СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГОГ РАЗВИТИЯ

  • Яна Смирнова Email: yana.smirnova@mail.ru
Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное внимание, раздельное внимание, социальное познание, возрастное развитие, дошкольный возраст, задержка психического развития, аутизм.

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена роли когнитивного развития в специфики функционирования навыков совместного внимания в дошкольном возрасте. С целью выделения специфики дефицита совместного внимания при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности, недоразвития познавательной деятельности произведен сравнительный анализ контрастных выборок 40 типично развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития. В экспериментальной ситуации реального взаимодействия ребенка со взрослым при помощи айтрекера удалось зафиксировать движения глаз в качестве маркера совместного внимания в режиме реального времени. Выделены специфичные проявления дефицита совместного внимания у дошкольников с задержкой психического развития, проявляющиеся и в реагировании и инициировании совместного внимания: количество фиксаций визуального внимания, время фиксаций на релевантном и нерелевантном объекте, использование дополнительных мультимодальных средств установления совместного внимания и мониторинга намерений взрослого, более длительное время стабилизации визуального внимания, высокая когнитивная нагрузка в детекции социальных сигналов. Одним из основных маркеров дефицита инициирования совместного внимания у детей с задержкой психического развития является время, необходимое для поддержания постоянного внимания во взаимодействии со взрослым. Результаты исследования позволяют предположить, что дефицит совместного внимания может быть связан с нарушениями мышления и восприятия и скорее всего является проявлением общего когнитивного дефицита развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Список литературы:

1. Алфимова М.В. Наследственные факторы в нарушениях познавательных процессов при шизофрении : автореферат дис. … д-ра психол. наук : 19.00.04. М., 2006. 46 c.
2. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
3. Acarturk C., Tajaddini M., Kilic O. Group Eye Tracking (GET) Applications in Gaming and Decision [abstract]. In Radach, R., Deubel, H., Vorstius, C., & Hofmann, M.J. (Eds.), Abstracts of the 19th European Conference on Eye Movements // Wuppertal. Journal of Eye Movement Research. 2017. Vol. 10 (6). P. 103.
4. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play // British Journal of Developmental Psychology. 1987. № 5. P. 139–148.
5. Bora E., Pantelis C. Theory of mind impairments in first-episode psychosis, individuals at ultra-high risk for psychosis and in first-degree relatives of schizophrenia: systematic review and meta-analysis // Schizophrenia research. 2013. № 144 (1). P. 31–36.
6. Brent E., Rios P., Happe F., Charman T. Performance of children with autism spectrum disorder on advanced «Theory of Mind» tasks // Autism. 2004. № 8 (3). P. 283–299.
7. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language / J. Bruner. NY.: WW Norton & Co, 1985. 144 р.
8. Carpenter M., Nagell K., Tomasello M. Social cognition, joint attention, and communicative competence from 9- to 15-months of age // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1998.
9. Chen C., Castellanos I., Yu, C., Houston D.M. Effects of children’s hearing loss on the synchrony between parents’ object naming and children’s attention // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 57. P. 1–10.
10. Dawson G., Munson J., Estes A., Osterling J., McPartland J., Toth K. Neurocognitive function and joint attention ability in young children with autism spectrum disorder versus developmental delay // Child Development. 2002. Vol. 73. P. 345–358.
11. Dawson G., Levy A. Arousel, attention, and socioemotional impairments of individual with autism Autism, nature, diagnosis and treatment / (ed.) G. Dawson // New York: The Guilford press. 1989. P. 49–74.
12. Delgado C., Mundy P., Crowson M., Markus J., Yale M., Schwartz H. Responding to joint attention and language development: A comparison of target locations // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2002. Vol. 45. P. 1715–1719.
13. Fletcher-Watson S., Leekam S.R., Benson V., Frank M.C., Findlay J.M. Eye-movements reveal attention to social information in autism spectrum disorder // Neuropsychologia. 2009. Vol. 47(1), P. 248–257.
14. Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’ in people with schizophrenia // Psych. Med. 1996. Vol. 26. P. 521–530.
15. Harrington L., Siegert R.J., McClure J. Theory of mind in schizophrenia: a critical review // Cognitive Neuropsychiatry. 2005. № 10 (4). P. 249–286.
16. Hobson R.P. The autistic child's appraisal of expressions of emotion: a further study Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1986, Vol. 27, p. 671–680. URL: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1986.tb00191.x
17. Mazza M., Costagliola C., Di Michele V. et al. Deficit of social cognition in subjects with surgically treated frontal lobe lesions and in subjects affected by schizophrenia // Eur. Arch. Psychiatr. Clin. Neurosci. 2007. № 257(1). P. 12–22.
18. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role / Development: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. 294 p.
19. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social - Cognitive Brain Systems in Typical Deve lopment and Autism Spectrum Disorder. European Journal of Neuroscience. 2018. Vol. 47(6), 497–514.
20. Nichols K.E., Fox N., Mundy P. Joint attention, self-recognition and neurocognitive functioning // Infancy. 2005. Vol. 7, P. 35–51.
21. Penn D.L., Corrigan P.W., Bentall R. P., Racenstein J. M., Newman L. Social cognition in schizophrenia // Psychol Bull. 1997. Vol. 121. № 1. P. 114–132.
22. Ricks D.M. Vocal communication in pre-verbal normal and autistic children. In N. O'Connor (Ed.). Language, cognitive deficits and retardation. London: Butterworths, 1975. P. 75 – 80.
23. Russell T., Sharma T. Social cognition at the neural level: Investigations in autism, psychopathy and schizophrenia // The Social Brain. Evolution and Pathology / C. Brune, M. Ribbert, H. Schiefenhovel (Eds.). West Sussex, England. Wiley, 2003. P. 253–276.
24. Smith L., Ulvund L. The role of joint attention in later development among preterm children: Linkages between early and middle childhood // Social Development. 2003. Vol. 1. P. 222–234.
25. Tomasello M., Carpenter M., Call J., Behne T., Moll H. Understanding sharing intentions: The origins of cultural cognition // Brain and Behavior Sciences. 2005. 28. P. 675–690.
26. Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060-2078.
27. Yu C., Smith L.B. Multiple sensory-motor pathways lead to coordinated visual attention // Cognitive Science. 2016. Vol. 41(S1). P. 1–27.

References:
1. Alfimova M.V. Nasledstvennye faktory v narusheniyah poznavatel'nyh processov pri shizofrenii : avtoreferat dis. … d-ra psihol. nauk : 19.00.04. M., 2006. 46 p.
2. Sergienko E A., Lebedeva E.I., Prusakova O. A. Model' psihicheskogo kak osnova stanovleniya ponimaniya sebya i drugogo v ontogeneze cheloveka / E.A. Sergienko, E. I. Lebedeva, O. A. Prusakova. M. : Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009. 415 p.
3. Acarturk C., Tajaddini M., Kilic O. Group Eye Tracking (GET) Applications in Gaming and Decision [abstract]. In Radach, R., Deubel, H., Vorstius, C., & Hofmann, M.J. (Eds.), Abstracts of the 19th European Conference on Eye Movements // Wuppertal. Journal of Eye Movement Research. 2017. Vol. 10 (6). P. 103.
4. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play // British Journal of Developmental Psychology. 1987. № 5. P. 139–148.
5. Bora E., Pantelis C. Theory of mind impairments in first-episode psychosis, individuals at ultra-high risk for psychosis and in first-degree relatives of schizophrenia: systematic review and meta-analysis // Schizophrenia research. 2013. № 144 (1). P. 31–36.
5. Brent E., Rios P., Happe F., Charman T. Performance of children with autism spectrum disorder on advanced «Theory of Mind» tasks // Autism. 2004. № 8 (3). P. 283–299.
6. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language / J. Bruner. NY.: WW Norton & Co, 1985. 144 р.
7. Carpenter M., Nagell K., Tomasello M. Social cognition, joint attention, and communicative competence from 9- to 15-months of age // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1998.
8. Chen C., Castellanos I., Yu, C., Houston D.M. Effects of children’s hearing loss on the synchrony between parents’ object naming and children’s attention // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 57. P. 1–10.
9. Dawson G., Munson J., Estes A., Osterling J., McPartland J., Toth K. Neurocognitive function and joint attention ability in young children with autism spectrum disorder versus developmental delay // Child Development. 2002. Vol. 73. P. 345–358.
10. Dawson G., Levy A. Arousel, attention, and socioemotional impairments of individual with autism Autism, nature, diagnosis and treatment / (ed.) G. Dawson // New York: The Guilford press. 1989. P. 49–74.
11. Delgado C., Mundy P., Crowson M., Markus J., Yale M., Schwartz H. Responding to joint attention and language development: A comparison of target locations // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2002. Vol. 45. P. 1715–1719.
12. Fletcher-Watson S., Leekam S.R., Benson V., Frank M.C., Findlay J.M. Eye-movements reveal attention to social information in autism spectrum disorder // Neuropsychologia. 2009. Vol. 47(1), P. 248–257.
13. Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’ in people with schizophrenia // Psych. Med. 1996. Vol. 26. P. 521–530.
14. Harrington L., Siegert R.J., McClure J. Theory of mind in schizophrenia: a critical review // Cognitive Neuropsychiatry. 2005. № 10 (4). P. 249–286.
15. Hobson R.P. The autistic child's appraisal of expressions of emotion: a further study Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1986, Vol. 27, p. 671–680. URL: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1986.tb00191.x
16. Mazza M., Costagliola C., Di Michele V. et al. Deficit of social cognition in subjects with surgically treated frontal lobe lesions and in subjects affected by schizophrenia // Eur. Arch. Psychiatr. Clin. Neurosci. 2007. № 257(1). P. 12–22.
17. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role / Development: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. 294 p.
18. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social - Cognitive Brain Systems in Typical Deve lopment and Autism Spectrum Disorder. European Journal of Neuroscience. 2018. Vol. 47(6), 497–514.
19. Nichols K.E., Fox N., Mundy P. Joint attention, self-recognition and neurocognitive functioning // Infancy. 2005. Vol. 7, P. 35–51.
20. Penn D.L., Corrigan P.W., Bentall R. P., Racenstein J. M., Newman L. Social cognition in schizophrenia // Psychol Bull. 1997. Vol. 121. № 1. P. 114–132.
21. Ricks D.M. Vocal communication in pre-verbal normal and autistic children. In N. O'Connor (Ed.). Language, cognitive deficits and retardation. London: Butterworths, 1975. P. 75 – 80.
22. Russell T., Sharma T. Social cognition at the neural level: Investigations in autism, psychopathy and schizophrenia // The Social Brain. Evolution and Pathology / C. Brune, M. Ribbert, H. Schiefenhovel (Eds.). West Sussex, England. Wiley, 2003. P. 253–276.
23. Smith L., Ulvund L. The role of joint attention in later development among preterm children: Linkages between early and middle childhood // Social Development. 2003. Vol. 1. P. 222–234.
24. Tomasello M., Carpenter M., Call J., Behne T., Moll H. Understanding sharing intentions: The origins of cultural cognition // Brain and Behavior Sciences. 2005. 28. P. 675–690.
25. Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060-2078.
26. Yu C., Smith L.B. Multiple sensory-motor pathways lead to coordinated visual attention // Cognitive Science. 2016. Vol. 41(S1). P. 1–27.
Опубликован
2020-09-28
Как цитировать
Смирнова Я. СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕФИЦИТА СОВМЕСТНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГОГ РАЗВИТИЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 3. С. 96-114. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/8493.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)