ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТОВ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Светлана Егорихина Федеральное государственное бюджетное учреждение науки, «Вологодский научный центр Российской академии наук» Email: 07leto@mail.ru
Ключевые слова: аспирантура, компетенции, формирование педагогических компетенций

Аннотация

На современном этапе развития высшего образования подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре осуществляется не только для науки, но и для образования. Поэтому формирование необходимых компетенций, в том числе и педагогических, у выпускников аспирантуры является важной составляющей образовательного процесса. В статье представлен опыт работы по формированию педагогических компетенций у аспирантов Вологодского научного центра РАН в условиях реализации ФГОС ВО по направлению подготовки 38.06.01 Экономика. Практическая значимость работы заключается в том, что данный опыт может быть использован в практике обучения аспирантов для совершенствования образовательного процесса в научных организациях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Светлана Егорихина , Федеральное государственное бюджетное учреждение науки, «Вологодский научный центр Российской академии наук»

Младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие 

Литература

Список литературы:

1. Егорихина С.Ю. Совершенствование педагогической подготовки аспирантов // Образовательные технологии. 2020. № 2. С. 105–113.
2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М. : Национальное образование, 2012. 416 с.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с.
6. Муратова Е.И., Попов А.И., Ракитина Е.А. Технология формирования готовности выпускников аспирантуры к преподавательской деятельности // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 52–59.
7. Рабочая программы дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» по направлению подготовки 38.06.01 Экономика. URL: http://noc.volnc.ru/uploads/fragment_page_files/2021/03/16394.pdf
8. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учебное пособие. Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
9. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8/9. С. 5–21.
10. Шумилова О.Н., Горохов В.А., Литвинчук В.И. Формирование педагогической компетентности выпускников аспирантуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 301–304.
11. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность. Взгляд методиста на актуальную проблему лингводидактики // Русский язык за рубежом. 2008. № 5. С. 14–20. URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/2008/5_(210)
12. Яковлева Е.В. Опыт подготовки аспирантов в вузе к преподавательской деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 6. С. 210–222. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-6-93-19
13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

References:

1. Egorihina S.YU. Sovershenstvovanie pedagogicheskoj podgotovki aspirantov // Obrazovatel'nye tekhnologii. 2020. № 2. P. 105–113.
2. Efremova N.F. Kompetencii v obrazovanii: formirovanie i ocenivanie. M. : Nacional'noe obrazovanie, 2012. 416 p.
3. Zeer E.F., Symanyuk E. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. P. 23–30.
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii – novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5. P. 34–44.
5. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M. : Znanie, 1996. 308 p.
6. Muratova E.I., Popov A.I., Rakitina E.A. Tekhnologiya formirovaniya gotovnosti vypusknikov aspirantury k prepodavatel'skoj deyatel'nosti // Alma-mater (Vestnik vysshej shkoly). 2017. № 1. P. 52–59.
7. Rabochaya programmy discipliny «Psihologiya i pedagogika vysshej shkoly» po napravleniyu podgotovki 38.06.01 Ekonomika. URL: http://noc.volnc.ru/uploads/fragment_page_files/2021/03/16394.pdf (data obrashcheniya: 10.01.2021).
8. Troyanskaya S.L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izdatel'skij centr «Udmurtskij universitet», 2016. 176 p.
9. CHuchalin A.I. Podgotovka aspirantov k pedagogicheskoj deyatel'nosti v vysshej shkole // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 8/9. P. 5–21.
10. SHumilova O.N., Gorohov V.A., Litvinchuk V.I. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti vypusknikov aspirantury // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019. T. 8. № 1 (26). P. 301–304.
11. SHCHukin A.N. Kompetenciya ili kompetentnost'. Vzglyad metodista na aktual'nuyu problemu lingvodidaktiki // Russkij yazyk za rubezhom. 2008. № 5. P. 14–20. URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/2008/5_(210)
12. YAkovleva E.V. Opyt podgotovki aspirantov v vuze k prepodavatel'skoj deyatel'nosti // Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 6. P. 210–222. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-6-93-19
13. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. P. 58–64.
Опубликован
2021-06-29
Как цитировать
1. Егорихина С. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТОВ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3. № 2. С. 40-50. URL: http://bppasu.ru/article/view/9764.