ПРЕДИКТОРЫ ТРУДНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЭПИЗОДОВ СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

УДК 159.9

  • Яна Константиновна Смирнова Алтайский государственный университет
Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное познание, возрастное развитие, дошкольный возраст, задержка психического развития, аутизм, нарушение слуха

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу дефицита совместного внимания на выборке детей с разными формами отклонений в развитии. Выборку составили 90 типично развивающихся дошкольников и дошкольников с атипичными формами развития. В экспериментальной ситуации реального взаимодействия ребенка со взрослым и при помощи айтрекера удалось зафиксировать движения глаз в качестве маркера совместного внимания в режиме реального времени. Выделена специфика функциональной организации окуломоторной активности как индикатора участия ребенка в совместном внимании. Выделены маркеры нарушения реакции на зрительный контакт и деструкции процессов, участвующих в совместном внимании: количестве фиксаций, время фиксации на релевантном и нерелевантном объекте. Проанализирована специфика времени поиска в различных областях, предмета интереса, времени начала фиксаций и продолжительности фиксаций на целевых объектах взаимодействия в качестве ключевых характеристик предикторов установления эпизодов совместного внимания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Яна Константиновна Смирнова, Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент

Литература

1. Akiyama T., Kato M., Muramatsu T., Saito F., Nakachi R., Kashima H. A deficit in discriminating gaze direction in a case with right superior temporal gyrus lesion // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44. Р. 161–170.
2. Baron-Cohen S., Richler J., Bisarya D., Gurunathan N., Wheelwright S. The systemising quotient (SQ): An investigation of adults with Asperger syndrome or high-functioning autism, and normal sex differences. Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, 2003. Р. 361–374.
3. Charwarska K., Klin A., Volkmar F. Automatic attention cuing through eye movement in 2-year-old-children with autism // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 1108–1122.
4. Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (11). P. 1150–1159
5. Falck-Ytter T., Bölt, S., Gredebäck G. Eye tracking in early autism research // Neurodev Disord. 2013. Vol. 5. Р. 28.
6. Farroni T., Johnson M.H., Csibra G. Mechanisms of eye gaze perception during infancy // Journal of Cognitive Neuroscience. 2004. Vol. 16. Р. 1320–1326.
7. Grossmann T., Johnson M. The Development of the Social Brain in Human Infancy // The European journal of neuroscience. 2007. Vol. 25. Р. 909–919.
8. Hood B.M., Macrae C.N., Cole-Davies V., Dias M. Eye remember you: The effects of gaze direction on face recognition in children and adults // Developmental Science. 2003. Vol. 6. Р. 67–71.
9. Kendon A. Some functions of gaze-direction in social interaction // Acta Psychologica. 1967. Vol. 26. P. 22–63.
10. Leslie A.M., Frith U. Autistic children's understanding of seeing, knowing and believing // British Journal of Developmental Psychology. 1988. Vol. 4. P. 315–324.
11. Marotta, A., Casagrande M., Lupianez J. Object-based attentional effects in response to eye-gaze and arrow cues // Acta Psychol (Amst). 2013. Vol. 143 (3). Р. 317–321.
12. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development // Lawrence Erlbaum Associates. 1995. 294 p.
13. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir, Mahwah, NJ // Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 143–170.
14. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47.
15. Navab A., Gillespie-Lynch K., Johnson S.P., Sigman M., Hutman T. Eye-Tracking as a Measure of Responsiveness to Joint Attention in Infants at Risk for Autism // Infancy. 2012. Vol. 17 (4). P 416–431
16. Quinn P.C., Tanaka J.W., Lee K., Pascalis, O., Slater A.M. Are Faces Special to Infants? An Investigation of Configural and Featural Processing for the Upper and Lower Regions of Houses in 3-to 7-month-olds // Vis cogn. 2013. Vol. 21(1). Р. 23–37.
17. Ristic J., Friesen C.K., Kingstone A. Are eyes special? It depends on how you look at it // Psychonomic Bulletin & Review. 2002. Vol. 9. Р. 507–513.
18. Senju A., Tojo Y., Dairoku H., Hasegawa T. Reflexive orienting in response to eye gaze and an arrow in children with and without autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. P. 445–458.
19. Striano T., Reid V.M., Hoehl S. Neural mechanisms of joint attention in infancy // European Journal of Neuroscience. 2006. Vol. 23. P. 2819–2823.
20. Tomasello M. A Natural History of Human Morality. Cambridge, MA : Harvard University Press. 2016. 208 р.
21. Yoder P., Symons F.J. Observational Measurement of Behavior. New York : Springer. 2010. 241 р.
22. Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88 (6). P. 2060–2078.
Опубликован
2020-03-20
Как цитировать
1. Смирнова Я. К. ПРЕДИКТОРЫ ТРУДНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЭПИЗОДОВ СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2. № 01. С. 96-112. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/7554.