http://journal.asu.ru/vfp/issue/feed Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета 2022-06-27T10:05:40+07:00 Кайгородова Надежда Захаровна kaigarodova@email.asu.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN 2500-3135.(Online)</strong></p> <h4>Электронный журнал «Вестник психологии и педагогики АлтГУ»</h4> <p>Учрежден в целях:</p> <p>1) оперативного опубликования новых научных и практических результатов в области психологии и педагогики;</p> <p>2) опубликования научно-образовательных и методических материалов в области психологии и педагогики, которые невозможно представить в традиционном бумажном виде;</p> <p>3) обеспечения условий Интернет–публикаций широкому кругу научных&nbsp; работников, преподавателей, практиков, а также студентов, магистрантов, аспирантов, проявивших себя в исследовательской&nbsp; деятельности;</p> <p>4) информационной поддержки и сопровождения научно-образовательных проектов и оперативного обмена информацией.</p> <p><span style="text-decoration: underline;">Разделы журнала</span>: психология и педагогика.</p> <p>В журнале «<span style="text-decoration: underline;">Вестник психологии и педагогогики АлтГУ</span>» публикуются оригинальные научные статьи и обзоры, рецензии, краткие сообщения и письма в редакцию на русском или английском языках, посвященные теоретическим и методическим проблемам и достижениям в области психологии и педагогики.</p> <p>В журнале также возможно размещение информации об издании монографий, учебников, учебных пособий и др. информации, которая может вызвать интерес у читателей. Стоимость размещения рекламной информации договорная.</p> <p>&nbsp;</p> http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11561 ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО МЕТОДОЛОГИИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ 2022-06-23T12:55:56+07:00 Надежда Павловна Абаскалова Abaskalova2005@mail.ru Цзяи Ту tujiayi514520@gmail.com <p>Образование чрезвычайно важно для социально-экономического развития любого государства. Для современных Китая и России подготовка населения в области санитарного просвещения, особенно в ситуации длительной пандемии, позволит не только обеспечить высокие темпы роста вакцинации, но и улучшить качественные характеристики образования по данному вопросу. Модернизировать модель развития государств без изменений в системе образования невозможно. Власти КНР провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества. Исследование методологии и методических подходов в организации работы по гигиеническому воспитанию и обучению населения способствует повышению санитарной культуры, формированию здорового образа жизни и обеспечению санэпидблагополучия населения.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11562 ПРОБЛЕМА ДИАЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2022-06-23T12:55:56+07:00 Ксения Геннадьевна Вотинова vkg@yandex.ru Елена Олеговна Гаспарович geo1605@yandex.ru <p>Статья посвящена изучению проблемы диалогизации образовательного процесса. Представлен анализ научных исследований в истории и современности. Исследование диалога направлено на выявление тождеств и различий в подходах к организации данного процесса и позволяет изучить передовые образцы. Успешное использование лучших разработок в практике реализации образовательного процесса учащихся позволит обогатить отечественный педагогический опыт. На основе исследования появляется возможность разработки перспективных направлений в области практических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса на основе реализации диалога.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11563 ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ В СИТУАЦИИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО РОДОРАЗРЕШЕНИЯ И УХОДА ЗА НЕДОНОШЕННЫМ РЕБЕНКОМ 2022-06-27T10:05:40+07:00 Татьяна Владимировна Гоман tgoman@mail.ru Анна Сергеевна Кузьмина annakuz87@yandex.ru <p>В статье представлено изучение особенностей эмоциональных связей в семейной системе женщин в ситуации преждевременного родоразрешения и ухода за недоношенным ребенком. Была разработана и апробирована программа комплексного психологического сопровождения женщин, родивших раньше предполагаемого срока, направленная на трансформацию эмоциональных связей в семейной системе.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11564 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА 2022-06-23T12:55:56+07:00 Ольга Ивановна Гринёва Grineva@bsu.edu.ru Елена Андреевна Лозовская alenalozovscaja@gmail.com <p>Сексуальная сфера имеет особое&nbsp; значение для самореализации человека, его адаптации в обществе и социализации, построения близких отношений. В связи с этим большой интерес составляют личностные конструкты, которые при особом проявлении могут выступать детерминантой возникновения сексуальной дезаптации. К таким личностным конструктам можно отнести акцентуации характера человека. Целью данного исследования стало изучение особенностей сексуальной дезадаптации при различных акцентуациях характера. Для исследования акцентуаций характера авторами была использована «Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда» (модификация С. Шмишека), а для изучения особенностей сексуальной адаптации – «Опросник установок к сексу» Г. Айзенка. В процессе исследования были выявлены статистически значимые различия в сексуальных установках респондентов с демонстративной, эмотивной, педантичной и дистимической акцентуациями характера. Даны качественные характеристики различий.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11566 ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2022-06-23T12:55:56+07:00 Татьяна Анатольевна Гудалина gudalina.t.a@yandex.ru <p>Статья посвящена актуальным вопросам повышения качества образования. Анализ определений понятия «качество образования» позволяет связать повышение качества образования с повышением степени соответствия результатов целям и задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Существенное значение приобретают следующие обстоятельства: ограничение во времени; требования к планируемым образовательным результатам; ограниченность ресурсов и т.д. Особенности разработки и реализации проекта позволяют рассматривать проект как средство обеспечения целенаправленных локальных управленческих воздействий, способное работать в предлагаемых обстоятельствах.&nbsp; В статье приведен опыт реализации городского проекта муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Ресурсный центр» городского округа Тольятти как средства повышения качества образования.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11568 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У МУЖЧИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА 2022-06-23T12:55:56+07:00 Светлана Сергеевна Даренских svetla-ss@yandex.ru <p>Эмоциональный интеллект проявляется в умении понимать и управлять как собственными эмоциями, так и эмоциями окружающих людей. Развитый эмоциональный интеллект способствует улучшению взаимоотношений между людьми, повышает качество жизни.</p> <p>В статье исследуются характеристики эмоционального интеллекта у мужчин в возрасте от 21 до 60 лет. Выборка мужчин разделена на две подгруппы по возрастному критерию согласно периодизации Г. Крайга. Выявляются сходные и отличительные особенности мужского эмоционального интеллекта в возрасте от 21 до 40 лет и в возрасте от 41 до 60 лет. Рассмотрены характеристики социального климата в семьях мужчин и особенности их эмоционального интеллекта. Выявлено, что уровень эмоционального интеллекта выше в группе мужчин в возрасте от 21 до 40 лет. Исследование показало наличие корреляционных связей между характеристиками эмоционального интеллекта и особенностями социального климата в семьях мужчин.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11570 ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2022-06-23T12:55:56+07:00 Елена Викторовна Донгаузер dong-elena@yandex.ru <p>В современной отечественной школе происходит постепенный переход от идеи массового образования к проектированию пространства индивидуального обучения.&nbsp; Представленный подход развития познавательной мотивации школьников путем внедрения в процесс обучения тьюторского сопровождения является актуальным примером реализации принципа индивидуализации образовательного процесса. Цель данной статьи –раскрыть основные возможности применения тьюторского сопровождения в процессе повышения учебной мотивации подростков. Методами исследования являлись сравнительный анализ и синтез, обобщение, конкретизация. В статье проанализирован комплекс офлайн- и онлайн-инструментов тьюторского сопровождения, а также определены основные трудности их массового внедрения в образовательный процесс. Сделаны выводы о том, что тьюторская практика совместно с преподаванием позволяет создать максимально эффективные условия для развития познавательной мотивации подростков в современной общеобразовательной организации</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11571 ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В ДИАЛОГЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В XVIII СТОЛЕТИИ 2022-06-23T12:55:56+07:00 Ольга Юрьевна Колпачева okol@list.ru Лилия Николаевна Авдеева lilik4@yandex.ru Нелли Александровна Сиволобова nsivolobova@mail.ru Аревик Эрниковна Ширванян arevik-83@mail.ru <p>Целью авторов статьи явилось рассмотрение становления школы и педагогики&nbsp; России первой четверти XVIII века в контексте государственного этапа развития&nbsp; отечественного образования.&nbsp; На основе использования сравнительного метода показано различие целей и идеалов древнерусской и опирающейся на западные образцы новой, государственной педагогики. Проанализированы требования нового времени к формирующемуся отечественному учительству, выявлены его детерминанты, рассмотрены проекты реформирования образования начала XVIII столетия, которые во многом легли в основу деятельности отечественной школы. Результаты проведенного исследования показывают,&nbsp; что школа и педагогика России&nbsp; в начале XVIII столетия&nbsp; базировались на диалоге ценностей отечественного и европейского образования,&nbsp; что соответствовало изменившимся потребностям государства и общества. Данные изменения способствовали выработке требований к профессиональной подготовке и нравственным качествам отечественного учительского корпуса, предопределили аксиологические приоритеты&nbsp; российских педагогов.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11573 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ ЛОГОРИТМИКИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2022-06-23T12:55:57+07:00 Людмила Александровна Повстян Povstyan1946@mail.ru Марина Александровна Степченко Stepchenkoav@mail.ru Татьяна Геннадьевна Волкова v.t.g@mail.ru <p>Настоящая статья посвящена проблеме активизации речевой функции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невыясненной этиологии. Представлен опыт работы с тремя детьми. В качестве основного стимулирующего средства использовалась логоритмика с поэтапным вовлечением&nbsp; психосенсорного информационного потока преимущественно правого полушария головного мозга с переключением на психомоторные процессы левого полушария. Сообщение носит предварительный характер, но может представлять практический интерес для логопедов и детских психологов.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11575 ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2022-06-23T12:55:57+07:00 Татьяна Николаевна Поддубная tpodd@mail.ru Евгения Викторовна Ползикова janepopernyak@yandex.ru Елена Леонидовна Заднепровская ele-zadnepr@yandex.ru <p>В статье освещена проблема прогнозирования перспективных ориентиров развития отечественного образования в контексте его цифровой трансформации. Обоснованы тенденции внедрения цифрового сервиса в образование на пути достижения «цифровой зрелости». Представлены результаты пилотажного исследования преимуществ внедрения цифрового сервиса в образовании на основе проведенного онлайн-опроса. Определены ключевые преимущества цифрового формата построения образовательного процесса как перспективного драйвера социально-экономического развития страны в контексте реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022 Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11576 ТРЕНИНГ «WELCOME» КАК УСЛОВИЕ МОТИВАЦИИ И АДАПТАЦИИ НОВОГО СОТРУДНИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ 2022-06-23T12:55:57+07:00 Марина Валерьевна Шамардина marav_sh@mail.ru Наталья Анатольевна Лужбина n.a.luzhbina@gmail.com <p>В современном быстро изменяющемся мире возрастает потребность в адаптации молодых специалистов в организации с целью максимально успешного включения в организационные процессы, где максимально полно может реализоваться их личностный и профессиональный потенциал. В статье отражены результаты исследования взаимосвязи различных показателей социально-психологической адаптации новых сотрудников. Психодиагностический инструментарий: тест социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд в адаптации А.К. Осницкого); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) и опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнов); корреляционный анализ Пирсона. Были обнаружены индивидуально-типологические особенности личности сотрудников многофункционального центра в ситуации адаптации в учреждении. Результаты исследования применялись в тренинге «Welcome» для адаптации новых сотрудников в организации. Опыт реализации данного тренинга показал, что он может демонстрировать основы трудовой деятельности, устоявшиеся традиции организации, сложившиеся стандарты профессионального взаимодействия, а также способствует развитию трудовой мотивации новых работников, что, в свою очередь, может снижать текучесть кадров, особенно на начальном этапе вхождения в профессию.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) http://journal.asu.ru/vfp/article/view/11577 РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2022-06-23T12:55:57+07:00 Елена Николаевна Швейд elenashveyd@mail.ru Вера Дмитриевна Повзун povzun64@mail.ru <p>В статье рассматриваются вопросы ранней профориентации в дошкольном учреждении, выделены наиболее эффективные формы работы с детьми, описывается опыт внедрения муниципального проекта «Муниципальная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Сургутского района на 2021–2025 годы». В заключении авторами обозначены условия организации эффективной работы по ранней профориентации и направления дальнейшего исследования.</p> 2022-06-21T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2022