЗДЕЛЕНИЮ НАМЕРЕНИЙ КАК ОСНОВА СКООРДИНИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, (3), 111-131. извлечено от http://journal.asu.ru/vfp/article/view/4469
Выпуск
Раздел
Статьи