РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО СУВЕРЕНИТЕТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Людмила Повстян Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова Email: povstyan1946@mail.ru
  • Айсулу Жауен Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова Email: povstyan1946@mail.ru
  • Айдана Салим Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова Email: povstyan1946@mail.ru
  • Татьяна Волкова Алтайский государственный университет Email: v.t.g@mail.ru
Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, личностное развитие, рефлексия, личностный суверенитет, эстетические впечатления

Аннотация

Представленная статья посвящена теоретическому анализу актуального аспекта решения проблемы личностного развития детей дошкольного возраста. В работе обосновывается необходимость эстетического развития детей в условиях дополнительном образования. Отмечаются технологии занятий с элементами художественной экспрессии, с элементами арт-терапии  как важные для развития суверенной личности ребенка в условиях дополнительного образования. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Людмила Повстян , Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

профессор кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова

Айсулу Жауен , Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин

Айдана Салим , Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин

Татьяна Волкова, Алтайский государственный университет

доцент, зав. кафедрой общей и прикладной психологии

Литература

1. Андрианов М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск : Современное слово, 2005. 208 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 12–25.
3. Аристотель. Сочинение в 4-х томах, т. 4 «Большая этика». М. : Мысль, 1984. 830 с.
4. Бурно М.Е. О краткосрочной терапии творческим самовыражением // Исцеляющее искусство. 2000. № 2. Т. 3. С. 35–53.
5. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / Антология гуманной педагогики. М. : Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1999. С. 30–216.
6. Волкова Т.Г. Образ Я как структурный компонент самосознания виктимной личности // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2–1 (78). С. 54–58.
7. Волкова Т.Г., Любимова О.М., Турганбаева Б.Ш. Психология учебной деятельности и воспитания: учебное пособие. Семей : РИЦ "ZNARDEM", 2019. 107 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. «Психология развития и возрастная психология», М. : Педагогика, 1983. 365 с.
9. Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 3 С. 224–237.
10. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Дошкольное образование: доступность и качество // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 20–37.
11. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. Спб. : Питер, 2002. 368 с.
12. Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: теория, диагностика и развитие. М. : Академический проект, 2000. 240 с.
13. Котова Е. Социальная технология интегрированного образования // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 161–163.
14. Лопаткова И.В. Технология художественного поля в оптимизации условий развития личности особенного ребенка // Актуальные проблемы психологических знаний. 2018. № 4 (49). С. 82–88.
15. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. Самара : Издательский дом «Бахрам-М», 2008. 159 с. .
16. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. Психологическое исследование человека в его бытии. СПб. : Питер. 2008. 400 с.
17. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб : Речь, 2002. 112 с.
18. Повстян Л.А. Системный подход к обоснованию развивающего значения эстетических впечатлений в процессе арт-терапии // Материалы региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, Бийск, 2003. С. 148–155.
19. Повстян Л.А. Проблема интериоризации в процессе системной организации человека // Труды Сибирского института знаниеведения. Барнаул : Изд-во Алтайского госуниверситета, 2004. Выпуск 2. С. 191–195.
20. Повстян Л.А., Лепешев Д.В., Алхатова Т.С. Эволюционное значение эстетических переживаний в воспитательной работе в системе инклюзивного образования // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018. № 1. С. 34–46. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/3894
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. Т. 1. М, : Педагогика, 1989. 488 с.
22. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками // под ред. А.Г. Рузской. М. : Педагогика, 1989. 216 с. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/
23. Токарев А.А., Намаканов Б.А., Добровольский Ю.А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 240–246.
24. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 223 с.
25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М. : УЧПЕДГИЗ, 1953. С. 563–581.
26 . Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. М. : Педагогика, 1974. С. 541−556.
27. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Т. 1. М. : Педагогика, 1998. С. 317–340.
28. Щедровицкий Г.П. // Педагогика и логика. М. : Касталь, 1993. С. 148–155.

References:

1. Andrianov M.A. Filosofiya dlya detej (v skazkah i rasskazah). Minsk : Sovremennoe slovo, 2005. 208 p.
2. Ancyferova L.I. Lichnost' v dinamike: nekotorye itogi issledovaniya // Psihologicheskij zhurnal. 1992. № 5. P. 12–25.
3. Aristotel'. Sochinenie v 4-h tomah, t. 4 «Bol'shaya etika». M. : Mysl', 1984. 830 p.
4. Burno M.E. O kratkosrochnoj terapii tvorcheskim samovyrazheniem // Iscelyayushchee iskusstvo. 2000. № 2. T. 3. P. 35–53.
5. Ventcel' K.N. Teoriya svobodnogo vospitaniya i ideal'nyj detskij sad / Antologiya gumannoj pedagogiki. M. : Izdatel'skij Dom SH. Amonashvili, 1999. P. 30–216.
6. Volkova T.G. Obraz YA kak strukturnyj komponent samosoznaniya viktimnoj lichnosti // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 2–1 (78). P. 54–58.
7. Volkova T.G., Lyubimova O.M., Turganbaeva B.SH. Psihologiya uchebnoj deyatel'nosti i vospitaniya: uchebnoe posobie. Semej : RIC "ZNARDEM", 2019. 107 p.
8. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 6-ti tomah. T. 3. «Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya», M. : Pedagogika, 1983. 365 p.
9. Klopotova E.E., YAglovskaya E.K. Vozrastnye osobennosti proyavleniya doshkol'nikami iniciativy v obrazovatel'noj deyatel'nosti // Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. 2019. № 3 P. 224–237.
10. Klyachko T.L., Semionova E.A., Tokareva G.S. Doshkol'noe obrazovanie: dostupnost' i kachestvo // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2019. T. 1, № 6 (63). P. 20–37.
11. Kopytin A.I. Teoriya i praktika art-terapii. Spb. : Piter, 2002. 368 p.
12. Kossov B.B. Sistemno-stilevaya koncepciya lichnosti: teoriya, diagnostika i razvitie. M. : Akademicheskij proekt, 2000. 240 p.
13. Kotova E. Social'naya tekhnologiya integrirovannogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 2. P. 161–163.
14. Lopatkova I.V. Tekhnologiya hudozhestvennogo polya v optimizacii uslovij razvitiya lichnosti osobennogo rebenka // Aktual'nye problemy psihologicheskih znanij. 2018. № 4 (49). P. 82–88.
15. Motkov O.I. Lichnost' i psihika. Sushchnost', struktura i razvitie. Samara : Izdatel'skij dom «Bahram-M», 2008. 159 p.
16. Nartova-Bochaver S.K. CHelovek suverennyj. Psihologicheskoe issledovanie cheloveka v ego bytii. SPb. : Piter. 2008. 400 p.
17. Orekhova O.A. Cvetovaya diagnostika emocij rebenka. SPb : Rech', 2002. 112 p.
18. Povstyan L.A. Sistemnyj podhod k obosnovaniyu razvivayushchego znacheniya esteticheskih vpechatlenij v processe art-terapii // Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov, studentov i uchashchihsya pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.M. SHukshina, Bijsk, 2003. P. 148–155.
19. Povstyan L.A. Problema interiorizacii v processe sistemnoj organizacii cheloveka // Trudy Sibirskogo instituta znanievedeniya. Barnaul : Izd-vo Altajskogo gosuniversiteta, 2004. Vypusk 2. P. 191–195.
20. Povstyan L.A., Lepeshev D.V., Alhatova T.S. Evolyucionnoe znachenie esteticheskih perezhivanij v vospitatel'noj rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. № 1. P. 34–46. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/3894
21. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. V 2-h tomah. T. 1. M, : Pedagogika, 1989. 488 p.
22. Ruzskaya A.G. Razvitie obshcheniya doshkol'nikov so sverstnikami // pod red. A.G. Ruzskoj. M. : Pedagogika, 1989. 216 p. URL: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/
23. Tokarev A.A., Namakanov B.A., Dobrovol'skij YU.A. Issledovanie formirovaniya soznaniya v doshkol'nom vozraste // Molodoj uchenyj. 2012. № 7. P. 240–246.
24. Ushinskij K.D. Antologiya gumannoj pedagogiki. M. : Izdatel'skij dom SHalvy Amonashvili, 1998. 223 p.
25. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. V 2-h t. T. 1. M. : UCHPEDGIZ, 1953. P. 563–581.
26 . Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. V 2-h t. T. 2. M. : Pedagogika, 1974. P. 541−556.
27. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya. V 6-ti t. T. 1. M. : Pedagogika, 1998. P. 317–340.
28. SHCHedrovickij G.P. // Pedagogika i logika. M. : Kastal', 1993. P. 148–155.
Опубликован
2021-06-29
Как цитировать
1. Повстян Л., Жауен А., Салим А., Волкова Т. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО СУВЕРЕНИТЕТА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3. № 2. С. 93-105. URL: http://bppasu.ru/article/view/9770.