http://journal.asu.ru/wv/issue/feed НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ 2022-03-18T15:20:29+07:00 Prof. Dashkovkiy Petr dashkovskiy@fpn.asu.ru Open Journal Systems <p style="text-align: justify;"><strong>ISSN 2542-2332 (Print), ISSN 2686-8040 (Online)</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>ЖУРНАЛ&nbsp;</strong><strong>«НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»</strong></p> <p style="text-align: justify;">Учредителем журнала является кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г.&nbsp; как сборник научных статей, с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии».&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">В журнале представлены результаты изучения этнокультурных и этнорелигиозных процессов, протекавших в Евразии от эпохи древности до современности.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=7574" target="_blank" rel="noopener">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства науки и высшего образования, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в&nbsp;<a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=64275">РИНЦ&nbsp;</a>как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Журнал "Народы и религии Евразии" индексируется в агрегаторах и базах библиографической информации:<br><a href="https://dbh.nsd.uib.no/publiseringskanaler/erihplus/periodical/info?id=496745">ERIH PLUS</a>, DOAJ, EBSCO, <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=64275" target="_blank" rel="noopener">E-Library.ru</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/narody-i-religii-evrazii?i=1074735" target="_blank" rel="noopener">CyberLeninka</a>, OAIsters, ROAR, ROARMAP, OpenAIRE, BASE, ResearchBIB, Socionet, Scholarsteer, World Catalogue of Scientifc Journals, Scilit, Journals for Free, Journal TOC, OAIster, OCLC-WolrdCat, Socolar, JURN, JournalGuid.</strong></p> <p style="text-align: justify;">Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства: ПИ № ФС 77 – 78911 от 07.08.2020 г.</p> <p style="text-align: justify;">Периодичность издания: 4 выпуска в год. Статьи принимаются на русском и английском языках. Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование.&nbsp;&nbsp;Публикуются цветные иллюстрации. Каждой статье присваивается индекс DOI. журнал издается в печатном и электронном виде.</p> <p style="text-align: justify;">Публикация в журнале абсолютна бесплатна.</p> http://journal.asu.ru/wv/article/view/11114 К вопросу о смысловом значении графических изображений на стенах тронного зала в дворцовом комплексе города Кулан (VIII-IX вв.) 2022-03-18T15:18:20+07:00 К. М. Байпаков galina-ternovaya@yandex.ru Г. А. Терновая galina-ternovaya@yandex.ru С. Ш. Акылбек s.akylbek@hotmail.com <p>В статье рассматриваются граффити на стенах помещения 3 во дворце средневекового города Кулан. Это помещение выполняло функции «тронного зала». Часть гравировок выполнена в стилистике, близкой к раннетюркской графике, зафиксированной в наскальном творчестве. Группы рисунков образуют единую композицию. Прослеживается последовательность построения изобразительных рядов — справа налево в соответствии с написанием и чтением рунических надписей. Здесь представлены знаки-тамги, портретные изображения людей, зооморфные образы. На юго-западной стене показаны исторические события, связанные с завоеванием власти. В центре запечатлен тюркский воин, передающий знамя своему повелителю, в правой части стены — правитель с супругой. На северо-западную стену за «почетным местом» нанесено изображение символа тюркского племени — бегущей собаки. Возможно, этот образ связан с представлениями о Небесном псе-защитнике, творце всего растущего, медиаторе между миром людей и Небом. На юго-восточной стене изображена крупная птица — павлин, в образе которой отображены представления о космической птице. Знаки-тамги и данные письменных источников позволяют связать изображения с конкретными историческими событиями, произошедшими в жизни города Кулан в VIII в.</p> 2022-03-18T08:33:38+07:00 Copyright (c) 2022 К. М. Байпаков , Г. А. Терновая , С. Ш. Акылбек http://journal.asu.ru/wv/article/view/11115 Колчаны у средневекового населения Кузнецкой котловины 2022-03-18T15:18:30+07:00 М. Г. Сулейменов i1ushin1963@mai1.ru А. М. Илюшин ilushin1963@mail.ru <p>Работа посвящена исследованию вооружения средневекового населения Кузнецкой котловины. Описываются и обобщаются случаи обнаружения колчанов в средневековых погребальных комплексах на территории Кузнецкой котловины. Эта категория предметов слабо исследована, что объясняется их плохой сохранностью и, как следствие, малой базой источников. По материалу изготовления и форме колчанов осуществляется первичная классификация находок, чья конструкция сохранилась практически полностью или может быть реконструирована. Выделены две группы и три типа берестяных колчанов. По датировке памятников, на которых были найдены колчаны, гипотетично определены периоды бытования каждого типа колчанов на территории Кузнецкой котловины. Конические колчаны с карманом бытовали в конце I тысячелетия и развитом Средневековье. Конические и цилиндрические колчаны с горизонтальным верхом использовались в развитом Средневековье. Выделенным типам колчанов приводится широкий круг аналогий из памятников раннего и развитого Средневековья сопредельных и удаленных регионов Центральной Азии. Фиксируется схожая динамика развития аналогичных типов колчанов на других территориях. Исследованные колчаны входят в предметный комплекс второй стадии развития саратовской (вторая половина VIII-X вв.) и шандинской археологической культуры (XI-XIV вв.).</p> 2022-03-18T08:57:26+07:00 Copyright (c) 2022 М. Г. Сулейменов , А. М. Илюшин http://journal.asu.ru/wv/article/view/11116 Комплекс украшений кочевников Северного Алтая эпохи Великого переселения народов (по материалам памятника Карбан-1) 2022-03-18T15:18:41+07:00 Н. Н. Серегин nikolay-seregin@mail.ru М. А. Демин mademin52@mail.ru С. С. Матренин matrenins@mail.ru <p>Статья посвящена публикации результатов изучения серии украшений, обнаруженных в ходе раскопок погребений булан-кобинской культуры памятника Карбан-1. Данный комплекс, расположенный в Чемальском районе Республики Алтай, частично исследован в 1989-1990 гг. Полученная коллекция изделий из четырех мужских (курганы № 9, 11, 14, 33), двух женских (курганы № 10, 15) и одного детского (курган № 19) захоронений представлена разнообразными предметами, которые использовались для декоративного оформления прически, головных уборов и верхней плечевой одежды. Осуществлен анализ блях-нашивок (6 экз.), серег (2 экз.), подвесок (2 экз.), накосников (2 экз.), бусин (43 экз.) и гривны. Установлено, что рассматриваемые изделия имеют значительное количество аналогий в сопроводительном инвентаре погребений, исследованных на территории Северного Алтая. Выявленные общие и единичные случаи размещения бус свидетельствуют об их использовании преимущественно в качестве подвесок и реже как нашивок на женский головной убор. Зафиксированная вариабельность состава украшений в захоронениях некрополя Карбан-1, очевидно, демонстрирует специфику прижизненного статуса умерших людей. Анализ хронологически информативных морфологических признаков изделий позволяет определить датировку большинства предметов в рамках сяньбийского времени (II — первая половина IV в. н.э.).</p> 2022-03-18T08:57:03+07:00 Copyright (c) 2022 Н. Н. Серегин , М. А. Демин , С. С. Матренин http://journal.asu.ru/wv/article/view/11117 «Брактеаты» и «индикации» в контексте монетной традиции Великого Шелкового пути (на примере находки 1989 г. в Сиане) 2022-03-18T15:18:50+07:00 Д. П. Шульга alkaddafa@gmail.com П. И. Шульга shulgapi55@yandex.ru <p>В предлагаемой статье публикуется малоизвестный оттиск из золотой фольги из Китая — подражание византийской монете, предположительно Анастасия I. Рассматриваются другие находки такого рода и терминология монетовидных изделий, которые разделяются на три группы: золотые монеты весом около 4,5 г; облегчённые копии византийских монет, называемые подражаниями; оттиски византийских монет, называемые индикациями.</p> <p>К настоящему времени в Китае обнаружено более сотни указанных выше изделий, именуемых китайскими исследователями «брактеатами». Первоначально там предполагалось, что золотые византийские монеты и их производные поставлялись посольствами напрямую из Византии. Однако по мере накопления материалов стало очевидно, что золотые солиды перемещали по Азии не столько дипломатические миссии, сколько торговцы Великого Шелкового пути.</p> <p>По мнению авторов данной статьи, в VI-VIII вв. до н. э. византийские монеты, подражания и индикации могли использоваться по-разному. Вероятно, значительная часть их была связана с погребальным обрядом, но едва ли это были своего рода «оболы Харона». Не исключено, что они использовались в обыденной жизни Китая как платёжное средство, украшения и статусные изделия.</p> 2022-03-18T09:07:02+07:00 Copyright (c) 2022 Д. П. Шульга , П. И. Шульга http://journal.asu.ru/wv/article/view/11118 Религиозные процессы на территории Монголии (по результатам социологического исследования) 2022-03-18T15:19:11+07:00 П. К. Дашковский dashkovskiy@fpn.asu.ru М. Гантуяа gantuyam@outlook.com Е. А. Шершнева D2703@yandex.ru И. Бүрэнөлзий gantuyam@outlook.com <p>В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в рамках российско-монгольского проекта в 2020 г. на территории Монголии. В ходе исследования была сделана попытка оценить религиозную ситуацию на территории Монголии и выявить степень вовлеченности жителей страны в религиозную жизнь, а также восприятие ими государственной конфессиональной политики.</p> <p>Выборка исследования — 362 человека. При этом в число опрошенных попало значительное количество респондентов, которые приехали на учебу или на работу из разных районов страны. 73% респондентов считают, что человеку необходимо быть верующим. Однако 46% опрошенных посещают культовые места очень редко, а 22% не соблюдают вообще никаких религиозных обрядов. Данный факт свидетельствует о достаточно слабой вовлеченности респондентов в религиозную жизнь, в том числе и буддийской сангхи. Исследвоания показали, что на территории Монголии преобладающей конфессией является буддизм, который рассматривается как часть национальной культуры монгольского народа. Со стороны государства предпринимаются меры по поддержке&nbsp;буддийского института как элемента национальной идентичности. Данные меры приводят к популяризации буддизма среди населения Монголии.</p> <p>По мнению респондентов, важную роль в выстраивании межконфессионального диалога должно играть государство, задачей которого является контроль за деятельностью религиозных организаций. Установлено, что в монгольском обществе преобладают стереотипы, связанные с религиозными традициями. Так, большинство респондентов связывают ислам с проявлениями экстремизма. При этом следует отметить, что Монголия является страной с достаточно низким уровнем распространения экстремистского мировоззрения. Оценка развития межконфессиональной ситуации в Монголии требует дальнейшего наблюдения. Достаточно большой процент респондентов отметили, что межконфессиональная ситуация на территории Монголии не может считаться абсолютно стабильной. Усиление роли буддийской сангхи в политической и культурной жизни страны требует её оценки в выстраивании межконфессиональных отношений в регионе.</p> 2022-03-18T09:18:13+07:00 Copyright (c) 2022 П. К. Дашковский , М. Гантуяа , Е. А. Шершнева , И. Бүрэнөлзий http://journal.asu.ru/wv/article/view/11119 Обзоры областей центральноазиатских окраин Российской империи как источник информации о населении конца XIX — начала XX в. (на примере Акмолинской области) 2022-03-18T15:19:23+07:00 А. А. Еремин eremin.alexey@mail.ru <p>Целью статьи является изучение обзоров областей в качестве источника статистических сведений о социально-демографических характеристиках населения централь-ноазиатских национальных окраин Российской империи. Хронологические рамки работы охватывают период 1870-1914 гг. Основным источником информации для исследования выступил портал Электронной библиотеки Государственной публичной исторической библиотеки России, предоставляющий открытый доступ к большой коллекции оцифрованных версий обзоров губерний и областей Российской империи. Динамика обзоров рассматривается на материалах Акмолинской области — одном из ярких представителей изучаемого макрорегиона.</p> <p>В статье анализируется структура обзоров и место в ней разделов о населении, определяются наличие и наполненность табличного статистического материала, исследуются наборы показателей, характеризующие численность населения и его распределения по полу, типам расселения, плотности, сословиям, вероисповеданиям, национальностям, а также показатели движения населения. Делаются выводы о существенной и нелинейной эволюции обзоров Акмолинской области в части сведений о населении, возможностях применения этого источника в деле реконструкции социально-демографической картины рубежа XIX-XX вв.</p> 2022-03-18T09:23:56+07:00 Copyright (c) 2022 А. А. Еремин http://journal.asu.ru/wv/article/view/11120 Женские образы нижнего мира в традиционных мифологических представлениях удмуртов 2022-03-18T15:19:32+07:00 М. В. Сухова salamramaswami@gmail.com <p>Статья выполнена в рамках антрополого-этнографического исследования традиционной мифологии удмуртов. В статье дана характеристика двух категорий женских мифологических персонажей, локализованных в подземно-подводном, лесном мире — богинь-покровительниц природных стихий (Вумумы'и Музъеммумы) и лесных духов (кукри-баба, обыда, египеча, жена тэлькузё, калмык-кышно, женщина-мун-чомурт, вумурт-кышно).</p> <p>Основой стали полевые материалы, собранные в 1997-2020 гг. среди сельских и городских удмуртов, а также фольклорные тексты и исследовательские работы этнографов конца XIX — начала XX в.</p> <p>Представления о внешнем облике женских персонажей нижнего мира в удмуртском традиционном мировоззрении сохранились по-разному. Внешний облик мумы проследить почти невозможно, что связано с архаичностью образов. Достаточно низка и степень выраженности этих образов в современной вербальной традиции. Являясь воплощением природных стихий, они максимально сакрализуются и отдаляются от человеческой повседневности. Лесные духи кышно, напротив, быстро адаптируются к современным социальным реалиям. Они в большей степени связаны с важнейшей социальной функцией инициации, поэтому они по-прежнему более близки человеку.</p> 2022-03-18T09:29:23+07:00 Copyright (c) 2022 М. В. Сухова http://journal.asu.ru/wv/article/view/11121 Социально-экономическая жизнь русской эмиграции в Синьцзяне до 1930-х г. 2022-03-18T15:19:41+07:00 Л. Лю liulej@yandex.ru <p>Целью статьи является изложение результатов исследования особенностей деятельности, осуществлявшейся русскими эмигрантами на территории Синьцзяна в ХIХ-ХХ вв. Основное внимание было уделено периоду, предшествовавшему революции, а также последующим двум десятилетиям. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью быта русских эмигрантов и влияния, оказываемого ими на население Синьцзяна. Основными источниками информации по данной теме служат архивные материалы и работы, посвященные описанию жизни русской эмиграции. Работа основана на комплексном, междисциплинарном подходе к изучению прошлого.</p> <p>До 1917 г. деятельность русских на территории Синьцзяна осуществлялась под защитой императорских консулов. До революции поток эмиграции был незначительным, но именно в это время была создана инфраструктура будущего русского анклава, что исключило необходимость создавать ее заново после событий 1917 г. Однако, даже несмотря на это, белоэмигранты сталкивались с большими трудностями, которые преимущественно заключались в безработице и сложностях в обустройстве быта. Кроме того, культурная среда, в которой они оказались, принадлежала к среднеазиатскому типу, что делало ее во многом отличной от привычной им. Вследствие этого фактора адаптация к новым условиям во многом зависела и от возможности отдельных семей, и от социальных установок. Однако день за днём русские эмигранты становились неотъемлемой частью социального ландшафта Синьцзяна.</p> 2022-03-18T09:35:38+07:00 Copyright (c) 2022 Л. Лю http://journal.asu.ru/wv/article/view/11122 Образ представителя раннего аскетизма в «Кисса-и Ибрахим ибн Адхам» 2022-03-18T15:20:04+07:00 Г. М. Молотова gmolotova@mail.ru <p>В статье рассматривается жизнедеятельность Ибрахима ибн Адхама, одного из представителей раннего суфизма. Сведения о второй половине его жизни вошли в «Тазки-рату-л-авлийа'» Фарид ад-дина 'Аттара Нишапури, «Наса'им ал-махаббат мин шама'им ал-футувват» Низам ад-дин «Али Шира Нава'и, «Кисса-и Ибрахим ибн Адхам». Выявлен перевод на уйгурский язык труда «Тазкирату-л-авлийа'» в ХУ1 в. В отличие от «Таз-кира» в повествовании освещена и первая половина жизни Ибрахима ибн Адхама. Автором выбран более полный список рукописи «Кисса-и Ибрахим ибн Адхам». На основе данных из перечисленных источников раскрыт образ жизни Ибрахима ибн Ад-хама как представителя раннего аскетизма. В процесс исследования привлечены также литографические издания, осуществленные в конце ХIХ — начале ХХ в. Установлено, что Ибрахим ибн Адхам придерживался всех трех видов зухд (воздержания), которым следовали суфии. Он вел обособленный от общества образ жизни, целиком посвятив себя служению Создателю. Его жизнедеятельность стал примером для его последователей. Ибрахим ибн Адхам послужил прототипом для создания образа благочестивого суфия. В мусульманском мире он почитался как святой. Многочисленность версий и списков рукописи «Кисса» служит показателем его популярности.</p> 2022-03-18T09:48:16+07:00 Copyright (c) 2022 Г. М. Молотова http://journal.asu.ru/wv/article/view/11123 Древлеправославие в имперском дискурсе российской государственности 2022-03-18T15:20:12+07:00 И. В. Куприянова irinak-63@mail.ru <p>Аннотация. В статье дается сравнительный анализ интеграционных возможностей обеих ветвей русского православия: как древней русской национальной версии, так и универсальной версии, сформировавшейся в ходе церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Актуальность темы обусловлена наличием исторических параллелей между современностью и реалиями XVII в. В частности, проблема реинтеграции той или иной части постсоветского пространства во многом связана с реализацией имперских амбиций Московской Руси. В данном аспекте огромное значение приобретает идеологическая основа этого процесса. На современном этапе, как и в историческом прошлом, эту роль может выполнить православие как базовый компонент русской цивилизации.</p> <p>Исторический опыт показывает, что для реализации интеграционных устремлений одинаково важно предлагать проекты, привлекательные для всех сторон, вовлеченных в этот процесс, оставляя место для их культурной самобытности, в какой бы форме она ни появлялась, при одновременном обеспечении развития надэтнических скрепляющих основ. В этой ситуации можно использовать опыт русского народа в создании имперского пространства, центральной движущей силой которого было продвижение православного христианства в его различных версиях для адаптации разнородных идентичностей, значений и идеологий. Если всеобщее православие сыграло свою интегрирующую роль на западных рубежах Российской империи по отношению к братским восточнославянским христианизированным народам (что в значительной степени оправдывает как саму церковную реформу, так и издержки, понесенные в ходе нее), то его древняя русская национальная версия показала свою скрытую имперскую сущность на восточных территориях, объединяя вокруг себя этнические группы с более сакрализованным сознанием. В этом процессе ключевым ассимилятивным свойством старообрядцев явилась архаичная природа их религиозности, которая приближает ее к дохристианскому мировоззрению.</p> 2022-03-18T09:54:06+07:00 Copyright (c) 2022 И. В. Куприянова http://journal.asu.ru/wv/article/view/11124 Православная пресса на Дальнем Востоке России на рубеже 1990-2000-х гг. 2022-03-18T15:20:21+07:00 С. М. Дударенок dudarenoksv@gmail.com <p>Аннотация. Целью данной статьи является анализ места и роли православной прессы в медиапространстве Российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. Религиозная журналистика, активно развивавшаяся с начала 1990-х гг. и имеющая два основных направления — светское и конфессиональное, — сыграла значительную роль в возрождении православной религиозной жизни на Дальнем Востоке России, в пропаганде религиозных ценностей и становлении церковных институтов. Хронологические рамки работы охватывают 1990-е — начало 2000-х гг. Основными источниками исследования выступают существовавшие на территории Российского Дальнего Востока в 1990-е — начале 2000-х гг. православные периодические издания и полевой дневник автора, составленный на основе бесед со священнослужителями и журналистами, пишущими на религиозные темы. Работа основывается на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования опирается на сравнительно-исторический метод и метод научного описания.</p> <p>Российский Дальний Восток за годы советской власти стал самым секулярным регионом на всей территории СССР. Возрождение православной религиозной традиции на Российском Дальнем Востоке в 1990-е гг. вызвало к жизни не только рост религиозных общин и верующих, но и создание собственных конфессиональных СМИ, в первую очередь газет и журналов. Отличительной особенностью дальневосточных православных газет являлся их апологетический и миссионерский характер: утверждение своего религиозного вероучения и критика его оппонентов (апологетика), выполнение задачи привлечения новых верующих или дополнительного религиозного просвещения тех, кто уже является сторонником данной конфессии (миссионерство).</p> <p>Основной задачей дальневосточной епархиальной православной периодики в 1990-е — начале 2000-х гг. являлась ликвидация «православной безграмотности» — православное просвещение и формирование христианского мировоззрения. Целевая аудитория таких изданий была рассчитана на «православных неофитов», которым нужны были «подсказки» для построения собственной «идеальной православной жизни».</p> 2022-03-18T09:59:27+07:00 Copyright (c) 2022 С. М. Дударенок http://journal.asu.ru/wv/article/view/11125 Мусульманские подданные в имперской практике по аккультурации кавказских инородцев: исторический опыт Дагестана конца XIX - начала ХХ в. (на примере системы образования) 2022-03-18T15:20:29+07:00 О. Б. Халидова o.khalidova2011@mail.ru М. И. Абдулаева mady.62@mail.ru <p>Аннотация. Современные реалии относительно образовательной политики в регионах диктуют необходимость руководствоваться многими нюансами в России. Важность образования для инородцев воспринималась и как одна из важнейших частей политики Российской империи на периферии, главной функцией которой являлось огосударствление народов окраин. Учитывая тот факт, что в дореволюционной России «национальная школа» рассматривалась как русская национальная школа, очевидно, что наличие школ других народов, у которых русский язык не являлся материнским, не могло иметь места. Исходя из этого целью данной статьи является рассмотрение вопросов, связанных с политикой аккультурации на национальной периферии путем введения государственного языка — русского во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в области образования.</p> <p>Географическим ареалом для исследования был выбран Дагестан как инокультур-ный регион, в котором подавляющее население исповедовало ислам, а система образования испокон веков представляла собой обширную сеть мусульманских религиозных школ. В изучаемое нами время последние стали частью «мусульманского вопроса» в контексте общего развития Кавказского региона. Предпринятые попытки претворения политики тандема «школа — религия», суть которой было устремить иноверцев к христианско-русскому будущему путем учреждения инородческих школ и церковноприходского образования не привели к положительным результатам.</p> <p>Хронологические рамки работы охватывают конец XIX — начало XX в. Выбор таких временных границ вызван особенностями в политическом развитии России в условиях пореформенной имперски-либеральной модели и выстраиванием новых взаимоотношений с мусульманской частью населения окраины. Как результат было выработано направление, сочетающее лояльно-деликатное отношение властей, с одной стороны,&nbsp;и проявление осторожности в отношении исламской жизни в крае — с другой, имевшее место на протяжении всего изучаемого авторами периода вплоть до революции 1917 г.</p> 2022-03-18T10:05:14+07:00 Copyright (c) 2022 О. Б. Халидова, М. И. Абдулаева