НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЛИЗНЕЦОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.95

  • Олеся Владимировна Мясникова Алтайский государственный университет Email: myasnikova_olesya@mail.ru
  • Анна Сергеевна Кузьмина Алтайский государственный университет Email: annakuz87@yandex.ru
Ключевые слова: близнецы, нейропсихологические особенности, близнецовая ситуация развития, нейропсихологическая диагностика, дошкольники

Аннотация

Работа посвящена изучению нейропсихологической специфики детей-близнецов дошкольного возраста. Недостаток имеющихся на данный момент знаний о том, какими особенностями обладают близнецы, и одновременно растущий процент таких детей в популяции ставят вопросы о близнецовой ситуации развития на все более высокий уровень актуальности в настоящее время. О том, что близнецовая ситуация развития накладывает свой отпечаток на процесс развития ребенка, исследователи говорят сравнительно давно. Однако работ по изучению близнецов как самостоятельного феномена оказывается недостаточно, что мешает организации более квалифицированного подхода к разработке развивающих и коррекционных программ для детей. Целью настоящего исследования являлось изучение нейропсихологических особенностей близнецов. По результатам проведенной работы выявлено наличие различий между близнецами внутри пары, характеризующихся своеобразием сочетания. Кроме того, обнаружены некоторые особенности внутрипарных отношений близнецов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Олеся Владимировна Мясникова, Алтайский государственный университет

Студентка 4 курса, кафедра клинической психологии

Анна Сергеевна Кузьмина, Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент

Литература

1. Близнецы. Двойняшки. Занимательная статистика. URL: http://bddb.narod.ru/stat.html
2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
3. Дьяченко С.В., Горчакова Н.М. Особенности сиблинговой позиции у близнецов // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2014. Т. 2. С. 93–100.
4. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 111–135.
5. Заззо Р. Стадии психического развития ребенка // Развитие ребенка : пер. с англ. / под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М. : Просвещение, 1968. С. 131–161.
6. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. 94 с.
7. Мухаметзянова Ф.Г., Зайнетдинов А.Ш., Мустафина Р.З., Фатыхова А.Л. О проблемах инклюзивного образования в близнецовой ситуации // Инклюзия в образовании. 2016. № 3 (3). С. 101–106.
8. Орлова О.С., Печенина В.А.. Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивных технологий // Специальное образование. 2014. № 4. С. 50–54.
9. Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А., Рехлова А.И. Взаимосвязь психологических границ и статусов эго-идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 184–189.

References:
1. Bliznecy. Dvojnyashki. Zanimatel'naya statistika. URL: http://bddb.narod.ru/stat.html
2. Vygotskij L. S. Problemy obshchej psihologii. M. : Pedagogika, 1982. 504 p.
3. D'yachenko S.V., Gorchakova N.M. Osobennosti siblingovoj pozicii u bliznecov // Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPbGU. 2014. T. 2. P. 93–100.
4. Zazzo R. Psihicheskoe razvitie rebenka i vliyanie sredy // Voprosy psihologii. 1967. № 2. P. 111–135.
5. Zazzo R. Stadii psihicheskogo razvitiya rebenka // Razvitie rebenka : рer. s angl. / рod red. A.V. Zaporozhca, L.A. Vengera. M. : Prosveshchenie, 1968. P. 131-161.
6. Luriya A.R., YUdovich F.YA. Rech' i razvitie psihicheskih processov u rebenka. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1956. 94 p.
7. Muhametzyanova F.G., Zajnetdinov A.SH., Mustafina R.Z., Fatyhova A.L. O problemah inklyuzivnogo obrazovaniya v bliznecovoj situacii // Inklyuziya v obrazovanii. 2016. № 3 (3). P. 101–106.
8. Orlova O.S., Pechenina V.A.. Osobennosti rechevogo razvitiya detej-bliznecov, rodivshihsya v rezul'tate vspomogatel'nyh reproduktivnyh tekhnologij // Special'noe obrazovanie. 2014. № 4. P. 50–54.
9. SHamshikova E.O., SHamshikova O.A., Rekhlova A.I. Vzaimosvyaz' psihologicheskih granic i statusov ego-identichnosti u odnopolyh bliznecov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 3. P. 184–189.
Опубликован
2020-03-18
Как цитировать
1. Мясникова О. В., Кузьмина А. С. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЛИЗНЕЦОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2. № 01. С. 61-70. URL: http://bppasu.ru/article/view/7540.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)