ПАРАМЕТРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРЕДИКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

УДК 159.92

  • Наталья Анатольевна Лужбина Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия Email: n.a.luzhbina@gmail.com
  • Диана Юрьевна Перова Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия Email: di.perova@yandex.ru
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, подростки, эмоциональный интеллект, позитивный интерес, непоследовательность

Аннотация

В статье представлены результаты исследования зависимости компонентов эмоционального интеллекта сельских подростков 13-14 лет от параметров детско-родительских отношений. Показано, что некоторые значимые параметры детско-родительских отношений с матерью (принятие, позитивный интерес, непоследовательность матери в воспитательном процессе) являются предикторами общего уровня эмоционального интеллекта и его составляющих (внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта). Приведено также выявленное исследованием гендерное различие в компонентах эмоционального интеллекта.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталья Анатольевна Лужбина , Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии

Диана Юрьевна Перова , Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Магистр психологии и педагог-психолог МОУ «Егорьевская СОШ»

Литература

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. М.: «БХВ-Петербург», 2012. 288 c.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57–65.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–86.
5. Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2011. 22 с.
6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
7. Краснов А.В. Эмоциональный интеллект и стиль воспитания девочек старшего подросткового возраста // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 55–66.
8. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн»: новые психометрические данные / Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.
9. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 –38.
10. Самбикина О.С., Иванова Д.В. Роль детско-родительских отношений в формировании эмоционального интеллекта подростков / Развитие науки и образования в современном мире: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции. М.: АР-Консалт, 2018. С. 182–185.
11. Семёнов В.Ю. Анализ возрастно-половых особенностей эмоционального интеллекта младших школьников и подростков // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2015. № 6 (июнь). URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2367.htm (дата обращения 12.12.2020 г.).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. URL: http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo.
13. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? N.Y.: Bantam Books. 1995. Р. 18–28.
14. Goleman D. Working with emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books. 1998. 326 p.

References:

1. Andreeva I.N. Azbuka emotsionnogo intellekta. M.: «BHV-Petersburg», 2012. 288 p.
2. Andreeva I.N. Emotsionnyy intellekta kak fenomen sovremennoy psikhologii. Novopolotsk : PSU, 2011. 388 p.
3. Andreeva I.N. Prerequisites for the development of emotional intelligence // Questions of psychology. 2007. No. 5. P. 57–65.
4. Andreeva I.N. Emotional intelligence: a study of the phenomenon // Questions of psychology. 2006. No. 3. P. 78–86.
5. Davydova Yu.V. Emotional intelligence: essential signs, structure and features of manifestation in adolescence: abstract. dis… cand. psikhol. nauk. M., 2011. 22 p.
6. Karabanova O.A. Psychology of family relations and the basics of family counseling: a textbook. M.: Gardariki, 2005. 320 p.
7. Krasnov A.V. Emotional intelligence and the style of education of girls of older adolescence // Bulletin of the RUDN. Series: Psychology and Pedagogy. 2016. No. 4. P. 55–66.
8. Lyusin D.V. Questionnaire on emotional intelligence EmIn: new psychometric data / Social and emotional intelligence: from models to measurements. M.: Institut psikhologii ran, 2009. P. 264–278.
9. Lucien D.V. Modern ideas about emotional intelligence. M.: Institut psikhologii ran, 2004. P. 29–38.
10. Sambucina O.S., Ivanov D.V. the Role of parent-child relationships in the development of emotional intelligence of adolescents / the Development of science and education in modern world: collection of scientific works. Tr. on materials of the International scientific-practical conference. M.: AR-Consult 2018. P. 182–185.
11. Semenov V. Yu. Analiz vozrastno-polovykh osobennosti emotsionalnogo intellekta mladshikh shkolnikov i podrostkov [Analysis of age and gender characteristics of emotional intelligence of younger schoolchildren and adolescents]. Offline (The Emissia. Offline Letters): an electronic scientific journal. 2015. No. 6 (June). URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2367.htm (accessed 12.12.2020).
12. Federal State Educational Standard of Secondary vocational Education. URL: http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo.
13. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? N. Y.: Bantam Books. 1995. P. 18–28.
14. Goleman D. Working with emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books. 1998. 326 p.
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
Лужбина Н. А., Перова Д. Ю. ПАРАМЕТРЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРЕДИКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3, № 1. С. 22-32. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/9339.