НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ http://journal.asu.ru/wv <p style="text-align: justify;"><strong>ISSN 2542-2332 (Print), ISSN 2686-8040 (Online)</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>ЖУРНАЛ&nbsp;</strong><strong>«НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»</strong></p> <p style="text-align: justify;">Учредителем журнала является кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г.&nbsp; как сборник научных статей, с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии».&nbsp;</p> <p style="text-align: justify;">В журнале представлены результаты изучения этнокультурных и этнорелигиозных процессов, протекавших в Евразии от эпохи древности до современности.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=7574" target="_blank" rel="noopener">Высшей аттестационной комиссией</a> Министерства науки и высшего образования, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал включен в&nbsp;<a href="http://elibrary.ru/title_about.asp?id=64275">РИНЦ&nbsp;</a>как периодическое издание.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Журнал "Народы и религии Евразии" индексируется в агрегаторах и базах библиографической информации:<br><a href="https://dbh.nsd.uib.no/publiseringskanaler/erihplus/periodical/info?id=496745">ERIH PLUS</a>, DOAJ, EBSCO, <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=64275" target="_blank" rel="noopener">E-Library.ru</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/narody-i-religii-evrazii?i=1074735" target="_blank" rel="noopener">CyberLeninka</a>, OAIsters, ROAR, ROARMAP, OpenAIRE, BASE, ResearchBIB, Socionet, Scholarsteer, World Catalogue of Scientifc Journals, Scilit, Journals for Free, Journal TOC, OAIster, OCLC-WolrdCat, Socolar, JURN, JournalGuid.</strong></p> <p style="text-align: justify;">Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Номер свидетельства: ПИ № ФС 77 – 78911 от 07.08.2020 г.</p> <p style="text-align: justify;">Периодичность издания: 4 выпуска в год. Статьи принимаются на русском и английском языках. Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование.&nbsp;&nbsp;Публикуются цветные иллюстрации. Каждой статье присваивается индекс DOI. журнал издается в печатном и электронном виде.</p> <p style="text-align: justify;">Публикация в журнале абсолютна бесплатна.</p> ru-RU dashkovskiy@fpn.asu.ru (Prof. Dashkovkiy Petr) dmitriev.d.a@vc.asu.ru (Dmitriev Denis) Чт, 15 дек 2022 00:00:00 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 О редких типах удил и псалий XI–XII вв. из Волжской Булгарии (к вопросу об этнокультурных контактах) http://journal.asu.ru/wv/article/view/12283 <p>В статье рассматриваются редкие типы средневековых железных удил и псалий. Они были найдены на археологических памятниках Волжской Булгарии домонгольского времени. Несмотря на то, что материальная культура Волжской Булгарии изучается более 100 лет, но предметы конского снаряжения исследованы недостаточно полно. Классификация удил была сделана Ф. Ш. Хузиным по материалам Билярского городища и Е. П. Казаковым по находкам на селищах, расположенных в нижнем течении Камы. Однако мы рассматриваем удила, которые не имеют абсолютных аналогов как среди древностей Волжской Булгарии, в том числе и тех, что были опубликованы, так и соседних территорий. Сравнительный анализ показал, что этот тип удил не встречается в булгарских могильниках VIII-X вв., а также на поселениях XIII-XIV вв. Поэтому дату их изготовления и использования можно определить в промежутке XI-XII вв. Наличие характерных деталей декора позволяет предположить, что верхняя граница их бытования — вторая половина XI в. Наиболее близкие аналогии рассмотренным артефактам имеются в Южной Сибири. Также изучены детали от конских оголовий, в которых могли быть такие удила. Автор утверждает, что у булгар в XI-XII вв. использовались два типа оголовья — с круглыми дисками с тремя отверстиями в качестве распределителями ремней и кольца с тремя зажимами в этом же качестве. Как и в случае с удилами, ближайшие аналогии им имеются в материалах Южной Сибири.</p> К. А. Руденко Copyright (c) 2022 К. А. Руденко https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12283 Чт, 15 дек 2022 10:19:26 +0700 Семантика образа зайца на предметах из погребений раннего железного века в музейных собраниях http://journal.asu.ru/wv/article/view/12284 <p>Публикации, аккумулирующие археологические источники с VII в. по IV до н. э., представляют собой практически полный перечень изображений зайцев в скифском и сарматском изобразительном искусстве. Предложенная классификация отождествляет зайца с объектом охоты и воинской славой, однао не объясняет, зачем эти изображения сопровождали погребённых. В то же время двойственность, подразумевающая символ плодородия и хтонический одновременно, вызывает сомнение ввиду отсутствия интегральной семы в данном семантическом поле.</p> <p>Цель настоящей работы заключается в проверке предлагаемой трактовки семантики образа зайца как везения на расширенном массиве изображений, включающем предметы из музейных коллекций как скифского, так и сарматского времени. Применение историко-диахронного метода к систематизации изображений позволило автору сформулировать предварительную гипотезу о магической функции данного символа и эволюции его использования на предметах широкого географического диапазона Евразии.</p> Д. Ю. Гук Copyright (c) 2022 Д. Ю. Гук https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12284 Чт, 15 дек 2022 10:27:31 +0700 Монеты и монетовидные подвески из раскопок Баяновского могильника в Пермском Предуралье http://journal.asu.ru/wv/article/view/12285 <p>В статье анализируются монеты и монетовидные подвески, полученные в ходе многолетних исследований Баяновского могильника, исследованного в 2005-2021 гг. отрядом Камской археолого-этнографической экспедиции Пермского государственного педагогического университета. Являясь частью погребального обряда, они представляют собой надёжный датирующий материал, позволяющий говорить о хронологии могильника.</p> <p>Памятник расположен на правом берегу реки Исток, правого притока Вильвы, левого притока Косьвы, левого притока Камы Добрянского муниципального района Пермского края. Могильник относится к ломоватовской археологической культуре. На данный момент на нём исследовано 527 погребений, в 42 из которых обнаружено 44 дирхама и 59 монетовидных подвесок, украшенных, как правило, серебряными брактеа-тами — подражаниями дирхамам.</p> <p>В работе впервые обобщен значительный материал IX — начала X в. из археологических раскопок, не введенный в научный оборот. В задачи входило обобщение сведений о хронологии монет из погребений, изучение закономерностей их распространения на территории могильника, а также рассматривается функция монет в погребениях.</p> А. В. Данич Copyright (c) 2022 А. В. Данич https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12285 Чт, 15 дек 2022 10:33:24 +0700 Результаты спасательных раскопок на могильнике Курайка в 2015 г. http://journal.asu.ru/wv/article/view/12287 <p>В работе представлены результаты аварийных раскопок археологической экспедиции Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) на могильнике Курай-ка (Кош-Агачский район Республики Алтай) в 2015 г. Публикуются результаты изучения четырех погребений, находящихся на высоком обрыве размываемого края террасы на правом берегу реки Курайка. Два исследованных объекта представляли собой погребения взрослых людей, совершенные в относительно глубоких ямах под прямоугольными наземными сооружениями. К этим курганам были пристроены еще два небольших объекта, в которых находились детские погребения. Отмечено, что по своим характеристикам исследованные курганы соответствуют другим объектам, раскопанным на этом памятнике. Ближайшие аналогии погребениям могильника Курайка обнаруживаются на памятниках Ак-Кол-1 и Кальджин-6, исследованные на плато Укок (Южный Алтай). Общие черты погребального обряда, выявленные на исследованных объектах памятника, фиксируются также на могильнике Кок-Паш в Восточном Алтае. Погребения под наземными сооружениями прямоугольной формы относятся к кок-пашскому типу памятников булан-кобинской культуры гунно-сарматского времени Алтая. Они датируются второй четвертью I тыс. н. э.</p> Н. А. Константинов, B. И. Соенов, C. В. Трифанова Copyright (c) 2022 Н. А. Константинов, B. И. Соенов, C. В. Трифанова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12287 Чт, 15 дек 2022 10:48:28 +0700 Раннескифское погребение с металлическим зеркалом из Северного Алтая http://journal.asu.ru/wv/article/view/12288 <p>Статья посвящена введению в научный оборот и культурно-хронологической интерпретации объекта № 20 некрополя Карбан-I. Данный комплекс, расположенный в Че-мальском районе Республики Алтай, частично исследован в 1989-1990 гг. экспедицией Барнаульского государственного педагогического университета. В ходе раскопок кургана № 20, локализованного в западной части некрополя, выявлено захоронение молодой женщины в каменном ящике. Анализ зафиксированных признаков обрядовой практики позволяет отнести данный объект к бийкенской археологической культуре ранне-скифского времени. Облик сопроводительного инвентаря, включающего немногочисленные украшения, а также металлическое зеркало, также характерен для предметного комплекса кочевников обозначенного периода. Принимая во внимание зафиксированные характеристики комплекса, а также результаты радиоуглеродного датирования, время сооружения публикуемого погребения представляется возможным определить в рамках второй половины VIII — первой половины VI в. до н. э.</p> Н. Н. Серегин , М. А. Демин , С. С. Радовский Copyright (c) 2022 Н. Н. Серегин , М. А. Демин , С. С. Радовский https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12288 Чт, 15 дек 2022 11:18:18 +0700 Материалы периода средней и поздней бронзы в правобережном Барнаульском Приобье http://journal.asu.ru/wv/article/view/12289 <p>Статья посвящена изучению материалов поселения Кошкаргаиха-1, расположенного на правобережье Барнаульского Приобья. Приводится история открытия памятника, анализируется ландшафтное окружение объекта археологического наследия, на основе системного анализа керамической коллекции реконструируются процессы этнокультурного взаимодействия, протекавшие на территории исследуемого региона в бронзовом веке. Делается вывод о том, что выявлено два уровня обитания поселения, первый связан с продвижением населения андроновской культуры, второй — с периодом поздней бронзы. Второй горизонт характеризуется двумя культурными компонентами: наиболее массовый связан с автохтонным населением ирменской культуры, а мигранты представлены традициями саргаринско-алексеевской культуры эпохи поздней бронзы степного Алтая. Поселение Кошкарагаиха 1 является наиболее восточным памятником продвижения носителей степных культур в лесную зону Верхнего Приобья. Установлено, что наиболее близкие аналогии демонстрируют материалы поселения Фирсово 15 и 18, расположенного в Фирсовском археологическом микрорайоне. Общая хронология поселения Кошкаргаиха-1 рассматривается в пределах второго тысячелетия до нашей эры, чему не противоречат находки бронзовых ножей.</p> Д. В. Папин, В. Л. Кобзев Copyright (c) 2022 Д. В. Папин, В. Л. Кобзев https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12289 Чт, 15 дек 2022 11:28:32 +0700 Раковина каури в культурах мира (по материалам археологии и этнографии) http://journal.asu.ru/wv/article/view/12290 <p>Исследование направлено на обобщение доступных сведений о культурно-хронологической локализации и функциях раковины каури в территориально отстоящих от Западной и Южной Сибири обществах, изучение которых в данном контексте уже проведено. Внимание акцентировано на культурах и народах — носителях каури в Евразии, Африке и Северной Америке от древности до новейшего времени. Работа продолжила исследование, инициированное находками раковин каури в захоронениях нарымских селькупов, с этим вставших в один ряд с другими культурами в Сибири и за ее пределами. Будучи импортом символического, а не утилитарного значения, каури привнесли в Сибирь иную, не материальную ценность, обретенную ими во внешнем, географически отдаленном мире, организованном на других культурно-хозяйственных принципах и воззрениях. Расширение географии носителей каури требуется для осмысления места таежных поделок на примерах более изученных обществ, послуживших введению культурный оборот, сакрализации и символизации каури.</p> Ю. И. Ожередов Copyright (c) 2022 Ю. И. Ожередов https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12290 Чт, 15 дек 2022 11:38:33 +0700 Религиозный фактор в системе политико-правового состояния общества: на примере Республики Северная Осетия-Алания http://journal.asu.ru/wv/article/view/12291 <p>Религиозный фактор, в том числе и конфессиональная история народов нашей страны, приобретает особую актуальность в условиях, когда так называемый коллективный Запад объявил нашему государству и обществу политические и экономические санкции. В это время отчётливо проявляется стремление определённых сил как внутри, так и вне нашего государства пошатнуть гражданский мир и национальное согласие народов страны. Оно сложилось издавна благодаря государствообразующей миссии русского народа и Русской православной церкви, бывшей до известного декрета советской власти 1918 г. единым целым с государством Российским. В последующем всем традиционным религиозным конфессиям страны были гарантированы равные права.</p> <p>В 2022 г. отмечается 1160-летие российский государственности и 1100-летие крещения Осетии-Алании. В статье на основе анализа материалов Республики Северная Осетия-Алания обосновывается авторское видение роли и значения религиозного фактора, в частности православия, на Кавказе во внутренней политике нашего государства на примере одного из ее субъектов. Обращается внимание на появившееся в последнее время такое общественное явление, как вероотступничество, и его влияние на гражданский мир и межнациональное согласие. Подчёркивается историческая преемственность гуманистической политики центральной российской власти в национальных регионах страны в отношении религиозных отношений.</p> С. Р. Чеджемов Copyright (c) 2022 С. Р. Чеджемов https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12291 Чт, 15 дек 2022 11:45:12 +0700 Политизация ислама и суфийские традиции в истории Турции http://journal.asu.ru/wv/article/view/12292 <p>Цель исследования: на основе анализа деятельности тарикатов охарактеризовать политическую роль суфизма в Турции. Методология исследования: в рамках политологического дискурса на основе принципов научного анализа была проанализирована роль суфизма в политической жизни страны, в рамках структурно-функционального подхода определены его функциональные характеристики. Начиная с ХП в. отмечается влияние суфийских орденов на формирование политической системы Османского халифата. Суфийские ордена (тарикаты) были включены в политическое пространство империи, что обусловило ее дальнейшее культурно-историческое развитие. В статье исследуется процесс политизации суфизма в истории Турции. Отмечается влияние исламского фактора на внутреннюю политику страны. В Турецкой Республике в 30-е гг. прошлого века суфийские ордена стали первой несистемной оппозицией в стране. Они представляли угрозу новой национальной идентичности, в результате их деятельность была запрещена. Только во второй половине ХХ в. происходит возвращение тарикатов в политическое пространство Турции. Отмечается их влияние на формирование политических партий, лоббирование своих интересов в Великом национальном собрании Турции. Движение Хизмет Ф. Гюлена было ориентировано на построение нового турецкого общества на принципах демократического «образовательного ислама». Результатом его деятельности стало открытие образовательных учреждений на английском языке, подготовка кадров для работы в государственных органах. Основное место движение уделяло формированию новой политической элиты.</p> Е. М. Дринова Copyright (c) 2022 Е. М. Дринова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12292 Чт, 15 дек 2022 11:57:57 +0700 Милленаристские воззрения и государственноконфессиональные отношения на Алтае (рубеж XIX–XX вв.): преемственность и противоречия http://journal.asu.ru/wv/article/view/12293 <p>В статье рассматриваются специфика распространения милленаристских воззрений в контексте изменений государственно-конфессиональных отношений. Автором закрывается предметное поле исследования через анализ теоретических аспектов и истории изучения проблемы. Акцентируется внимание на особенностях использования мил-ленаристских идей в проповеднических тактиках адептов направлений христианского вероучения и интерпретации данных взглядов у коренного населения Алтая на рубеже XIX-XX вв. На основе архивных источников выявлено, что активизация милле-наристских воззрений происходила в периоды войн (Русско-японской войны 19041905 гг., Первой мировой войны 1914-1918 гг.) и революционных событий 1905-1907 и 1917 гг. Действия представителей государственной власти на локальном уровне были нацелены на сохранение стабильной ситуации и предотвращение волнений, а также наблюдался отказ от применения крайних мер. Религиозная ситуация резко изменилась в условиях оформления бурханистского движения в 1904 г. Первоначальная жесткая реакция в виде разгона коллективного моления и судебного процесса над предводителями сменилась фактическим признанием нового вероучения.</p> А. А. Насонов Copyright (c) 2022 А. А. Насонов https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 http://journal.asu.ru/wv/article/view/12293 Чт, 15 дек 2022 12:06:20 +0700