КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ДЕПРЕССИИ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

УДК 159.9

  • Елизавета Александровна Подолкина Алтайский государственный университет
  • Ангелина Евгеньевна Трошина Алтайский государственный университет
  • Анна Сергеевна Кузьмина Алтайский государственный университет
  • Айнур Алдабергеновна Лекерова Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
Ключевые слова: подростки, депрессия, одиночество, социально-психологическая дезадаптация, когнитивно-поведенческая терапия

Аннотация

В данной статье раскрываются вопросы социально-психологической дезадаптации подростков: ее проявления, возможные причины и последствия. Показано, что состояние одиночества и депрессии – факторы дезадаптации подростков. Работа в данном ключе представляется перспективной: когнитивно-поведенческая терапия, сфокусированная на переживании одиночества и депрессии и их влиянии на психику ребенка, как следствие, может выступить средством снижения дезадаптации.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елизавета Александровна Подолкина, Алтайский государственный университет

Студент кафедры клинической психологии

Ангелина Евгеньевна Трошина , Алтайский государственный университет

Студент кафедры клинической психологии

Анна Сергеевна Кузьмина , Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент

Айнур Алдабергеновна Лекерова, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

Старший преподаватель

Литература

1. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. М., 1981. Т. 92. С. 69–80.
2. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб. : Питер, 2003. 304 с.
3. Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 3. C. 1–18.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
5. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 4. № 4. С. 1–14.
6. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. : Питер. 2000. С. 372–377.
7. Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М. : ЭКСМО, 2008. 320 с.
8. Москвичев В.В. От ситуации социально-психологической дезадаптации к ситуации социального развития // Народное образование. 2011. № 1. С. 1–15.
9. Перлман Д., Пепло Э.Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 152–168.
10. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10. № 1. С. 28–32.
11. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 3. С. 27–35.
12. Сычев О.А., Гордеева Т.О. Программы психологической профилактики депрессии у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 3. С. 141–157.
13. Тихомирова А.В., Москвичев В.В. и др. Основы профилактики социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних. М. : МГППУ, 2006. 131 с.
14. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн., 2012. № 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php
15. Янг Дж.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества М. : Прогресс, 1989. С. 552–593.
16. Avenevoli S., Knight E., Kessler R.C., et al. Epidemiology of Depression in Children and Adolescents // In J.R.Z. Abela, B.L. Hankin (Eds.), Handbook of depression in children and adolescents. New York : Guilford Press, 2007. P. 6–32.
17. John A., Glendenning A.C., Marchant A., et al. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol. 20, № 4. P. 1–15.
18. Zych I., Farrington D.P., Llorent V.J. et al. Protecting children against bullying and its consequences // SpringerBriefs in Behavioral Criminology New York : Springer, 2017. 83 p.

References:

1. Ambrumova A.G. Lichnost'. Psihologiya odinochestva i suicid // Aktual'nye voprosy suicidologii. Trudy Moskovskogo NII psihiatrii. M., 1981, T. 92. P. 69–80.
2. Bek A., Rash A., SHo B., Emeri G. Kognitivnaya terapiya depressii. SPb. : Piter, 2003. 304 p.
3. Bochaver A.A., Dokuka S.V., Sivak E.V., Smirnov I.B. Ispol'zovanie social'nyh setej v internete i depressivnaya simptomatika u podrostkov // Klinicheskaya i special'naya psihologiya. 2019. T. 8. № 3. P. 1–18.
4. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. T. 4. Detskaya psihologiya. M. : Pedagogika, 1984. 432 p.
5. Kondrashkin A.V., Kirillova T.O. Social'naya situaciya razvitiya sovremennogo podrostka v kontekste modeli social'no-psihologicheskoj pomoshchi v vosstanovitel'nom podhode // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. T. 4. № 4. P. 1–14.
6. Leont'ev D.A. Vnutrennij mir lichnosti // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. SPb. : Piter. 2000. P. 372–377.
7. Mafson L. Podrostok i depressiya. Mezhlichnostnaya psihoterapiya. M. : EKSMO, 2008. 320 p.
8. Moskvichev V.V. Ot situacii social'no-psihologicheskoj dezadaptacii k situacii social'nogo razvitiya // Narodnoe obrazovanie. 2011. № 1. P. 1–15.
9. Perlman D., Peplo E.L. Teoreticheskie podhody k odinochestvu // Labirinty odinochestva. M. : Progress, 1989. P. 152–168.
10. Slobodchikov I.M. Perezhivanie odinochestva v ramkah formirovaniya «YA-koncepcii» podrostkovogo vozrasta // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2005. T. 10. № 1. P. 28–32.
11. Slobodchikov I.M. Sovremennye issledovaniya perezhivaniya odinochestva // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2007. T. 12. № 3. P. 27–35.
12. Sychev O.A., Gordeeva T.O. Programmy psihologicheskoj profilaktiki depressii u podrostkov // Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2014. T. 22. № 3. P. 141–157.
13. Tihomirova A.V., Moskvichev V.V. i dr. «Osnovy profilaktiki social'no-psihologicheskoj dezadaptacii nesovershennoletnih». M. : MGPPU, 2006. 131 p.
14. Holmogorova A.B., Volikova S.V. Osnovnye itogi issledovanij faktorov suicidal'nogo riska u podrostkov na osnove psihosocial'noj mnogofaktornoj modeli rasstrojstv affektivnogo spektra // Medicinskaya psihologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn., 2012. № 2.
URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php
15. YAng Dzh. I. Odinochestvo, depressiya i kognitivnaya terapiya: teoriya i ee primenenie // Labirinty odinochestva M. : Progress, 1989. p. 552–593.
16. Avenevoli S., Knight E., Kessler R.C. et al. Epidemiology of Depression in Children and Adolescents // In J.R.Z. Abela, B.L. Hankin (Eds.), Handbook of depression in children and adolescents. New York : Guilford Press, 2007. P. 6 –32.
17. John A., Glendenning A.C., Marchant A., et al. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: Systematic review // Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol. 20. № 4. P. 1–15.
18. Zych I., Farrington D.P., Llorent V.J., et al. Protecting children against bullying and its consequences // SpringerBriefs in Behavioral Criminology New York : Springer. 2017. 83 p.
Опубликован
2020-12-14
Как цитировать
Подолкина Е. А., Трошина А. Е., Кузьмина А. С., Лекерова А. А. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ДЕПРЕССИИ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 4. С. 84-94. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/8948.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)