РОЛЕВЫЕ ПАТТЕРНЫ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ IT-СФЕРЫ

  • Людмила Зиновьева Новосибирский государственный педагогический университет Email: lvpansh@gmail.com
  • Эльвира Черемисенко Новосибирский государственный педагогический университет Email: elvirachernyh@mail.ru
Ключевые слова: ролевая структура, интерактивная направленность, межличностное взаимодействие, профессиональная группа, IT-сфера

Аннотация

В статье анализируются вопросы, связанные с пониманием содержательных компонентов, составляющих интерактивно ролевую структуру специалистов IT-сферы. Категория роли рассматривается в аспекте интегративных эффектов, где совокупность параметров структуры определяет качественно новое образование и процессуальное содержание, несводимое к их простой аддитивной совокупности. Формулируется предположение о том, что ролевые конфигурации могут выступать интегрирующими элементами индивидуальности у специалистов IT-сферы. Приводятся результаты факторного анализа с обсуждением четырех факторов построенной эмпирической модели, среди которых: энергичность и соперничество, интуитивность и принятие, закрытость и контроль, инициативность и любознательность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Людмила Зиновьева , Новосибирский государственный педагогический университет

доцент кафедры практической и специальной психологии

Эльвира Черемисенко , Новосибирский государственный педагогический университет

Магистрант

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. 272 с.
2. Зиновьева Л.В. Структура ролевых диспозиций подростков в пространстве социальной турбулентности. Новосибирск : НГПУ, 2020. 129 с.
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986. 256 c.
4. Пат. 2625284 Российская Федерация, МПК А 61 М 21/00. Способ оценки психосоциального профиля личности / Перевозкина Ю.М., Паньшина Л.В., Андроникова О.О., Дмитриева Н.В.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. № 2016105668; заявл. 18.02.2016; опубл. 12.07.2017, Бюл. № 20. 2 с.
5. Перевозкина Ю.М., Зиновьева Л.В. Структура ролевой социализации // В сборнике: Социокультурные проблемы современного человека. 2018. С. 206–214.
6. Перевозкина Ю.М., Перевозкин С.Б., Паньшина Л.В. Структура интегральной индивидуальности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 124–131.
7. Щебетенко А.И. Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека (Тест-опросники типов нервной системы и темперамента): Учебное пособие. Пермь : Издательство ПОИПКРО, 1994.
8. ABBYY Blog. Digital Intelligence to help you stay ahead. URL: https://www.abbyy.com/blog/ (accessed: 19.05.2021)
9. Ellis M., Kisling E. & Hackworth R.G. Teaching Soft Skills Employers Need // Community College Journal of Research and Practice. 2014. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10668926.2011.567143
10. Jashapara A. & Tai W-C. Understanding the complexity of human characteristics on e-learning systems: an integrated study of dynamic individual differences on user perceptions of ease of use // Knowledge Management Research & Practice. 2006. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1057/palgrave.kmrp.8500099
11. Litecky C.R., Arnett K.P. & Prabhakar B. The Paradox of Soft Skills versus Technical Skills in is Hiring // Journal of Computer Information Systems. 2004. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08874417.2004.11645818
12. Merlin V.S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. 1981. Vol. 20. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.2753/RPO1061-0405200249
13. Zydziunaite V., Kasperiuniene J., Psaroudakis I., Salvini A. (eds) Professional identity construction in digital times. Pisa, Italy : Pisa University Press. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/338342692_Gen_X_professional_identities

References:

1. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. SPb. : Piter, 2001. 272 p.
2. Zinov'eva L.V. Struktura rolevyh dispozicij podrostkov v prostranstve social'noj turbulentnosti. Novosibirsk : NGPU, 2020. 129 p.
3. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. M. : Pedagogika, 1986. 256 p.
4. Pat. 2625284 Rossijskaya Federaciya, MPK A 61 M 21/00. Sposob ocenki psihosocial'nogo profilya lichnosti / Perevozkina YU.M., Pan'shina L.V., Andronikova O.O., Dmitrieva N.V.; zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VPO Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. № 2016105668; zayavl. 18.02.2016; opubl. 12.07.2017, Byul. № 20. 2 p.
5. Perevozkina YU.M., Zinov'eva L.V. Struktura rolevoj socializacii // V sbornike: Sociokul'turnye problemy sovremennogo cheloveka. 2018. P. 206–214.
6. Perevozkina YU.M., Perevozkin S.B., Pan'shina L.V. Struktura integral'noj individual'nosti upravlencheskih sposobnostej studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Menedzhment» // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017. № 6. P. 124–131.
7. SHCHebetenko A.I. Dva oprosnika struktury nejrodinamicheskogo i psihodinamicheskogo urovnej integral'noj individual'nosti cheloveka (Test-oprosniki tipov nervnoj sistemy i temperamenta) / Uchebnoe posobie. Perm' : Izdatel'stvo POIPKRO, 1994.
8. ABBYY Blog. Digital Intelligence to help you stay ahead. URL: https://www.abbyy.com/blog/ (accessed: 19.05.2021)
9. Ellis M., Kisling E. & Hackworth R.G. Teaching Soft Skills Employers Need // Community College Journal of Research and Practice. 2014. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10668926.2011.567143
10. Jashapara A. & Tai W-C. Understanding the complexity of human characteristics on e-learning systems: an integrated study of dynamic individual differences on user perceptions of ease of use // Knowledge Management Research & Practice. 2006. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1057/palgrave.kmrp.8500099
11. Litecky C.R., Arnett K.P. & Prabhakar B. The Paradox of Soft Skills versus Technical Skills in is Hiring // Journal of Computer Information Systems. 2004. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08874417.2004.11645818
12. Merlin V.S. Problems in the integrated study of individual differences // Soviet Psychology. 1981. Vol. 20. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.2753/RPO1061-0405200249
13. Zydziunaite V., Kasperiuniene J., Psaroudakis I., Salvini A. (eds) Professional identity construction in digital times. Pisa, Italy : Pisa University Press. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/338342692_Gen_X_professional_identities
Опубликован
2021-06-29
Как цитировать
1. Зиновьева Л., Черемисенко Э. РОЛЕВЫЕ ПАТТЕРНЫ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ IT-СФЕРЫ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3. № 2. С. 58-69. URL: http://bppasu.ru/article/view/9766.