ИМИДЖ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Надежда Кайгородова Алтайский государственный университет Email: kaigorodova56@gmail.com
  • Ольга Морозова Алтайский государственный университет Email: Morozovaped74@mail.ru
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, имидж педагога, внутренние и внешние компоненты имиджа, культура здоровья, участники образовательного процесса.

Аннотация

 

Здоровьесбережение – это учет влияния на сохранение здоровья субъектов образовательного процесса ряда факторов, среди которых ведущую значимость имеет работа учителя в этом направлении.

Целью данного исследования явилась оценка имиджа педагога как фактора, влияющего на его готовность к здоровьесберегающей деятельности.

Анализ имеющихся представлений позволил нам рассматривать имидж педагога как образ-представление, включающий систему его внутренних, внешних и процессуальных компонентов, а также предметно-пространственную среду осуществления его профессиональной деятельности.

 Нами было проведено исследование сформированности таких элементов внутреннего компонента имиджа педагога, как: культура здоровья, ценности, установки, способность к эмпатии, процессуальный, а также их влияния на готовность к здоровьесберегающей деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют, что учителя, готовые к использованию здоровьесберегающих технологий в своей профессиональной деятельности, положительно относятся к своей профессии и стремятся к самореализации, хотя немаловажное значение имеет и материальное поощрение их деятельности. У них в большей степени выражены способность к эмпатии и демократический стиль общения. Корреляционный анализ показал, что наиболее важное место в здоровьеориентированной профессиональной позиции педагога занимает сформированность у него культуры здоровья.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Надежда Кайгородова, Алтайский государственный университет

Доктор биологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии

Ольга Морозова, Алтайский государственный университет

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной психологии и педагогического образования

Литература

Список литературы:
1. Абаскалова Н.П., Зверкова А. Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5–24. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1480
2. Аношкина О.Б. Роль имиджа педагога по физической культуре в процессе его профессиональной деятельности в вузе // Science Time, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-imidzha-pedagoga-po-fizicheskoy-kulture-v-protsesse-ego-professionalnoy-deyatelnosti-v-vuze
3. Бура Л.В. Формирование имиджа современного педагога: психологический аспект // Гуманитарные науки. 2019. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-sovremennogo-pedagoga-psihologicheskiy-aspekt
4. Варданян М.Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2007. 27 с.
5. Ирхин В.Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития : дис. … д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 374 с.
6. Казин Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 214 с.
7. Кайгородова Н.З. Оптимизация вхождения ребенка в школу в контексте здоровья школьников. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008. 157 с.
8. Калюжный A.A. Технология построения имиджа учителя // Москва : PR в образовании. № 4. 2004. С. 66–71.
9. Колесникова Л.Н. Профессиональный имидж современного преподавателя // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011 № 6. С. 209–215. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-imidzh-sovremennogo-prepodavatelya
10. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающее образование: теория, методология, практика : монография. Уфа : РИО РУНМЦ, 2010. 300 с.
11. Малярчук Н.Н. Становление и развитие культуры здоровья педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 285–292.
12. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю. и др. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Концепт, 2013. № 1. С. 284–290. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-buduschego-pedagoga-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki
13. Побединская И.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: тезаурус исследования // Известия ВГПУ. 2017. № 1 (274). С. 32–41.
14. Рыбакова Е.Н. Факторная структура имиджа успешных и неуспешных педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornaya-struktura-imidzha-uspeshnyh-i-neuspeshnyh-pedagogov
15. Федосова И.В. Представления студентов о профессиональном имидже социального педагога // Инновационная наука, 2016. № 1–2. С. 220–225. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studentov-o-professionalnom-imidzhe-sotsialnogo-pedagoga
16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М. : Культура и спорт, 1997. 382 с.

References:

1. Abaskalova N.P., Zverkova A. YU. Nauchnyj obzor: sistemnyj podhod v pedagogike zdorov'ya // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2016. No. 2. P. 5–24. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1480
2. Anoshkina O.B. Rol' imidzha pedagoga po fizicheskoj kul'ture v processe ego professional'noj deyatel'nosti v vuze // Science Time, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-imidzha-pedagoga-po-fizicheskoy-kulture-v-protsesse-ego-professionalnoy-deyatelnosti-v-vuze
3. Bura L.V. Formirovanie imidzha sovremennogo pedagoga: psihologicheskij aspekt // Gumanitarnye nauki. 2019. No. 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-sovremennogo-pedagoga-psihologicheskiy-aspekt
4. Vardanyan M.R. Imidzh pedagoga kak faktor zdorov'esberezheniya sub"ektov obrazovatel'nogo processa v osnovnoj shkole : avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Omsk, 2007. 27 p.
5. Irhin V.N. Pedagogicheskaya sistema shkoly zdorov'ya: genezis, principy i zakonomernosti razvitiya : dis. … d-ra ped. nauk. Barnaul, 2002. 374 p.
6. Kazin E.M. Obrazovanie i zdorov'e: mediko-biologicheskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty : monografiya. Kemerovo : Izd-vo KRIPKiPRO, 2010. 214 p.
7. Kajgorodova N.Z. Optimizaciya vhozhdeniya rebenka v shkolu v kontekste zdorov'ya shkol'nikov. Barnaul : Izd-vo AltGU, 2008. 157 p.
8. Kalyuzhnyj A.A. Tekhnologiya postroeniya imidzha uchitelya // Moskva : PR v obrazovanii. No. 4. 2004. P. 66–71.
9. Kolesnikova L.N. Professional'nyj imidzh sovremennogo prepodavatelya // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011. No. 6. P. 209–215. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-imidzh-sovremennogo-prepodavatelya
10. Madzhuga A.G. Zdorov'esozidayushchee obrazovanie: teoriya, metodologiya, praktika : monografiya. Ufa : RIO RUNMC, 2010. 300 p.
11. Malyarchuk N.N. Stanovlenie i razvitie kul'tury zdorov'ya pedagogov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2009. No. 3. P. 285–292.
12. Pimenova E.V., Syomina I.S., Sokolova I.YU. i dr. Formirovanie imidzha budushchego pedagoga v processe professional'noj podgotovki // Koncept, 2013. No. 1. P. 284–290. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-buduschego-pedagoga-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki
13. Pobedinskaya I.V. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' pedagoga: tezaurus issledovaniya // Izvestiya VGPU. 2017. No. 1 (274). P. 32–41.
14. Rybakova E.N. Faktornaya struktura imidzha uspeshnyh i neuspeshnyh pedagogov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktornaya-struktura-imidzha-uspeshnyh-i-neuspeshnyh-pedagogov
15. Fedosova I.V. Predstavleniya studentov o professional'nom imidzhe social'nogo pedagoga // Innovacionnaya nauka. 2016. No. 1–2. P. 220–225. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studentov-o-professionalnom-imidzhe-sotsialnogo-pedagoga
16. SHepel' V.M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya. M. : Kul'tura i sport, 1997. 382 p.
Опубликован
2022-03-27
Как цитировать
1. Кайгородова Н., Морозова О. ИМИДЖ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 1. С. 22-31. URL: http://bppasu.ru/article/view/11078.