http://journal.asu.ru/wv/issue/feedНАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ2023-12-18T12:13:37+07:00Prof. Dashkovkiy Petrdashkovskiy@fpn.asu.ruOpen Journal Systems<p style="text-align: justify;"><strong>ISSN 2542-2332 (Print), ISSN 2686-8040 (Online)</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>ЖУРНАЛ </strong><strong>«НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»</strong></p> <p style="text-align: justify;">Учредителем журнала является кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г. как сборник научных статей, с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии». </p> <p style="text-align: justify;">В журнале представлены результаты изучения этнокультурных и этнорелигиозных процессов, протекавших в Евразии от эпохи древности до современности.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=7574" target="_blank" rel="noopener">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства науки и высшего образования, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в <a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=64275">РИНЦ </a>как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Журнал "Народы и религии Евразии" индексируется в агрегаторах и базах библиографической информации:</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>SCOPUS (включен в 2024 г.), <a href="https://dbh.nsd.uib.no/publiseringskanaler/erihplus/periodical/info?id=496745">ERIH PLUS</a>, DOAJ, <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=64275" target="_blank" rel="noopener">E-Library.ru</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/narody-i-religii-evrazii?i=1074735" target="_blank" rel="noopener">CyberLeninka</a>, OAIsters, ROAR, ROARMAP, OpenAIRE, BASE, ResearchBIB, Socionet, World Catalogue of Scientifc Journals, Scilit, Journal TOC, OAIster, OCLC-WolrdCat.</strong></p> <p style="text-align: justify;">Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства: ПИ № ФС 77 – 78911 от 07.08.2020 г.</p> <p style="text-align: justify;">Периодичность издания: 4 выпуска в год. Статьи принимаются на русском и английском языках. Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование. Публикуются цветные иллюстрации. Каждой статье присваивается индекс DOI. журнал издается в печатном и электронном виде.</p> <p style="text-align: justify;">Публикация в журнале абсолютна бесплатна.</p>http://journal.asu.ru/wv/article/view/14407Сандиякское городище — памятник раннего Средневековья бассейна Камы2023-12-18T12:13:36+07:00О. А. Казанцеваkazantsevaolga@yandex.ru<p><span class="font16">В статье рассматриваются результаты рекогносцировочных работ на Сандиякском городище в Куединском районе Пермской области, проведенные Бардымским отрядом Камско-Вятской археологической экспедиции Удмуртского государственного университета (УдГУ, Ижевск) под руководством автора публикации. Памятник датирует</span><span class="font16">ся</span><span class="font16"> IV-VIII вв. Источниками работы являются неопубликованные материалы археологических раскопок 1987 г. Представлены результаты исследования массового материала — лепной керамики и описание вещевого инвентаря, определено место городища среди древних объектов Прикамья.</span></p> <p><span class="font16">На основе сравнительно-статистического и стилистического метода Е. В. Волковой (ИА РАН, Москва), применяемых в исследовании лепной глиняной посуды, высказана мысль о двух комплексах керамики на памятнике: бахмутинском и посуде кушна-ренковского типа как предмете импорта, а также посуде — подражании ей. Даны результаты остеологического анализа костей животных. Городище, расположенное в лесной зоне Предуралья, вероятно, оставлено смешанным в этническом плане населением.</span></p>2023-12-15T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 О. А. Казанцеваhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14410Каменный жезл с человеческой личиной из погребения в курганной группе Майское V 2023-12-18T12:13:36+07:00С. В. Захаровzaharov_sv_69@mail.ru<p>Публикуется новая находка человеческого изображения на каменном стержне, происходящая из грунтового погребения (могила № 3) близ села Майское (Восточный Казахстан), перекрытого позже курганной насыпью сакского могильника Майское V. Приводится подробное описание самого изделия и антропоморфной личины на нем. В совокупности с материалами соседней грунтовой могилы № 2 изделие датируется поздним неолитом, хронологическим горизонтом бытования комплексов исаковской и серовской традиций погребений Прибайкалья. В качестве ближайших аналогий рассматриваются скульптурное изображение на костяном стрежне из поселения Танай 4а и каменные скульптуры с поселения Самусь IV. Прослежены общие черты в форме заготовок, определяющих архитектонику образов, в трактовке и приемах изображения отдельных элементов человеческих изображений. Все рассмотренные аналогии происходят с территории Обь-Иртышского бассейна и связаны с местными культурами финала каменного века, либо, как самусьская культура, уходящими своими корнями в местную неолитическую среду. Несмотря на уникальность образов, они имеют ряд общих черт и признаков, которые позволяют считать эти антропоморфные изображения принципиально схожими и созданными в рамках некоей общей культурно-художественной традиции в разных вариантах и на разных этапах ее воплощения.</p>2023-12-16T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 С. В. Захаровhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14413Социальная планиграфия некрополя предтюркского времени Чобурак-I (Северный Алтай)2023-12-18T12:13:36+07:00Н. Н. Серегинnikolay-seregin@mail.ruС. С. Матренинmatrenins@mail.ru<p>Статья посвящена социальной интерпретации особенностей внутренней планировки некрополя предтюркского времени Чобурак-I. Данный могильник локализован в составе разновременного комплекса, расположенного на правом берегу Катуни, близ с. Еланда в Чемальском районе Республики Алтай. Он включает 12 непотревоженных курганов, которые были раскопаны археологической экспедицией Алтайского государственного университета под руководством одного из авторов статьи. Установлено, что большинство элементов планиграфии исследованного памятника отражают универсалии погребальной практики населения булан-кобинской культуры Алтая последней четверти I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э. К таковым относятся размещение курганов на небольшом участке несколькими плотными рядами, вытянутыми по меридиональному направлению со значительным отклонением, раздельная локализация могил мужчин и женщин. Выявлено отсутствие влияния возрастного фактора на локализацию погребений взрослых людей обоего пола. Показательной характеристикой некрополя выступает расположение захоронений мужчин с разным прижизненным социальным статусом в рамках трех отдельных групп курганов.</p>2023-12-16T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 Н. Н. Серегин, С. С. Матренинhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14421Ойратский текст «Руководство к практике Прибежища»2023-12-18T12:13:36+07:00Б. А. Бичеевbaazr@mail.ruМ. Е. Тюмидоваmtyumidova@yandex.ru<p>В статье раскрывается содержание ойратского текста «Руководство к практике Прибежища», в котором даются наставления по психотехнической практике буддийского символа веры. Согласно традиции буддизма, вступление на путь буддийского спасения начинается с принятия Прибежища. Текст молитвы Прибежища представляет собой символ буддийской веры и состоит из синтеза обетов мирянина, обетов бодхисаттвы и основополагающих положений буддийского учения. Практика символа веры требует сочетать рецитацию символа веры с особой психотехнической практикой, поскольку простое чтение текста этой молитвы без медитативного сосредоточения не имеет практического смысла. Для результативной психотехнической практики создавались особые тексты наставлений, в которых давалась методика детальной визуализации объектов поклонения. Существуют разные уровни практики Прибежища. Для простых верующих главной целью является обретение благополучной формы в будущем рождении. Основная мотивация духовно развитой личности связана со стремлением прервать цепь рождений в сансаре. Для высшей личности, которым в буддизме Махаяны считается бодхисаттва, становится стремление к спасению всех живых существ сансары. Поэтому сознание практикующего Прибежище должно быть сосредоточено на решимости достичь просветления на благо всех живых существ сансары. Полученные в процессе такого опыта знания позволяют преодолеть неведение, выработать отрешенность от пребывания в обыденной жизни, изменить свое отношение к реальной действительности. Статья помогает глубже понять религиозную традицию буддизма и буддийских народов России.</p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 Б. А. Бичеев, М. Е. Тюмидоваhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14422Появление и развитие отопительных систем на территории Узбекистана2023-12-18T12:13:37+07:00С. Ш. Кубаевkubaev.surat@gmail.com<p>Когда в современном мире во многих странах обостряется энергетическая проблема, эффективное использование тепловой энергии в жилищах становится одним из актуальных вопросов. Как показывают археологические исследования, проблема существовала с древнейших времен, и ее решение заставило людей обратить внимание на строительство жилищ: планировку строений, их дверей, систему циркуляции воздуха и формирование некоторых деталей. В данной статье уделяется внимание вопросам возникновения отопительных систем жилищ на территории современного Узбекистана и их постепенное развитие с древнейших времен. Обобщая полученные данные, можно сказать, что большинство бытовых отопительных систем, обнаруженных в ходе археологических исследований в Узбекистане, имеют местные корни, некоторые из них оказались здесь в результате торговых связей и миграций. В частности, централизованная система отопления типа «кан» известна во всех регионах Узбекистана как одна из древнейшых. Однако древние памятники Кофиркала и Хантепа также имели централизованную систему отопления, созданную с учетом местных традиций.</p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 С. Ш. Кубаевhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14424«Держатель силы». Мухомор в чукотской культуре2023-12-18T12:13:37+07:00Ю. И. Ожередовnohoister@gmail.comА. А. Ярзуткинаjarzut@mail.ru<p>Работа посвящена исследованию одного из важнейших аспектов сакральной жизни малых народов Сибири — традиции употребления в пищу красных мухоморов. По результатам современных исследований обрядовое употребление мухоморов имеет очень долгую историю. Наиболее ранние упоминания относятся к ведийским временам, туда же уводят археологические источники. Арийские, а затем индоиранские племена стали носителями божественного напитка сома, главным ингредиентом которого, предположительно, являлся галлюциногенный гриб мухомор. По ведийским преданиям, напиток наделял людей невероятной силой и могуществом. На территории России в пределах Чукотского полуострова до наших дней существует уникальный археолого-этнографический комплекс, включающий наскальный изобразительный памятник Пегтымель, действующий со II тыс. до н. э., фольклорный мотив, повествующий о людях-мухоморах и действующей практике употребления грибов. На локальной территории замкнулся круг источников, подтверждающих достижение посредством употребления мухоморов или напитков, его содержащих, невероятных физических и психических возможностей. Примеры подобного рода выявлены в литературных и полевых источниках, неоспоримо подтверждающих достоверность древних преданий.</p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 Ю. И. Ожередов, А. А. Ярзуткинаhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14425Генеалогические предания — ценный источник изучения кыргызско-башкирских историко-культурных связей2023-12-18T12:13:37+07:00Т. М. Аюповaiuptegin@mail.ru<p>Статья посвящена генеалогическим преданиям, распространенным среди многих тюркских народов под схожими названиями как важному историческому источнику. В прежние времена они бытовали как в устной, так и письменной форме. В таких произведениях, передававшихся из поколения в поколение, отражены их история, быт, нравы, обычаи и взаимосвязи друг с другом. В данной работе рассматривается история развития генеалогии в нашей стране, отдельно отмечаются заслуги таких выдающихся ученых-этнографов, как С. М. Абрамзон и Р. Г. Кузеев. Путем анализа и сравнительного сопоставления ряда записанных преданий предпринята попытка выявить новые примеры существования длительных этнокультурных связей между кыргыза-ми и башкирами, ныне живущими на значительном удалении друг от друга. Обнаруженные в них схожие сюжеты, общие этнонимы, антропонимы и топонимы указывают на чрезвычайную сложность и общие истоки этногенеза кыргызского и башкирского народов, что является немаловажным фактором при изучении их истории. Сохранившееся название небольшого кыргызского рода «башкир», по мнению автора, является этнонимическим выражением тех прямых контактов, а их потомки — одни из самых ранних примеров расселения на юге Кыргызстана представителей четвертого по численности коренного этноса России.</p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 Т. М. Аюповhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14426Амбивалентное отношение к «внешнему» миру в новом религиозном движении «Свидетели Иеговы» 2023-12-18T12:13:37+07:00Г. А. Головневgeorgij.golovnev@yandex.ru<p>В статье рассматривается духовная сфера в контексте распространения разнообразных религиозных движений, которые вынуждены постоянно конкурировать друг с другом в ловле человеческих душ. Показывается, что одной из стратегий на этом поприще является продвижение тезиса об исключительности собственного вероучения вкупе со стремлением противопоставить себя всему остальному миру, как это отражается в деятельности движения «Свидетели Иеговы». Подобная мировоззренческая установка может принимать радикальные формы и повышать общей уровень конфликтоген-ности. Выявлено, что новое религиозное движение (НРД) «Свидетели Иеговы», которые проявляют амбивалентность в своём отношении к миру, характеризуются, с одной стороны, тенденциями к эскапизму и отрешению от «внешней среды», а с другой стороны, необходимостью оставаться в обществе для миссионерского служения. В данной статье анализируются догматические причины подобного отношения к миру, исторические примеры колебаний в позициях организации по этому вопросу, а также методы создания, поддержания и корректировки мировоззренческих установок последователей.</p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 Г. А. Головневhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14428Понятие блага в авраамических религиях в контексте социального служения2023-12-18T12:13:37+07:00Р. А. Набиевprofessor.nabiev@yandex.ruМ. И. Ибрагимовmarselibragim@yandex.ru<p><span class="font16">В статье рассматривается одно из фундаментальных положений авраамических религиозных систем, относящихся к морально-этическим вопросам во взаимоотношениях между верующими и реализуемых ими в соответствии с установками сакральных текстов религиях откровения.</span></p> <p><span class="font16">Представлены особенности интерпретации понятия «благо» в исламе, христианстве и иудаизме. В рамках их социальных доктрин показывается его содержание и социально-общественная значимость через призму социального служения. Рассматриваются священные тексты ислама, христианства и иудаизма. Анализируются различные контексты упоминания блага. Приводятся комментарии богословов, предметом интереса которых является понятие блага в качестве фундаментальной основы концепции социального служения в авраамических религиях.</span></p> <p><span class="font16">Продемонстрированы теологические основы для благотворительной деятельности социальных институций ислама, христианства и иудаизма, раскрыты возможности их межконфессионального сотрудничества на социальной площадке. Изучается процесс трансформации понятия блага в контексте социального служения в связи с ци-фровизацией и переходом общества на информационную стадию развития. Выделяются предпосылки возникновения различных смыслов и дополнительных контекстов, которые присущи благу как термину в системе философии благотворительности.</span></p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 Р. А. Набиев, М. И. Ибрагимовhttp://journal.asu.ru/wv/article/view/14430Внедрение новых обрядов в русской деревне 1920-х гг. как фактор эволюции взаимоотношений крестьянских поколений 2023-12-18T12:13:37+07:00А. А. Слезинanatoly.slezin@yandex.ru<p>В статье на основе архивных документов и публикаций 1920-х гг., многие из которых долгое время находились на специальном хранении, рассматриваются изменения обрядовой культуры в деревне времени нэпа и их влияние на взаимоотношения крестьянских поколений. Главное внимание уделено разнице в восприятии новых обрядов «детьми революции» (их детство и юность пришлись на первое советское пятнадцатилетие) и крестьян «революционного перелома» (большинство из них родились в 1890-е гг.). Борьба с религией, ставшая с начала 1920-х гг. одним из приоритетных направлений в деятельности комсомола, рассматривалась коммунистическими идеологами в том числе и как метод преодоления культурной отсталости масс. В связи с этим ее составной частью провозгласили борьбу с «пережитками прошлого» в быту, которая включала в себя замену старых обрядов новыми. В первую очередь обращается внимание на инновационые подходы к обрядам, связанным с рождением детей, браками, похоронами. Автор пришел к выводу, что внедрение новой обрядности не отличалось на селе крайней конфликтностью, тем не менее существенно повлияло на осложнение взаимоотношений крестьянских поколений.</p>2023-12-18T00:00:00+07:00Copyright (c) 2023 А. А. Слезин