НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ http://journal.asu.ru/wv <p style="text-align: justify;"><strong>ISSN 2542-2332 (Print), ISSN 2686-8040 (Online)</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>ЖУРНАЛ&nbsp;</strong><strong>«НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»</strong></p> <p style="text-align: justify;">Учредителем журнала является кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г.&nbsp; как сборник научных статей, с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии».&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">В журнале представлены результаты изучения этнокультурных и этнорелигиозных процессов, протекавших в Евразии от эпохи древности до современности.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=7574" target="_blank" rel="noopener">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства науки и высшего образования, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в&nbsp;<a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=64275">РИНЦ&nbsp;</a>как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Журнал "Народы и религии Евразии" индексируется в агрегаторах и базах библиографической информации:<br><a href="https://dbh.nsd.uib.no/publiseringskanaler/erihplus/periodical/info?id=496745">ERIH PLUS</a>, DOAJ, EBSCO, <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=64275" target="_blank" rel="noopener">E-Library.ru</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/narody-i-religii-evrazii?i=1074735" target="_blank" rel="noopener">CyberLeninka</a>, OAIsters, ROAR, ROARMAP, OpenAIRE, BASE, ResearchBIB, Socionet, Scholarsteer, World Catalogue of Scientifc Journals, Scilit, Journals for Free, Journal TOC, OAIster, OCLC-WolrdCat, Socolar, JURN, JournalGuid.</strong></p> <p style="text-align: justify;">Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства: ПИ № ФС 77 – 78911 от 07.08.2020 г.</p> <p style="text-align: justify;">Периодичность издания: 4 выпуска в год. Статьи принимаются на русском и английском языках. Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование.&nbsp;&nbsp;Публикуются цветные иллюстрации. Каждой статье присваивается индекс DOI. журнал издается в печатном и электронном виде.</p> <p style="text-align: justify;">Публикация в журнале абсолютна бесплатна.</p> ru-RU dashkovskiy@fpn.asu.ru (Prof. Dashkovkiy Petr) dmitriev.d.a@vc.asu.ru (Dmitriev Denis) Пн, 29 ноя 2021 10:01:05 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Тагарские удила из коллекции графа Зичи (Венгрия) http://journal.asu.ru/wv/article/view/10633 <p>Тагарская культура Минусинской котловины долгое время считалась наиболее хорошо исследованной в Сибири. В ходе раскопок и сборов в XVIII-XIX вв. было обнаружено большое количество бронзовых изделий, часть которых поступила в собрания отечественных и зарубежных коллекционеров. Они выявляются до настоящего времени как в России, так и за рубежом. Одной из них является коллекция графа Зичи из музея Ференца Хоппа (Венгрия). В ней находится значительное количество бронзовых изделий, в том числе десять бронзовых удил, приобретённых в Минусинской котловине. Анализ этих удил показывает, что указанные экземпляры отражают специфику конского снаряжения Минусинской котловины и эволюцию удил на протяжении (IX) VIII-VI вв. до н. э. Очевидно, что это не случайное приобретение, но сознательный отбор разных типов удил.</p> <p>Интересно, что в отличие от других изделий, конское снаряжение практически не встречается в тагарских захоронениях. По имеющимся данным, большинство удил и псалиев было найдено крестьянами на пашнях, но не вполне понятно, как они оказались на распахиваемых участках вне курганов. Существующие предположения о первоначальном помещении сбруйных деталей в обособленных от курганов прикладах и поминальниках пока не находят подтверждения. Так или иначе, но известные и вновь выявляемые в Минусинской котловине детали конского снаряжения указывают на существование там одного из ранних центров освоения лошади, который во второй половине VII — первой половине VI в. до н. э. оказывал опосредованное влияние на конское снаряжение культур Северного Китая.</p> П. И. Шульга , К. Хоппаль , М. Е. Кузнецова Copyright (c) 2021 П. И. Шульга , К. Хоппаль , М. Е. Кузнецова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10633 Пн, 29 ноя 2021 07:57:15 +0700 Результаты палеозоологического анализа остеологического материала из поселения эпохи бронзы Балкан в Центральном Казахстане http://journal.asu.ru/wv/article/view/10634 <p>Остеологический материал отностится к массовым находкам на поселениях эпохи бронзы Центрального Казахстана после фрагментов керамики, но данная категория артефактов чаще всего остается вне задач, решаемых в комплексных исследованиях. Несмотря на то, что различные памятники эпохи бронзы Центрального Казахстана имеют длительную историю изучения, а палеоэкономика эпохи бронзы Центрального Казахстана в обобщающих трудах характеризуется как многоотраслевое животноводство, привлечение остеологического материала из памятников эпохи бронзы Центрального Казахстана является эпизодическим. В контексте названной проблемы, с целью реконструкции исторических процессов и определения хозяйственно-культурных типов на поселениях Жезказган-Улытауского региона, нами был проведен анализ архео-зоологической коллекции, обнаруженной на поселении эпохи бронзы Балкан. Примечательность данного памятника заключается в близкой расположенности к известному и достаточно изученному поселению металлургов эпохи бронзы Талдысай.</p> <p>Таким образом, в статье представлены предварительные результаты анализа архео-зоологической коллекции, обнаруженной на поселении эпохи бронзы Балкан. В ходе исследований был проведен палеозоологический анализ, а именно определен видовой состав животных, проведен фаунистический анализ и сравнительный анализ остеоме-трических результатов, полученных из поселения.</p> <p>В целом, материалы из поселения Балкан позволили рассмотреть актуальную тему взаимоотношений древнего населения в пределах конкретного микрорайона и провести историческую реконструкцию древней палеоэкономики локального микрорайона и сложной системы взаимоотношений конкретного культурно-исторического центра и его периферии.</p> Д. А. Байтлеу , М. С. Шагирбаев Copyright (c) 2021 Д. А. Байтлеу , М. С. Шагирбаев https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10634 Пн, 29 ноя 2021 08:06:57 +0700 Общие и особенные характеристики детской погребальной обрядности населения Северного Алтая сяньбийского времени (по материалам комплекса Карбан-1) http://journal.asu.ru/wv/article/view/10635 <p>Статья посвящена введению в научный оборот и разноплановой интерпретации материалов трех детских захоронений булан-кобинской культуры, исследованных в составе некрополя Карбан-1. Обозначенный комплекс является одним из базовых памятников сяньбийского времени (II — первая половина IV в. н. э.) в Северном Алтае. Представлены результаты сравнительного анализа результатов раскопок с данными по другим детским погребениям населения рассматриваемого региона последней четверти I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э. Установлено, что на памятнике Карбан-1 дети были похоронены под небольшими насыпями с кольцевой крепидой, в каменных ящиках (курганы № 13, 32) и деревянной колоде (курган № 19), по обряду одиночной ингумации на спине, головой ориентированы на северо-запад. По выявленным особенностям ритуала они не отличаются от могил взрослых людей, раскопанных на данном некрополе и относящихся к карбанской погребальной традиции. Зафиксированная планиграфия комплекса демонстрирует размещение погребений детей в составе цепочек рядом с мужчинами. С ребенком, захороненным в могиле кургана № 19, обнаружен сопроводительный инвентарь, представленный гривной из цветного металла и четырьмя бусинами ожерелья. Датированные аналогии данному предметному комплексу, зафиксированные в памятниках булан-кобинской культуры, свидетельствуют о хронологии объекта в рамках сяньбийского периода. У остальных индивидов вещи отсутствовали. Имеющиеся материалы выступают основанием для предположения о разном прижизненном социальном статусе детей, обусловленном принадлежностью к определенным семейно-родовым коллективам рядового населения булан-кобинской культуры Алтая.</p> Н. Н. Серегин , М. А. Демин , С. С. Матренин Copyright (c) 2021 Н. Н. Серегин , М. А. Демин , С. С. Матренин https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10635 Пн, 29 ноя 2021 08:18:50 +0700 Особенности погребальной практики населения лесостепного Алтая в переходное время от бронзы к железу http://journal.asu.ru/wv/article/view/10636 <p>В статье рассматриваются вопросы формирования погребальной практики населения лесостепного Алтая переходного времени от эпохи бронзы к раннему железному веку. Изучаются основные показатели погребального обряда и инвентаря, устанавливаются связи между различными объектами. На основе типологического анализа керамики, инвентаря, планиграфического изучения погребальных объектов делается вывод о различных группах могильников в рамках переходного времени от бронзы к железу. На основе выявленных особенностей, а также с привлечением результатов радиоуглеродного датирования Бобровского грунтового могильника обосновывается хронологическая позиция некрополей в пределах IX-VII вв. до н. э. Указывается, что по антропологическим данным население рассматриваемого периода формировалось на основе взаимодействия двух популяций. Установлено, что развитие погребальной практики лесостепного Алтая развивалось по линии: могильники Малый Гоньбинский Кордон 1/5, Кротовский Елбан, Фирсово I (позднеирменская традиция) — Бобровский грунтовый могильник — могильники Ближние Елбаны VII, XII, XIV, в последних захоронениях наиболее ярко проявляются черты раннего железного века.</p> Д. В. Папин Copyright (c) 2021 Д. В. Папин https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10636 Пн, 29 ноя 2021 08:39:00 +0700 О России и россиянах: некоторые ресурсы отечественного интернета http://journal.asu.ru/wv/article/view/10637 <p>Сохранение и укрепление государственного единства, формирование единой российской нации и общероссийской гражданской идентичности — одна из актуальных задач нациестроительства нынешней полиэтничной и поликонфессиональной России. Предлагаемая с этих позиций работа, основанная на анализе данных русскоязычного интернет-поисковика Яндекс, посвящена рассмотрению запросов интернет-пользователей о России и некоторых объединяющих россиян духовных ценностях — Конституции РФ, ее гимне, патриотизме, единстве и целостности самой страны. Подчеркивая сравнительно высокий интерес интернет-пользователей из разных российских регионов к своей стране и ее «духовным скрепам» и отмечая их естественную вариативность, автор делает попытку выяснить и понять разнообразие общественного внимания населения к этим ценностям. В статье показываются возможности использования интернета не только как источника информации для пользователей, но и как важного показателя реального поведения локальных аудиторий как ресурса для изучения общественно-политических процессов в разных российских регионах. Автор ставит вопрос и об уточнении и конкретизации понятий, связанных с укреплением единства страны, о необходимости их более глубокого научного осмысления и о популяризации их в общественном сознании.</p> В. К. Малькова Copyright (c) 2021 В. К. Малькова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10637 Пн, 29 ноя 2021 08:45:52 +0700 Сакральные локусы и их почитание в традиции донских казаков http://journal.asu.ru/wv/article/view/10638 <p>В статье на основе материалов периодической печати XIX в. реконструируется система сакральных локусов в традиции ранних казачьих сообществ на Дону, выявляется ее специфика. Показана непосредственная связь этой системы с воинским укладом жизни казаков и принципами казачьего братства. Так, в качестве главного сакрального локуса казаками почитался «круг» (центральная часть городка, на котором проходили общие собрания казаков-воинов), который был главным символом казачьей вольницы и равенства всех ее членов, а также расположенная на нем «станичная изба». К периферийным святым местам относились курганы с захоронениями воинов, одиноко стоящие деревья и водные источники, братские могилы, а также места расположения старых городков, на которых устраивались поминальные тризны. Культ воинов-предков лежал в основе почитания всех святых мест на Дону в ранний период казачьей истории, в том числе и христианских. При этом святые места ассоциировались здесь не только с предками, но и с воинской славой и христианскими святыми — покровителями воинов, а потому непременно включались впоследствии в структуру важнейших праздников календарного года. Естественные (природные) и искусственные (созданные человеком) святые места воспринимались носителями традиции как своеобразные «швы», выходы в «тот свет». Система сакральных локусов выстраивалась не только по горизонтали, но и по вертикали, в результате чего налаживалась тесная (а главное — регламентированная) связь между живущими и умершими/погибшими, представителями этого и того миров, в целом — духовная связь казачьих общин с сакральным миром. В тот период развития казачества, когда оно стало сословием в рамках сословной системы Российской империи, значительно расширилась и система почитаемых «святых мест». Наряду с прежними стали почитаться и другие (кладбища, церкви, колодцы и источники). Кроме того, прежние святыни нашли свое место в расширившейся казачьей обрядности, а также включили в себя женские почитаемые места.</p> М. А. Рыблова Copyright (c) 2021 М. А. Рыблова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10638 Пн, 29 ноя 2021 08:53:05 +0700 Биологические жидкости человеческого организма в контексте социальных интерпретаций: священное материнское молоко http://journal.asu.ru/wv/article/view/10639 <p>Целью статьи является изучение восприятия образа материнского молока в традиционном мировоззрении тюркских и монгольских народов Внутренней Азии. Хронологические рамки работы охватывают конец ХIХ-ХХ вв. Основными источниками выступают этнографические и фольклорные материалы. Работа основывается на комплексном системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования опирается на историко-этнографические методы.</p> <p>Система представлений человека о социуме, месте, которое в нем занимает человек, является одним из ключевых элементов традиционного мировоззрения. Важнейшим инструментом в освоении социальной сферы традиционного общества выступает тело человека. Главными в антропоморфной модели выступают кости и внутренние органы человеческого организма. Данное исследование показывает, что не менее важное значение имеют и биологические жидкости организма, в частности грудное молоко. Показано, что материнское молоко имеет чрезвычайно важное значение в понимании взаимоотношений между матерью и ее детьми, формируя в традиционном мировоззрении кочевников понятие о сыновнем и дочернем долге перед матерью, представления о «проклятии молока» или «проклятии груди» как наказании за неуважительное отношение не только к собственной к матери, но и к любой другой кормящей женщине в целом. Такое социальное явление, как «молочное родство» выявляет еще одну важную функцию грудного молока — устанавливать родственные отношения.</p> М. М. Содномпилова Copyright (c) 2021 М. М. Содномпилова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10639 Пн, 29 ноя 2021 09:03:56 +0700 О «крассовой гипотезе» и эллинских мифологических сюжетах в Китае и Монголии http://journal.asu.ru/wv/article/view/10640 <p>В современной отечественной науке достаточно сильны позиции гипотезы об участии бывших легионеров Марка Лициния Красса в битве при Таласе (36 г. до н. э.) на стороне хунну. Это предположение объясняет некоторые этнокультурные феномены к югу от пояса степей Евразии. В настоящей работе с опорой на артефакты из западного Китая представлена точка зрения, согласно которой существовал иной, куда более объёмный и долгоживущий источник греко-романского влияния на Поднебесную. Судя по ряду находок, в первой половине I тыс. н. э. в Азии существовал ряд центров по производству артефактов в эллинистическом стиле, в первую очередь декорированных мифологическими (например, сюжеты из цикла о Троянской войне) и религиозными сюжетами, чаще всего связанных с культом плодородия и виноделия. Автор рассуждает о наличии ряда центров потому, что стилистика различных групп артефактов, при несомненно греческом влиянии, во всех случаях заметно различается. Эллинистический след можно предположить и при рассмотрении «необычных воинов», выступивших на стороне хуннского правителя Чжи Чжи против ханьских войск. В качестве аналогий автор привлекает и более поздние средиземноморские по-своему происхождения находки в Китае (до VIII в. н.э.), доказывая тем самым, что Великий Шёлковый путь, сложившись к концу II в. до н. э., играл не только экономическую, но культурно-религиозную роль, оказывая влияние в том числе на Центральную Азию и бассейн Хуанхэ.</p> Д. П. Шульга Copyright (c) 2021 Д. П. Шульга https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10640 Пн, 29 ноя 2021 09:18:17 +0700 Факты наличия религиозных групп с признаками мистического сектантства в сельской местности Алтая в конце XIX — начала XX в. по материалам официальных епархиальных изданий http://journal.asu.ru/wv/article/view/10641 <p>Целью статьи является изучение деятельности религиозных групп с признаками мистического сектантства в сельской местности Алтая на рубеже ХIХ-ХХ вв. Основными источниками для написания послужили епархиальные издания (миссионерские заметки), имеющие предвзятый, субъективный характер, но способствующие формированию поверхностной картины истории и функционирования мистических сект. Факт отнесения к мистическим сектам духовными властями осуществлялся по условным признакам на основе фактов избегания прямого контакта и скрытого образа жизни без детального изучения форм культовой деятельности и религиозной идеологии. Социальная среда крестьянских переселенцев являлась главным транслятором в Сибирь религиозных общин с признаками мистического сектантства. Многие культовые действия и практики религиозных групп, причисляемых к хлыстам, отождествлялись епархиальными властями со старообрядческими обрядами. В то же время радения как главный признак хлыстовства священниками и миссионерами в сельской местности Алтая означенного периода не были зафиксированы. Причисление религиозных групп к секте скопцов осуществлялось преимущественно по фактам обнаружения физиологических признаков обрядности (оскопление).</p> Р. Ю. Волоснов Copyright (c) 2021 Р. Ю. Волоснов https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10641 Пн, 29 ноя 2021 09:23:51 +0700 Культурный трансфер православия на окраины империи: газета «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.) http://journal.asu.ru/wv/article/view/10642 <p>В исследовании предлагается обращение к интеллектуальной составляющей православного периодического издания — газеты «Якутские епархиальные ведомости» (1887-1917 гг.); дано обоснование значимости газетных публикаций как элемента интеллектуального ландшафта провинциальной церковной и светской интеллигенции. Отмечено, что несмотря на очевидность обращения гуманитарных наук к православной прессе как к историческому источнику изучение целеполаганий, возможностей и практической реализации коммуникаций православного печатного издания и его участия в создании интеллектуального продукта, обеспечивающего межцивилизационный диалог и способствующего формированию интеллектуального ландшафта конца XIX — начала ХХ столетий, не стало предметом научных исследований. Значительные территориальные пространства Якутской епархии, её удаленность от центров церковной жизнедеятельности, разбросанность населенных пунктов и незначительная плотность населения приводили к возникновению ряда особенностей, характерных для северо-восточных окраин Российской империи. Содержание номеров «Ведомостей» демонстрирует широту тематики, обширной и разножанровой по сравнению с задачами епархиальной православной газеты. Характеристика и анализ газетных публикаций предоставляют возможности выявления их интеллектуального потенциала в совокупности с понятиями исторической эпохи в различных дискурсах концепта Крайнего Севера.</p> И. И. Юрганова Copyright (c) 2021 И. И. Юрганова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10642 Пн, 29 ноя 2021 09:37:55 +0700 Государственно-конфессиональная политика временных сибирских правительств (1917-1919 гг.) http://journal.asu.ru/wv/article/view/10643 <p>Исследование посвящено выявлению особенностей государственно-конфессиональной политики временных правительств, функционировавших в Сибири в 1917-1919 гг.</p> <p>Источниковую базу исследования составили материалы архивного хранения из фондов преимущественно Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (Владивосток), а также Исторического архива Омской области (Омск). Введены в научный оборот ранее не изученные материалы архивного хранения Российского государственного исторического архива Дальнего Востока.</p> <p>Методика исследования определена спецификой анализируемого массива документальных материалов и включает методы контент-анализа, сравнения, синтеза и обобщения.</p> <p>Объектом исследования выступила государственно-конфессиональная политика временных сибирских правительств в ходе революционных преобразований начала ХХ столетия.</p> <p>Анализ исторического опыта взаимодействия светских и религиозных структур в России имеет особенную актуальность в процессе реализации государственной национальной политики.</p> <p>Сделаны выводы о магистральных направлениях государственно-конфессиональных взаимодействий, охарактеризованы динамика и преемственность вероисповедной политики временных правительств Сибири. Установлено, что основная стратегия временных сибирских правительств, динамично возникавших и сменявших друг друга столетие назад, в отношении религиозной идеологии и религиозных институций опиралась на устоявшиеся в истории Российского государства традиции светской власти и, в отличие от политики советского правительства, не предполагала упразднения религиозных институций; напротив, планировалось использовать идеологический потенциал религиозных лидеров с целью обоснования легитимации собственной деятельности.</p> Т. Г. Недзелюк Copyright (c) 2021 Т. Г. Недзелюк https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10643 Пн, 29 ноя 2021 09:45:15 +0700 Государственное регулирование деятельности религиозных общин в Западной Сибири в контексте конфессиональной политики России в 1992-2000 гг. http://journal.asu.ru/wv/article/view/10644 <p>Статья посвящена исследованию государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики России в 1992-2000 гг. В исследуемый период происходят изменения в государственном регулировании конфессиональной политики, а также в законодательной базе, регламентирующей деятельность религиозных общин. Взаимодействие государственных органов и религиозных общин обусловили создание во многих субъектах РФ подразделений по организации работы с религиозными объединениями в различных организационно-правовых формах. В Новосибирской области взаимодействие с конфессиями осуществлял Комитет по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациям администрации Новосибирской области. В Республике Алтай курирование государственно-конфессиональной политики входило в полномочия отдела по информационной и национальной политике, общественным связям, который действовал в структуре Министерства культуры Республики Алтай. В процессе исследования на основе анализа архивных документов установлено, что конце XX в. в Западной Сибири произошло «возрождение» религиозной жизни, увеличение количества религиозных общин, численности священнослужителей и верующих. К тому же в исследуемый период вели активную миссионерскую деятельность протестантские религиозные организации. До середины 1990-х гг. в России проходили широкие евангелизационные кампании. Деятельность по распространению веры была характерна для многих регионов России, в том числе и для Западной Сибири. Наряду с указанной тенденцией на активизацию определённых религиозных общин, развернули свою деятельность и околорелигиозные мистические объединения.</p> П. К. Дашковский , Н. С. Дворянчикова Copyright (c) 2021 П. К. Дашковский , Н. С. Дворянчикова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/10644 Пн, 29 ноя 2021 09:58:26 +0700