НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ http://journal.asu.ru/wv <p style="text-align: justify;"><strong>ISSN 2542-2332 (Print), ISSN 2686-8040 (Online)</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>ЖУРНАЛ&nbsp;</strong><strong>«НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»</strong></p> <p style="text-align: justify;">Учредителем журнала является кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г.&nbsp; как сборник научных статей, с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии».&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">В журнале представлены результаты изучения этнокультурных и этнорелигиозных процессов, протекавших в Евразии от эпохи древности до современности.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=7574" target="_blank" rel="noopener">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства науки и высшего образования, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в&nbsp;<a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=64275">РИНЦ&nbsp;</a>как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Журнал "Народы и религии Евразии" индексируется в агрегаторах и базах библиографической информации:</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong><a href="https://www.scopus.com/sourceid/21101196452">SCOPUS (c 2023 г.)</a>, <a href="https://dbh.nsd.uib.no/publiseringskanaler/erihplus/periodical/info?id=496745">ERIH PLUS</a>,<a href="https://doaj.org/toc/2686-8040"> DOAJ</a>, <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=64275" target="_blank" rel="noopener">E-Library.ru</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/narody-i-religii-evrazii?i=1074735" target="_blank" rel="noopener">CyberLeninka</a>, OAIsters, ROAR, ROARMAP, OpenAIRE, BASE, ResearchBIB, Socionet, World Catalogue of Scientifc Journals, Scilit, Journal TOC, OAIster, OCLC-WolrdCat.</strong></p> <p style="text-align: justify;">Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства: ПИ № ФС 77 – 78911 от 07.08.2020 г.</p> <p style="text-align: justify;">Периодичность издания: 4 выпуска в год. Статьи принимаются на русском и английском языках. Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование.&nbsp;&nbsp;Публикуются цветные иллюстрации. Каждой статье присваивается индекс DOI. журнал издается в печатном и электронном виде.</p> <p style="text-align: justify;">Публикация в журнале абсолютна бесплатна.</p> ru-RU dashkovskiy@fpn.asu.ru (Prof. Dashkovkiy Petr) dashkovskiy@fpn.asu.ru (Prof. Dashkovkiy Petr) Пн, 31 мар 2025 14:16:02 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Андроновский (федоровский) комплекс могильника Фирсово-XIV (материалы раскопок 2020 г.) http://journal.asu.ru/wv/article/view/17128 <p><span class="font19">Статья посвящена введению в научный оборот и интерпретации материалов андро-новской (федоровской) культуры, полученных в ходе раскопок 2020 г. могильника Фир-сово-XIV, находящегося в Первомайском районе Алтайского края, недалеко от с. Фирсо-во. В результате полевых работ удалось изучить 10 захоронений эпохи развитой бронзы, содержащих останки 13 индивидов: три погребения были парными, остальные одиночные. Пять захоронений содержали останки детей, четыре погребения — взрослых индивидов, в одном погребении были захоронены женщина и ребенок. Кроме того, в межмогильном пространстве было обнаружено несколько отдельно стоящих сосудов, также относящихся к андроновскому комплексу.</span></p> <p><span class="font19">Полученные материалы в целом демонстрируют однородность погребального обряда андроновского населения, оставившего данный памятник. Исследованные в 2020 г. могилы продолжают цепочки ранее изученных погребений. Способы погребения, позы умерших, а также погребальный инвентарь типичны для андроновской культуры.</span></p> <p><span class="font19">Исследование новых захоронений позволило более детально изучить некоторые элементы и дополнить имеющиеся сведения о погребальном обряде андроновского населения Барнаульского Приобья. Дальнейшее полевое исследование памятника остается крайне перспективным для получения целостного представления о материальной культуре и мировоззрении древнего населения, а также в связи с опасностью дальнейшего разрушения памятника вследствие активного хозяйственного освоения близлежащих территорий.</span></p> О.А. Федорук, А.С. Федорук, Д.В. Папин Copyright (c) 2025 О.А. Федорук, А.С. Федорук, Д.В. Папин https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17128 Пн, 31 мар 2025 11:49:02 +0700 «Поздние» изображения на курганных камнях тагарского могильника у горы Тепсей http://journal.asu.ru/wv/article/view/17130 <p><span class="font19">В рамках данного исследования авторы статьи на основе оригинальных полевых материалов, полученных в результате документирования рисунков на курганных камнях могильника, расположенного у горы Тепсей (Краснотуранский район Красноярского края), рассматривают серию наиболее поздних изображений. Эти петроглифы относятся к так называемому этнографическому пласту, т. е. к Новому времени. Несмотря на то, что время сооружения курганов относится к раннему железному веку, известно, что петроглифы на плиты курганов могли наноситься намного позднее их создания, в том числе и в период «этнографической современности» местным населением, проживающим в близлежайших деревнях (с появлением Красноярского водохранилища они были затоплены). Среди рисунков на курганных камнях Тепсейского археологического микрорайона нередко встречаются изображения тамгообразных знаков, которые в результате проведенного анализа были отнесены к качинской группе хакасов. Проанализированы изображения деревьев, редко встречающиеся в наскальном искусстве, но широко распространенеые в «народном» творчестве хакасов (изображены на бубнах, предметах быта и проч.). Выделены схематичные фигуры животных (коней, оленей), выполненных как пикетажем, так и тонкими, едва различимыми гравированными линиями. В научный оборот введены ранее неизвестные изобразительные материалы, относящиеся к Новому времени, в том числе новые стилистические группы рисунков; выявлены некоторые тамги, редко встречаемые в микрорайоне, но известные по другим памятникам наскального искусства Минусинской котловины; а также предложена интерпретация некоторых образов и сцен, зафиксированных на отдельных плоскостях курганных конструкций.</span></p> О.О. Шишкина, О.С. Советова, И.В. Сирюкин Copyright (c) 2025 О.О. Шишкина, О.С. Советова, И.В. Сирюкин https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17130 Пн, 31 мар 2025 11:59:05 +0700 К изучению погребальной обрядности донских казаков: оформление могилы необработанными камнями и связанные с ними представления http://journal.asu.ru/wv/article/view/17131 <p><span class="font19">В статье рассматривается зафиксированный на Нижнем Дону обычай помещения на могилы необработанных камней. Приводятся суждения местных жителей о смысле обрядовых действий с камнями и свидетельства о деталях исполнения ритуала. На основе обобщения результатов полевых этнолингвистических исследований ЮНЦ РАН — ЮФУ (РГУ) в 2002-2017 гг. выявляются ареалы вариантов оформления могил необработанными камнями на территории бывшей области Войска Донского. В краткой характеристике населения, соблюдающего данный обычай, акцент делается на конфессиональных особенностях, поскольку устойчивым на изучаемых территориях является соседство старообрядческих и православных общин. Проведенный анализ донской традиции, а также обзор публикаций, в которых отражена распространенность подобных обрядов в различных областях России, дает материал для сравнения и построения гипотез о миграционных потоках из Подмосковья, Рязанщины, Нижегородчины и других территорий на Дон, Хопер и Медведицу и о вкладе переселенцев в формирование донского казачества.</span></p> Т.Ю. Власкина Copyright (c) 2025 Т.Ю. Власкина https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17131 Пн, 31 мар 2025 12:05:42 +0700 Огонь в информационном пространстве тюрко-монгольских народов Сибири http://journal.asu.ru/wv/article/view/17133 <p><span class="font19">Огонь домашнего очага является многозначным и полифункциональным символом тюрко-монгольской культуры. Культ огня, широко распространенный в культуре тюрко-монгольских народов Сибири, определил особое отношение к нему как информационному пространству. Огонь обеспечивал взаимодействие человека с иным миром, социальное общение посредством особого «языка», изучению которого и посвящена статья. Огонь, будучи воплощением духов предков, передавал их волю потомкам, а также транслировал разнообразную информацию (желания, требования, предупреждения, угрозы), исходящую от божеств и духов. Способы сообщения информации многочисленны и разнообразны. Среди основных были визуальные знаки, когда «языком» огня выступали пламя, его интенсивность, языки пламени, которые передавали сообщение своей величиной, количеством, цветом. В эту же группу входят производные огня — угольки, искры. Визуальные сообщения дополняли акустические — треск, свист огня. Огонь «передавал» информацию и через предметы, являвшиеся частью его символического пространства — котел, треножник. Правильная интерпретация той информации, которая исходила от огня, обеспечивала благоприятную жизнь человека.</span></p> М.М. Содномпилова Copyright (c) 2025 М.М. Содномпилова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17133 Пн, 31 мар 2025 12:16:50 +0700 Представления о времени в традиционном мировоззрении селькупов http://journal.asu.ru/wv/article/view/17134 <p><span class="font19">С помощью семантического анализа и научно обоснованных понятий и терминов времени в традиционном мировоззрении селькупов были выявлены представления о временной категории древности. Эта древность отражается в сакральном «мифическом» времени, когда божествами создавался современный мир, в генетизме духов, эпитете «древний», сопровождающем их словесные описания, старческом состоянии духов антропоморфного облика и зооморфных ипостасях божеств, предшествующих человеческим. Образы Солнца и Луны, Кандальдука, Великой Лосихи Кыз-Анги, мифического Лося и Матери-земли передают селькупские взгляды на синодический месяц, сутки, вечер, утро и смену сезонов года. Название года на шаманском языке совпадало с названием дерева и соотносилось со священным деревом, которое ежегодно обновлялось на празднике встречи перелетных птиц. Представление о возможности влиять на ход времени отразилось в способностях селькупских духов к ясновидению, путешествиям во времени и предопределению судьбы человека. Еще одна временная категория, осмысленная селькупами мифологически, — человеческий возраст. Воззрения на возраст человека связаны с представлениями о вечной жизни и круговороте души в мироздании. Представления о времени у селькупов еще никем из ученых не рассматривались, в чем состоит актуальность и новизна исследования.</span></p> О.Б. Степанова, Э.Ф. Караваев Copyright (c) 2025 О.Б. Степанова, Э.Ф. Караваев https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17134 Пн, 31 мар 2025 12:24:33 +0700 Защита жизни ребенка в обрядах и верованиях тувинцев России, Китая, Монголии: традиция и современность http://journal.asu.ru/wv/article/view/17135 <p><span class="font19">В статье проанализирована защита жизни ребенка в обрядах и верованиях тувинцев материнского поля и зарубежных анклавов в прошлом и современности. В зафиксированных обрядах, направленных на сохранение жизни ребенка, происходит имитация смерти ребенка с целью обмана злых духов. В них актуальным ритуальным пространством являются порог и дверь жилища, которые олицетворяют границу между «своим» и «чужим» мирами. Проведение данного обряда преследует цель убедить злых духов в смерти малыша, чтобы лишить нечистую силу возможности нанести вред ребенку и пустить ее по ложному следу. Установлено, что до настоящего времени особую роль выполняют поверья и запреты, призванные защищать детей от злых духов, от сглаза и порчи посторонних людей. Выявлено, что украшения матери ребенка выполняют функции оберегов, обладают способностью удерживать жизненную силу ребенка. Рассмотрены ограничения, связанные с одеждой и вещами детей, поскольку их излишки, в мифологических воззрениях тувинцев, могли привести к недостаче в будущем. Охарактеризованы общие и отличительные особенности защиты жизни ребенка в обрядах и верованиях, выявлена трансформация некоторых представлений и ритуалов. Источниками исследования стали опубликованные этнографические данные, а также новый полевой материал, зафиксированный автором в материнском поле и зарубежных анклавах. Хронологические рамки исследования — конец ХХ в. — начало XXI в.</span></p> Ж.М. Юша Copyright (c) 2025 Ж.М. Юша https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17135 Пн, 31 мар 2025 12:30:21 +0700 Астральная и мистерическая символика в зороастризме http://journal.asu.ru/wv/article/view/17136 <p><span class="font19">В данной статье подробно рассматриваются астральная и мистическая символика в зороастризме, а также её влияние на современную иранскую культуру, главным образом архитектуру. В работе рассмотрены различные символы митраизма, закрепившиеся в культуре Ирана ещё в доисламский период. Автор подробно разбирает связь элементов современной иранской архитектуры с различными периодами иранской истории, изучает разработанные до наших дней теории происхождения тех или иных символов и изображений в иранской культуре, делая акцент на их ав-тохтонности и неповторимости. Тезис данной работы заключается в тесной близости символов митраизма с исламскими нарративами и их влиянии на становление архитектуры после ислама.</span></p> <p><span class="font19">Гипотеза работы состоит в том, что во времена культа Мехр и зороастрийской религии иранцы были знакомы с астрономией, ее использовали везде, в том числе в рельефах (лев с солнцем, солнце со звездами, мукарнасы и т. п.), в интерьере и архитектуре. Новизна настоящего исследования заключается в представлении классификации символов солнца в митраизме, особенно символов, оставшихся от эпохи митраизма и зороастризма, в наши дни. В данную классификацию входит широкий спектр рельефных мотивов, архитектурного искусства и связанных с ним элементов, географического направления «Восток» и т. п. Новаторство данного исследования заключается в изучении эволюции символа Солнца и его комбинировании с другими мотивами, такими как орел, человек, лев, звезды и бык. Влияние солнца настолько впечатляющее, что оно даже сыграло решающую роль в уточнении направления Востока в строительстве храмов митраизма, храмов огня и даже в дворцах.</span></p> М. Моради Copyright (c) 2025 М. Моради https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17136 Пн, 31 мар 2025 13:28:07 +0700 Буддизм и постсекулярное общество: социорелигиозные процессы в Монголии конце ХХ — начале XXI в. http://journal.asu.ru/wv/article/view/17140 <p><span class="font19">Статья посвящена исследованию основных тенденций развития социорелигиозных процессов в Монголии в конце ХХ — начале XXI в. Дана историческая характеристика взаимоотношений государства и религии после распада Советского Союза и демократических преобразований 1990-х гг. в Монголии. В конце ХХ в. был отмечен бурный рост религиозности, где традиционно значимое место занимал буддизм. Вместе с тем под влиянием глобальных тенденций началось проникновение протестантизма и нетрадиционных религиозных течений. Определено, что современное монгольское общество характеризуется чертами постсекулярности, где политическая власть и буддийское духовенство находятся в активном взаимодействии. Это подтверждается публичными заявлениями высшего руководства страны. Можно констатировать, что монгольское общество является преимущественно религиозным, но отмечается тенденция роста атеизма в молодежной среде. В последние годы в монгольском обществе наблюдается запрос на формирование национальной идеи, способной консолидировать все общественные и политические силы. В качестве оптимального варианта предлагается буддизм как религия, объединяющая всех монголов.</span></p> А.И. Актамов, Т.Б. Бадмацыренов, Ц. Цэцэнбилэг Copyright (c) 2025 А.И. Актамов, Т.Б. Бадмацыренов, Ц. Цэцэнбилэг https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17140 Пн, 31 мар 2025 13:38:33 +0700 Религиозный ландшафт Хабаровского края в 1990-е гг.: особенности формирования и тенденции развития http://journal.asu.ru/wv/article/view/17141 <p><span class="font19">В статье анализируется процесс трансформации религиозного ландшафта Хабаровского края в 1990-е гг.; показана деятельность местных органов власти по реализации государственной вероисповедной политики и нормализации отношений с религиозными организациями и верующими; выявлены причины «религиозного бума» 1990-х гг., роста числа религиозных общин, групп и верующих; отмечена роль первого епископа Хабаровской епархии Гавриила (Стеблюченко) в возрождении православной религиозной традиции в крае. Показана роль иностранных миссионеров в возрождении протестантских религиозных организаций, возникновении и распространении на территории Хабаровского края различных нетрадиционных религий (новых религиозных движений). Отмечено, что в широком распространении протестантизма в крае значительную роль играла благотворительная и милосердная деятельность как хабаровских протестантских религиозных организаций и групп, так и их зарубежных единоверцев. Проанализирована количественная и качественная характеристика религиозной ситуации в Хабаровском крае в 1990-е гг.; отмечено следующее: несмотря на рост числа религиозных организаций и групп, увеличение количества людей, называющих себя верующими, качественного роста религиозности в 1990-е гг. практически не произошло, так как только около 3% населения края принадлежали к ракой-либо религиозной традиции и вели активную религиозную жизнь.</span></p> С.М. Дударенок Copyright (c) 2025 С.М. Дударенок https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17141 Пн, 31 мар 2025 13:43:14 +0700 Комплаенс, религионимы и конфессио-нимы до религий и конфессий: вызовы академическому религиоведению http://journal.asu.ru/wv/article/view/17142 <p><span class="font19">В ХХ в. академические издания начинают активно использовать понятие «комплаенс», преимущественно в публикациях по медицинской и финансово-экономической тематике, в последние годы распространившееся на педагогику, психологию и филологию. Это понятие имеет два основных содержательных аспекта, первый из которых состоит в разработке требований подчиняться установленным нормам и стандартам, тогда как второй — в согласии искренне и добросовестно исполнять такие требования. Сегодня появляются первые публикации социологических исследований согласия некоторых приверженцев конфессий платить налоги, требующие осмысления таких практик с позиций теоретического описания в терминах академического религиоведения.</span></p> <p><span class="font19">Исторически слово «compliance» (согласие, снисхождение, добровольная уступка, самоограничение) формировалось в английском языке из латинской церковной лексики, отражая определенные нормы межрелигиозных и межконфессиональных отношений, сложившихся в рамах христианской культуры, ставших остроконфликтными в эпоху Реформации. Необходимость достижения согласия с инакомыслящими и ина-коверующими ради общего гражданского блага потребовала разработки новых правовых и литературных норм, соответствующих возникшим вызовам, включая изменение ряда «религионимов» и «конфессионимов», когда их пейоративные значения заменялись на нейтральные или подчеркнуто уважительные. Исследование проведено при использовании материалов словарей и энциклопедий, лингвистической базы данных «Национальный корпус русского языка» и ряда других источников.</span></p> Н.М. Маркова , Е.И. Аринин, Л.Э. Кузнецова Copyright (c) 2025 Н.М. Маркова , Е.И. Аринин, Л.Э. Кузнецова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17142 Пн, 31 мар 2025 13:51:47 +0700 Польско-литовские противоречия в католических общинах в России в начале ХХ в. http://journal.asu.ru/wv/article/view/17143 <p><span class="font19">В статье рассматриваются взаимоотношения внутри католических общин Российской империи, преимущественно в Северо-Западном крае — в Виленской, Ковенской и Сувалкской губерниях, а также в Санкт-Петербурге. Традиционное польское доминирование в жизни российских католических приходов, которое выражалось, в частности, в преобладании польских ксёндзов среди духовенства, господстве польского языка в дополнительном богослужении, церковном делопроизводстве и деятельности приходских школ, с рубежа веков начало вызывать недовольство представителей других национальностей. Прежде всего это касалось литовцев, второй по численности национальной группы среди прихожан католических церквей. С конца XIX в. происходила активизация литовского национального движения, включая развитие литовского литературного языка. В этой связи в католических приходах, главным образом в Северо-Западном крае, участились разногласия и конфликты между поляками и литовцами, в основном из-за языка церковных песнопений, дополнительного богослужения и языка преподавания в приходских школах.</span></p> В.И. Мусаев Copyright (c) 2025 В.И. Мусаев https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17143 Пн, 31 мар 2025 13:59:17 +0700 О христианизации чукчей на страницах «Якутских епархиальных ведомостей» http://journal.asu.ru/wv/article/view/17145 <p><span class="font19">Исследование посвящено изучению деятельности Чукотской духовной миссии по христианизации чукчей во второй половине XIX — начале ХХ столетия на основе материалов, опубликованных в газете «Якутские епархиальные ведомости». Целью исследования стала реконструкция деятельности миссии как исторического объекта локальной истории с выявлением социокультурных локусов христианизации. Отмечено, что включение Чукотского полуострова в состав российской государственности имело длительный характер, сопровождалось военными конфликтами, обусловившими, наряду с природно-климатическими и ментальными особенностями проживания, перманентность христианизации. Вместе с тем публикации епархиальной прессы отдаленной имперской окраины свидетельствуют о подвижническом служении миссионеров, включавшем, помимо долговременных поездок к кочующей пастве, научную, учебно-просветительскую и медицинскую деятельность. Газетные материалы формируют мнение о деятельности регионального отделения Православного миссионерского общества, позволяют разрешить дискуссионный вопрос церковно-административной принадлежности Чукотской миссии в начале ХХ в., подтверждают востребованность сведений епархиального издания для современных научных исследований.</span></p> И.И. Юрганова Copyright (c) 2025 И.И. Юрганова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17145 Пн, 31 мар 2025 14:05:01 +0700 Православные общины Бурятской АССР в условиях изменения советской вероисповедной политики во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. http://journal.asu.ru/wv/article/view/17146 <p><span class="font19">В данной работе на основе архивных материалов Государственного архива Республики Бурятия и Государственного архива Российской Федерации предпринята попытка определить положение православных общин Бурятской АССР в период второй половины 1980-х гг. В исследуемый исторический промежуток на территории Бурятской АССР действовали одно зарегистрированное религиозное объединение православных христиан — Вознесенская церковь в Улан-Удэ, а также община верующих в Кяхте. Помимо этого, имелись последователи старообрядчества, которые не проявляли активной религиозной деятельности.</span></p> <p><span class="font19">В статье сделан акцент на анализе обрядовой и финансовой деятельности православных религиозных объединений, действовавших в Бурятской АССР. Определено, что показатели финансово-хозяйственной деятельности начинают планомерно увеличиваться с 1988 г., что было связано с изменениями в области государственно-конфессиональных отношений в период второй половины 1980-х — начале 1990-х гг. Сделан вывод, что вероисповедная политика по отношению к православным общинам в Бурятской АССР, в целом, проводилась в русле общесоветских тенденций, однако имела некоторые отличительные особенности, связанные со спецификой исследуемого региона.</span></p> П.К. Дашковский, Е.А. Траудт Copyright (c) 2025 П.К. Дашковский, Е.А. Траудт https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/17146 Пн, 31 мар 2025 14:11:32 +0700