Понятие qut в памятниках древнетюркской рунической письменности: ревизия трактовок

Основное содержание статьи

В. В. Тишин Email: ihij-511@mail.ru

Аннотация

Предлагаемая статья посвящена пересмотру превалирующих в научной литературе взглядов на интерпретацию слова qut в памятниках древнетюркской письменности как некую субстанцию, даруемую кочевническому правителю Небом, связанную с концепцией верховной власти. В статье разбираются конкретные контексты употребления слов в памятниках, показано, что распространенная в современной литературе трактовка слова если и допустима для некоторых из них в отдельности, то в совокупности совершенно не обязательна. Автор статьи предлагает отойти от детерминизма и оценить те же контексты с трактовкой понятия qut, которая может быть почерпнута из этнографического материала. В итоге понимание qut в памятниках древнетюркской рунической письменности как «жизненной силы» или своего рода «энергии», которой могут быть наделены разные живые существа, не встретит никаких противоречий. Совершенно никак не влияет на интерпретацию слова его употребление в одном контексте с Небом и в отношении кагана, который, судя контекстам памятников, кроме как своими функциями, предполагающимися его положением, в остальном ничем не отличается от других представителей обществ древ-нетюркского круга.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Детали статьи

Как цитировать
Тишин, В. В. (2022). Понятие qut в памятниках древнетюркской рунической письменности: ревизия трактовок. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 27(2), 105-120. https://doi.org/10.14258/nreur(2022)2-06
Раздел
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Биография автора

В. В. Тишин, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ

Литература

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск : Наука, 1980. 317с.

Древнетюркский словарь. Л. : Наука, 1969. XXXVIII, 714 с.

Зуев Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы : Дайк-Пресс, 2002. 338 с.

Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2003. 560 с.

Кононов А. Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников VII-IX вв. Л. : Наука, 1980. 170 с.

Потапов Л. П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник. 1972. Памяти П. М. Мелиоранского. М. : Наука, 1973. С. 265-286.

Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л. : Наука, 1991. 320 с.

Рухлядев Д. В. Древнетюркские рунические надписи VIII-IX вв. как памятник историографии: генезис жанра и структура текста : дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2005. 270 с.

Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М. : Наука, 2006. 908 с.

Тишин В. В. Снова о понятии циТ. в памятниках древнетюркской рунической письменности // Восточная Европа в древности и средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Вып. XXХIII: Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. М. : ИВИ РАН, 2021. С. 281-286.

Этимологический словарь тюркских языков: Общетюркские и межтюркские лексические основы на буквы «К» (~«Г») и «К» ~«К»). Выпуск второй. М. : Индрик, 2000. 261 с.

Alimov R. II. Karabalgasun Yaziti // Modern Türklük Arastirmalari Dergisi. 2015. Cilt 12. Sayi 4. S. 27-38.

Aydin E. Hoyto-Tamir (Tayhar-Çuluu) Yazitlari // Türkbilig. 2017. Sayi 33. S. 1-14.

Bombaci A. Quthry bolzun! A Contribution to the concept of "fortune" among the Turks // Ural-Altaische Jahrbücher. 1965. Vol. 36. Fasc. 3-4. S. 284-291; 1966. Vol. 38. S. 13-43.

Clauson G. An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish. Oxford: Clarendon Press, 1972. XLVIII, 989 p.

Dobrovits M. The Great Western Campaign of the Eastern Turks (711-714) // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 2005. T. 58. Pt. 2. P. 179-185.

Doerfer G. Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen unter besonderer Berücksichtigung älterer neupersischer Geschichtsquellen vor allem der Mongolen- und Timuridenzeit. Bd. III. Türkische Elemente im Neupersischen. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1967. (2), 670 s.

Erdal M. Irk Bitig Üzerine Yeni Notlar // Türk Dili Arastirmalari Yilligi, Belleten 1977. Ankara, 1978. S. 87-119.

Erdal M. Further Notes on the Irk Bitig // Turkic Languages. 1997. Nu 1. P. 63-100.

Erdal M. A Grammar of Old Turkic. Leiden; Boston: Brill, 2004. XII, 575 p.

Golden P. B. The Türk Imperial Tradition in the Pre-Chinggisid Era // Imperial Statecra: Political Forms and Techniques of Governance in Inner Asia, Sixth-Twentieth Centuries. Bellingham: Western Washington UniversityCenter for East Asian Studies, 2006. P. 23-61.

İnan A. Tarihte ve Bügün Şamanizm: Materyaller ve Araştırmarlar. 3. baskı. Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1986. 222 s.

Kotwicz W. Formules initiales des documents mongols aux XIII-e et XIV-e ss. // Rocznik Orientalistyczny. 1934. T. 10. P. 139-165.

Kotwicz W. Contributions à l'histoire de l'Asie Centrale // Rocznik Orientalistyczny. 1949. T. XV (1939-1949). P. 159-195.

Mori M. The T'u-chüeh Concept of Sovereign // Acta Asiatica. Bulletin of Institute of Eastern Culture [Töhö Gakkai 1981. № 41. P. 47-75.

Ölmez M. Ongi Yaziti, Sorunlar ve Cözüm Önerileri // Türk Dili Arastirmalari Yilligi Belleten. 2016. Cilt 64/1. S. 43-86.

Röna-Tas A. Hungarians and Europe in the Early Middle Ages: An Introduction to Early Hungarian History. Budapest: Central European University Press, 1999. XXII, 566 p.

Roux J.-P. L'origine céleste de la souveraineté dans les inscriptions Paléo-Turques de Mongolie et de Sibérie // La Regalita Sacra: Contributi al tema dell' VIII congresso (Roma, aprile 1955) / The Sacral Kingship: Contributions to the Central Theme of the VIIIth International Congress for the History of Religions (Rome, April 1955). Leiden: E. J. Brill, Leiden, 1959. P. 231-241.

Roux J.-P. La religion des Turcs de l'Orkhon, des VIIe et VIIIe siècles // Revue de l'histoire des religions. 1962a. T. 161. № 1. P. 1-24.

Roux J.-P. La religion des Turcs de l'Orkhon, des VIIe et VIIIe siècles // Revue de l'histoire des religions. 1962b. T. 161. № 2. P. 199-231.

Sağol-Yüksekkaya G. Türklerde Ölümün Algılanışı “Ölmek” Karşılığı Kullanılan Kelimelerden Hareketle // Uçmağa Varmak Kitabı. İstanbul: Kitabevi, 2010. S. 3–40.

Şirin User H. Köktürk ve Ötüken Uygur Kağanlığı Yazıtları. Söz Varlığı İncelemesi. Konya: Kömen Yayınları, 2009. 548 s.

Tekin T. Irk Bitig. The Book of Omens. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1993. 70 p., Facsimiles 75-133 p.

Yildirim F., Aydin E., Alimov R. Yenisey — Kirgizistan Yazitlari ve Irk Bitig. Ankara: BilgeSu, 2013. 512 s.

Цэнь Чжун-мянь 岑仲勉. Ту-цзюэ цзи ши 突厥集史. Пекин [北京]: Чжун-хуа шу-цзюй 中華書局, 1958. 1136 c.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)