МАРКЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ

УДК 159.9

  • Яна Константиновна Смирнова Алтайский государственный университет
Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное познание, возрастное развитие, дошкольный возраст, задержка психического развития

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу картины атипичного совместного внимания на выборке детей с разными формами отклонений в развитии. Произведено сравнительное исследование выборки типично развивающихся детей дошкольного возраста с группами детей с атипичным развитием в возрасте от 5 до 7 лет (N=90). Использованы ситуации реального взаимодействия ребенка со взрослым, и при помощи метода слежения за движением глаз зафиксированы маркеры совместного внимания в режиме реального времени. Выделены проявления дефицита совместного внимания, препятствующего вовлечению в диадические (двусторонние) взаимодействия ребенка со взрослым, необходимые для всестороннего развития и обучения ребенка. Определена специфика функциональной организации окуломоторной активности как индикатора участия ребенка в совместном внимании. Методом слежения за движением глаз выявлены маркеры, которые могут надежно предсказать развитие дефицита совместного внимания. Систематизированы универсальные симптомы нарушения совместного внимания для разных клинических групп.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Яна Константиновна Смирнова, Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент

Литература

1. Acarturk C., Tajaddini M., Kilic O. Group Eye Tracking (GET) Applications in Gaming and Decision [abstract]. In Radach, R., Deubel, H., Vorstius, C., & Hofmann, M.J. (Eds.), Abstracts of the 19th European Conference on Eye Movements // Wuppertal. Journal of Eye Movement Research. 2017. Vol. 10(6).
2. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism // Trends in Cognitive Sciences. 2002. P. 6–24
3. Charman T., Swettenham J., Baron-Cohen S., Baird G., Cox A., Drew A. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive Development. 2001. Vol. 15. P. 481–498.
4. Chen C., Castellanos I., Yu C., Houston D.M. Effects of children’s hearing loss on the synchrony between parents’ object naming and children’s attention // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 57.
5. Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (11). P. 1150–1159
6. Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evaluation of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24. P. 581–604.
7. Farroni T., Johnson M.H., Brockbank M., Simion F. Infants' use of gaze direction to cue attention: The importance of perceived motion, Visual Cognition. 2000. Vol. 7(6). P.705-718,
8. Frischen A., Bayliss A.P., Tipper S.P. Gaze cueing of attention: visual attention, social cognition, and individual differences // Psychol Bull. 2007. Vol. 133 (4). P. 694–724.
9. Frith C.D. The social brain? // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B Biol. Sci. 2007. Vol. 362. P. 671–678.
10. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Joint attention: Communication and other minds / ed. by J. Roessler. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 185–204.
11. Kretch K.S., Franchak J.M., Adolph K.E. Crawling and walking infants see the world differently // Child Dev. 2014. Vol. 85(4). P. 1503–1518.
12. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development // Lawrence Erlbaum Associates. 1995. P. 294.
13. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir, Mahwah, NJ // Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 143–170.
14. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47. 10.1111/ejn.13720.
15. Murray A., Yingling J. Competence in Language at 24 Months: Relations with Attachment Security and Home Stimulation. The Journal of genetic psychology. 2000. Vol.161. P. 133-40.
16. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders / Autism as an executive disorder (ed.) J. Russell // Oxford : Oxford University Press. 1997. P. 179–211.
17. Quinn P.C., Tanaka J.W., Lee K., Pascalis O., Slater A.M. Are Faces Special to Infants? An Investigation of Configural and Featural Processing for the Upper and Lower Regions of Houses in 3- to 7-month-olds // Vis cogn. 2013. Vol. 21(1). P. 23–37.
18. Ristic J., Kingstone A. Taking control of reflexive social attention. Cognition. 2005;94 Ristic J, Mottron L, Friesen CK, Iarocci G, Burack JA, Kingstone A. Eyes are special but not for everyone: The case of autism // Cognitive Brain Research. 2005. Vol. 24. P. 715–718.
19. Sibra G. Recognizing Communicative Intentions in Infancy. Mind & Language. 2010. Vol.25. P. 141 - 168.
20. Tomasello M. Joint attention as social cognition // Joint attention: Its origins and role in development // ed. by Moore C, Dunham P. Hillsdale // Lawrence Erlbaum. 1995. P. 103–130.
21. Von Suchodoletz A., Fäsche A., Skuballa I.T. The Role of Attention Shifting in Orthographic Competencies: Cross-Sectional Findings from 1st, 3rd, and 8th Grade Students // Front Psychol. Vol. 8.
Опубликован
2019-12-08
Как цитировать
1. Смирнова Я. К. МАРКЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2019. Т. 1. № 4. С. 111-120. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/6905.