ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОРРЕКЦИИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

УДК 159.9

  • Людмила Александровна Повстян Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова
  • Виктория Викторовна Захлебаева Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова
  • Татьяна Геннадьевна Волкова Алтайский государственный университет
Ключевые слова: суверенность, жизненный путь, рефлексия, моральное сознание, личностная тревожность, социометрический статус

Аннотация

В статье рассматриваются возможности системного подхода к пониманию механизмов воспитательного воздействия на детей с целью развития их нравственности и   оптимального социального поведения через формирующуюся суверенность. В качестве основных воспитательных средств рассматриваются рефлексия и саморефлексия эстетических переживаний ребенка в процессе художественной экспрессии и в процессе театрализации различного литературного материала. Приведены результаты исследования взаимосвязи социометрического статуса и личностной тревожности детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты психокоррекционной работы по изменению социометрического статуса тревожных детей в дошкольном коллективе с использованием театрализованных игровых занятий.

Key words:, life path, reflection, moral consciousness, personal anxiety, sociometric status, sociometric status

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Людмила Александровна Повстян , Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова

Кандидат психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин

Виктория Викторовна Захлебаева , Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова

Магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин

Татьяна Геннадьевна Волкова , Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент

Литература

1. Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск : Современное слово, 2005. 208 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 12–25.
3. Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: теория, диагностика и развитие. М. : Академический проект, 2000. 240 с.
4. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. 431 с.
5. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара : Издательский дом «Бахрам-М», 2008. 159 с.
6. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси : Мецниереба, 1974. 170 с.
7. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование человека в его бытии. СПб : Питер. 2008. 400 с.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию Становление человека. М. : Прогресс, Универс, 1994. С. 233–247.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. М. : Педагогика, 1989. 323 с.
10. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1989. 216 с. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/ (дата обращения: 30.11.2020)
11. Токарев А.А., Намаканов Б.А., Добровольский Ю.А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 240–246.
12. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д : Феникс, 2005. 304 с.

References:

1. Andrianov M.A. Filosofiya dlya detej (v skazkah i rasskazah). Minsk : Sovremennoe slovo, 2005. 208 p.
2. Ancyferova L.I. Lichnost' v dinamike: nekotorye itogi issledovaniya // Psihologicheskij zhurnal. 1992. № 5. P. 12–25.
3. Kossov B.B. Sistemno-stilevaya koncepciya lichnosti: teoriya, diagnostika i razvitie. M. : Akademicheskij proekt, 2000. 240 p.
4. Koul M. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. M., 1997. 431 p.
5. Motkov O.I. Lichnost' i psihika. Sushchnost', struktura i razvitie. Samara : Izdatel'skij dom «Bahram-M», 2008. 159 p.
6. Nadirashvili SH.A. Ponyatie ustanovki v obshchej i social'noj psihologii. Tbilisi : Mecniereba, 1974. 170 p.
7. Nartova-Bochaver S.K. CHelovek suverennyj. Psihologicheskoe issledovanie cheloveka v ego bytii. SPb : Piter. 2008. 400 p.
8. Rodzhers K. Vzglyad na psihoterapiyu Stanovlenie cheloveka. M. : Progress, Univers, 1994. P. 233–247.
9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. T. 2. M. : Pedagogika, 1989. 323 p.
10. Ruzskaya A.G. Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami // Pod. red. A.G. Ruzskoj. Nauch. -issled. in-t obshchej i pedagogicheskoj psihologii. Akad. ped. nauk SSSR. M. : Pedagogika, 1989. 216 p. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/ (data obrashcheniya: 30.11.2020)
11. Tokarev A.A., Namakanov B.A., Dobrovol'skij YU.A. Issledovanie formirovaniya soznaniya v doshkol'nom vozraste // Molodoj uchenyj. 2012. № 7. P. 240–246.
12. SHirokova G.A. Razvitie emocij i chuvstv u detej doshkol'nogo vozrasta. Rostov n/D : Feniks, 2005. 304 p.
Опубликован
2020-12-14
Как цитировать
1. Повстян Л. А., Захлебаева В. В., Волкова Т. Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ КОРРЕКЦИИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2. № 4. С. 70-83. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/8947.