ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СПОСОБНОСТЬ К ДЕТЕКЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗГЛЯДА

  • Яна Смирнова
Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное познание, возрастное развитие, дошкольный возраст, задержка психического развития

Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения навыков совместного внимания и социально-когнитивного развития ребенка. Анализируется способность к детекции направления взгляда как механизма установления диадических взаимодействий. Целью стало выявление проявлений атипичного совместного внимания, когда ребенок не учитывает, какой объект (событие) или какие аспекты этого объекта (события) находятся в фокусе внимания собеседника. На выборке 81 типично развивающихся детей и детей с задержкой психического развития был использован метод подсказки взглядом (gaze-cueing paradigm) для изучения механизмов совместного внимания. Для исследования разработано компьютерное приложение с экспериментальными задачами использования направления взгляда для определения фокуса внимания другого человека в различных условиях. Была использована идея измерения времени реакции с помощью ручного нажатия клавиш при наблюдении смены направления взгляда как сигнала, который может вызвать рефлексивное визуальное ориентирование. На основе сравнения контрастных групп выявлены различия в реакции на социальный стимул смены направления взгляда и выделены маркеры нарушения реакции на смену направления взгляда как механизма объединения фокуса внимания. На выборке детей с задержкой психического развития проанализирована специфика детекции взаимного взгляда против отведенного, следования по направлению взора партнера, способность использовать направление взгляда для объединенного внимания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Barekatain M., Mohammad H., Jahangard L., Farzad R., Maracy R. Covert orienting visual attention in full remitted single manic patients // Journal of Research in Medical Sciences. 2008. Vol. 13. P. 189–195.
2. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism // Trends in Cognitive Sciences. 2002. Vol. 1. P. 248–254.
3. Buckner R.L., Andrews-Hanna J.R., Schacter D.L. The brain's default network: anatomy, function, and relevance to disease // NY Acad Sci. 2008. Vol. 1124. P. 1–38.
4. Cornew L., Dobkins K.R., Akshoomoff N., McCleery J.P., Carver L.J. Atypical social referencing in infant siblings of children with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 42(12). P. 2611–2621.
5. Dawson G., Webb S., Schellenberg G.D., Dager S., Friedman S., Aylward E., Richards T. Defining the broader phenotype in autism: Genetic, brain, and behavioral perspectives // Development and Psychopathology. 2002. Vol. 14. P. 581–611.
6. Driver J., Davis G., Ricciardelli P., Kidd P., Maxwell E., Baron-Cohen, S. Gaze perception triggers reflexive visuospatial orienting // Visual Cognition. 1999. Vol. 6. P. 509–540.
7. Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evaluation of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24. P. 581–604.
8. Farroni T., Massaccesi S., Menon E., Johnson M.H. Direct gaze modulates face recognition in young infants // Cognition. 2007. Vol. 102. P. 396–404.
9. Frischen A., Bayliss A.P., Tipper S.P. Gaze cueing of attention: visual attention, social cognition, and individual differences // Psychol Bull. 2007. Vol. 133(4). P. 694–724. - 111
10. Harper R.G., Wiens, A.N., Matarazzo J.D. Nonverbal communication: The state of the art. New York: Wiley.1978.
11. Hietanen J.K. Social attention orienting integrates visual information from head and body orientation // Psychological Research. 2002.Vol. 66. P. 174–179.
12. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Joint attention: Communication and other minds / Ed. by J. Roessler. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 185–204.
13. Hood B.M., Macrae C.N., Cole-Davies V., Dias M. Eye remember you: The effects of gaze direction on face recognition in children and adults // Developmental Science. 2003. Vol. 6. P. 67–71.
14. Jellema T., Baker C.I., Wicker B., Perrett D.I. Neural representation for the perception of the intentionality of actions // Brain and Cognition: Cognitive Neuroscience of Actions. 2000. Vol. 44. P. 280–302.
15. Klin A., Jones W., Schultz R., Volkmar F.R., Cohen D.J. Defining and quantifying the social phenotype in autism // American Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 33. P. 763–769.
16. Krstovska-Guerrero I, Jones EA. Social-communication intervention for toddlers with autism spectrum disorder: Eye gaze in the context of requesting and joint attention //Journal of Developmental and Physical Disabilities.2016. Vol. 28(2) . P. 289–316.
17. Langdon R., Corner T., McLaren J., Coltheart M., Ward P.B. Attention orienting triggered by gaze in schizophrenia // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44. P. 417–429.
18. Leekham, S. R., Lopez, B., & Moore, C. (2000). Attention and joint attention in preschool children with autism // Journal of autism and developmental psychology. 2000. Vol. 36. P. 261–273.
19. Mirenda P., Donnellan A., Yoder D. Gaze behavior: Anew look at an old problem // Journal of Autism and Develop-mental Disorders. 1983. Vol. 13. P. 397–409.
20. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development // Lawrence Erlbaum Associates. 1995. 294 p.
21. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir, Mahwah, NJ // Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 143–170.
22. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2. P. 2–21.
23. Neimy, H., Pelaez, M., Carrow, J., Monlux, K., & Tarbox, J. (2017). Infants at risk of autism and developmental disorders: Establishing early social skills // Behavioral Development Bulletin. Vol. 22(1). P. 6-22.
24. Nuku P., Bekkering Pines H. Joint attention: Inferring what others perceive (and don’t perceive) // Consciousness and Cognition. 2008. Vol. 17 (1). P. 339-349.
25. Phillips W., Baron-Cohen S., Rutter M. The role of eye-contact in the detection of goals: Evidence from normal toddlers,and children with autism or mental handicap \\ Development and Psychopathology. 1992. Vol. 4. P. 375–383.
26. Ristic J., Kingstone A. Taking control of reflexive social attention. Cognition. 2005;94 Ristic J, Mottron L, Friesen CK, Iarocci G, Burack JA, Kingstone A. Eyes are special but not for everyone: The case of autism // Cognitive Brain Research. 2005. Vol. 24. P. 715–718.
27. Rozga A, Hutman T, Young GS, Rogers SJ, Ozonoff S, Dapretto M, Sigman M. Behavioral profiles of affected and unaffected siblings of children with autism: Contribution of measures of mother–infant interaction and nonverbal communication // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011. Vol. 41(3). P. 287–301.
28. Rutherford M.D., Krysko K. Eye Direction, Not Movement Direction, Predicts Attention Shifts in Those with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. Vol. 38(10). P. 1958–1965.
29. Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant. Nature. 1975. Vol. 253. P. 265–266.
30. Senju A., Tojo Y., Dairoku H., Hasegawa T. Reflexive orienting in response to eye gaze and an arrow in children with and without autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. P. 445–458.
31. Striano T., Reid V.M., Hoehl S. Neural mechanisms of joint attention in infancy // European Journal of Neuroscience. 2006. Vol. 23. P. 2819 – 2823.
32. Vlamings P., Stauder J., Son I., L. Mottron Atypical Visual Orienting to Gaze- and Arrow-Cues in Adults with High Functioning Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. Vol. 35(3). P. 267–77.
33. Zwaigenbaum L, Bryson S, Rogers T, Roberts W, Brian J, Szatmari P. Behavioral manifestations of autism in the first year of life // International Journal of Developmental Neuroscience. 2005. Vol. 23(2–3). P. 143–152.
Опубликован
2019-09-29
Как цитировать
1. Смирнова Я. ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СПОСОБНОСТЬ К ДЕТЕКЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗГЛЯДА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2019. Т. 1. № 3. С. 99-121. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/6530.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)